• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Художник Владимир Серов и его лениниана. Чей Ильич красовался в советских учебниках?

Владимир Серов — автор обширной «Ленинианы», серии портретов и сюжетов, посвященных создателю и первому руководителю первого социалистического государства. Познакомимся с его творчеством поближе.

«В Смольном», (фрагмент) 1957 г. © Владимир Серов

Конечно, в СССР на подобную тематику существовал госзаказ. Конечно, советская власть, особенно в первые периоды существования социалистического государства, активнейше занималась пропагандой.

Но кто сказал, что всякий мастер, работая в официальном ключе, руководствуется исключительно конъюнктурными соображениями?

«В.И. Ленин провозглашает Советскую власть»
«В. И. Ленин провозглашает Советскую власть»
© Владимир Серов

Давайте посмотрим на некоторые моменты ранней биографии нашего героя.

Родился Владимир в Тверской губернии в семье сельских учителей. Я ничего не знаю о взглядах и убеждениях его родителей, но в этой среде были весьма сильны околореволюционные настроения, те или иные «левые» взгляды, понимание, что стране нужны перемены. Мать художника, кстати, позже станет заслуженным учителем РСФСР.

Первым же учителем Владимира по части живописи был Савелий Шлейфер, авангардист, открывший в Весьегонске (Тверская область) художественную школу, участник объединений «Треугольник» и «Союз молодежи».

Савелий Шлейфер «Портрет крестьянина в синей рубахе», 1920-1924 гг.
Савелий Шлейфер «Портрет крестьянина в синей рубахе», 1920−1924 гг.
Фото: общественное достояние

Ну, а авангардисты — они, понятное дело, за всякую движуху, и революция не исключение. Потом ВХУТЕИН, который Владимир закончил в 1932 году. В том году, кстати, по инициативе «сверху» ликвидируются все прежние художественные объединения, вместо них создаются официальные творческие союзы.

Но это сейчас не так важно. Речь вот о чем: с чего бы Серову было не воспринять идеи социализма, не разделять их? Его взросление и творческое становление пришлись на эпоху смены строя, на эпоху глубочайших перемен в обществе и в сознании.

Нет, понятное дело, что творческий работник всегда работает, так или иначе, на рынок, в соответствии со спросом.

«Декрет о мире», 1957 г.
«Декрет о мире», 1957 г.
© Владимир Серов

Конечно, если хочет донести свои творения до зрителя-слушателя-читателя… А художники и писатели и тогда хотели и признания, и благосостояния. В советское время, особенно во времена молодости нашего героя, на хорошее пропагандистское искусство был спрос.

А с другой стороны, смеем ли мы утверждать, что художник был неискренен, отражая в творчестве историю своей страны? В конце концов, его становление как человека и художника пришлось на первые годы советской власти… И вдохновлялся он образами трудящихся, пафосом и энтузиазмом новой, социалистической, России.

«Овладевай техникой, будь в первых рядах строителей социализма», 1934 г.
«Овладевай техникой, будь в первых рядах строителей социализма», 1934 г.
© Владимир Серов

Избрав для себя исторический жанр, он писал то, что видел и чем жила страна.

Так вот, Владимир Серов — автор, наверное, самых знаменитых, хрестоматийных работ о Ленине и революции: «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть», «Зимний» взят", «Вести из деревни» и, конечно, «Ходоки у Ленина».

Его учитель во ВХУТЕИНе и Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (это одно и то же учебное заведение, до и после 1930 года) был Василий Савинский, академик Императорской Академии Художеств и мастер исторической живописи. Так что, похоже, с выбором жанра Серов определился уже тогда. И в аспирантуре он учился у Исаака Бродского, автора знаменитого портрета кабинета в Смольном на фоне Ленина… то есть наоборот, но на самом деле как бы да…

«В.И. Ленин в Смольном», 1930 г.
«В. И. Ленин в Смольном», 1930 г.
Исаак Бродский, общественное достояние

И подозреваю, что в ряды Ассоциации Художников Революционной России наш герой не попал исключительно в силу молодости: на следующий год после окончания института прежние художественные объединения закрываются, объединяясь в централизованные творческие союзы.

С 1941 по 1948 год Владимир Александрович — председатель Ленинградского отделения Союза художников. Он вообще сделал ещё и прекрасную административную карьеру, но об этом позже.

Автопортрет. 1941 г.
Автопортрет. 1941 г.
© Владимир Серов

Во время войны он до 1943 года, в самое тяжелое время, находится в Ленинграде.

«Защитим город Ленина», 1941 г.
«Защитим город Ленина», 1941 г.
© Владимир Серов

Рисует, разумеется, плакаты. Здесь во время войны он создает такие известные, как «Ледовое побоище» и «Балтийский десант».

«Ледовое побоище», 1942 г.
«Ледовое побоище», 1942 г.
© Владимир Серов
«Балтийский десант», 1942 г.
«Балтийский десант», 1942 г.
© Владимир Серов
«Прорыв блокады», 1943 г.
«Прорыв блокады», 1943 г.
© Владимир Серов

И конечно, картины о Ленине и революции, это на всю жизнь!

«Зимний взят», 1954  г.
«Зимний взят», 1954 г.
© Владимир Серов
«23 января 1924. Горки», 1964 г.
«23 января 1924. Горки», 1964 г.
© Владимир Серов

В. И. Ленину посвящена уже выпускная работа, которую я, к сожалению, так и не сумел найти.

Лениниана принесла Владимиру Александровичу известность. И она же несколько «закрыла» другие стороны его творчества от внимания широкой публики.

Если внимательно посмотреть все, что я создал за свою жизнь, было во всем этом то, что меня постоянно волновало, — это наш народ в больших событиях, в борьбе.

Владимир Серов был очевидцем этих событий. И тем более ценен запечатленный им взгляд на нашу историю.

К сожалению, эта сторона его творчества закрыла другую, а ведь этот мастер умел быть разносторонним!

И вот другой Серов, совсем не про историю и не про политику:

«Свидание», 1961 г.
«Свидание», 1961 г.
© Владимир Серов

Он был неплохим портретистом и пейзажистом!

«Портрет мужика»
«Портрет мужика»
© Владимир Серов
Портрет пожилой женщины
Портрет пожилой женщины
© Владимир Серов
«Белые стволы берез», середина ХХ в.
«Белые стволы берез», середина ХХ в.
© Владимир Серов

Не говоря уже о портретах близких.

Портрет Серовой Г.Г., 1957 г.
Портрет Серовой Г. Г., 1957 г.
© Владимир Серов
Из серии «Малыш», 1957 г.
Из серии «Малыш», 1957 г.
© Владимир Серов

А вот эта живая бытовая сцена разве не прекрасна?

«Кухня и домком», 1940-1950-е гг.
«Кухня и домком», 1940−1950-е гг.
© Владимир Серов

Или иллюстрации к «Слову о полку Игореве»?

Художник Владимир Серов и его лениниана. Чей Ильич красовался в советских учебниках?
© Владимир Серов
Художник Владимир Серов и его лениниана. Чей Ильич красовался в советских учебниках?
© Владимир Серов

Но помним мы Серова именно как автора «Ходоков у Ленина»…

Сделал Владимир Александрович и карьеру чиновника, хотя и в сфере искусства. Был ученым секретарем, вице-президентом, а с 1962 по 1968 г. — президентом Академии Художеств СССР.

И вот тут придется добавить ложку дегтя в успешную и вроде бы безупречную биографию мастера соцреализма.

«Да здравствует Октябрьская революция!», 1951 г.
«Да здравствует Октябрьская революция!», 1951 г.
© Владимир Серов

Потому что, помимо соцреализма, в изобразительном искусстве существовали и другие направления. Владимир Александрович отличился не только созданием блестящей ленинианы, но и борьбой с формализмом и прочими современными и чуждыми веяниями, с только-только появившимся у нас тогда, в хрущевскую «оттепель», абстракционизмом и даже с вроде бы идеологически правильным «суровым стилем». Что особенно удивительно, учитывая, что первый учитель Серова — авангардист.

Например, существуют свидетельства того, как Серов (в тот момент глава Академии Художеств СССР и Союза художников РСФСР!) представлял Никите Сергеевичу Хрущеву работы абстракционистов на известной выставке 1962 года (той самой, где Никита Сергеевич ругался нехорошими словами и предлагал молодым художникам отправить их на Запад) и как после откровенно радовался тому, что «получилось».

Что получилось? Актуализировать оставшийся, казалось, в прошлом конфликт между «реалистами» и «формалистами», отодвинуть молодых современных художников подальше и поглубже. Получилось спровоцировать скандал. Удалось спровоцировать главу государства на агрессию в адрес молодых художников.

Хрущев, кстати, уже будучи в отставке, извинялся перед ними за свою несдержанность, непонимание и прямо говорил, что он и не собирался на эту выставку. Из песни слов не выкинешь, и не Сталин написал четыре миллиона доносов…

Однако и мнения коллег-современников со счетов не сбросить. Лабас Александр Аркадьевич:

…как если бы мы говорили о музыке с осведомленным человеком, который может понять умом, какие идеи хотел выразить композитор в симфонии. Но если этот человек лишен музыкального слуха, не чувствует настроения или абсолютно расстроенного рояля — что он может почувствовать в настоящей, большой музыке? Так и мне все время казалось, что Серов не улавливает самого главного: он не понимает искусства, настоящую живопись, ее глубокий смысл.

То, что он никакой не живописец, это бесспорно. Это видно по его картинам. Ну, что можно сделать — таков факт, и это его личное несчастье.

Владимир Серов, Народный художник РСФСР и СССР, лауреат двух Сталинских премий, прославился своими работами революционной тематики. И по праву: победа социализма в нашей стране небывалым дотоле образом повернула весь ход мировой истории.

И завершим мы все еще одной работой о вожде пролетариата.

«Вести из деревни»
«Вести из деревни»
© Владимир Серов
Статья опубликована в выпуске 9.07.2025

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: