Павел Клушанцев родился в 1910 году в Санкт-Петербурге в дворянской семье… Ну, как в дворянской? Его отец был врачом, много работал, рос в должностях и чинах в табели о рангах и незадолго до рождения сына получил очередной чин, дававший ему по «Табели о рангах» личное дворянство. В общем, семья честного служаки, однако это дворянство впоследствии изрядно попортило жизнь Павлу.
Отец умер в 1919 году. Мать мальчика тоже из дворян. До Первой мировой была домохозяйкой, но в войну стала сестрой милосердия в госпитале, потом работала делопроизводителем, затем воспитателем в интернате.
Жизнь рано заставила мальчика повзрослеть. С детства он был очень рукастым, чинил мебель, сооружал сложные макеты. Сам построил небольшой токарный станок для дерева, на котором потом точил на продажу шахматные фигуры. Для учебных и научных заведений он делал чертежные работы. Кстати, читал и писал он с четырех лет.
После школы хотел поступить в институт, стать инженером, но его кандидатура была отклонена из-за «дворянства» его семьи. Парень поступил на операторский факультет Ленинградского фото-кинотехникума. По окончании обучения в 1930 году был распределен на студию «Белгоскино». Несмотря на название, студия располагалась не в Минске, а в Ленинграде. Здесь молодой оператор работал и набирался опыта. Сначала он был ассистентом оператора, но уже в 1932 году стал оператором.
В 1934 году молодой специалист перешел в студию «Техфильм» (в наше время ее называют «Леннаучфильм»). Снимал фильмы. В 1935 году, уже в должности режиссера-постановщика, снял фильм «Семь барьеров». Стал оператором высшей квалификации. В 1938 году организовал на своей студии цех комбинированных съемок, которым и руководил вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Когда началась война, Павла не призвали в армию из-за того, что он долгое время болел костным туберкулезом. Он занимался съемками военно-учебных фильмов и документальными съемками в блокадном Ленинграде. В январе 1942 года попал в стационар с дистрофией третьей степени. После стационара его вместе с семьей эвакуировали. До конца войны работал в Новосибирске на киностудии «Сибтехфильм», снимая военно-учебные фильмы.
По окончании войны вернулся в Ленинград на свою студию, теперь она уже называлась «Лентехфильм». В 1951 году он снял фильм «Вселенная», а в начале 1957 года — «Дорога к звездам». Фантастика стала темой всей его последующей работы и изобретательской деятельности.

Павел Владимирович Клушанцев фактически создал жанр научной кино-фантастики. В 1962 году он снял фильм «Планета бурь» по повести Александра Казанцева. Фильм закупили для проката 28 стран. В США после добавления полуголых «венерианок» он имел огромный успех под названием «Путешествие на планету доисторических женщин». До сих пор этот фильм входит в программы обучения операторов и режиссеров кинематографа… в США.
Для создания спецэффектов нашим героем был сделан целый ряд изобретений, поныне используемых в кинематографе: стабилизатор для камеры при воздушных съемках, аппарат для подводных съемок, призма Клушанцева, позволяющая совместить нарисованный фон и реальную натуру, и многое другое.

Джордж Лукас, Стэнли Кубрик, Ридли Скотт и многие американские мастера комбинированных съемок взяли у Клушанцева очень много для создания великолепных фильмов. Говорят, что, когда Джордж Лукас приехал в Россию, он попросил у наших киночиновников организовать ему встречу с Павлом Клушанцевым. А эти деятели даже не знали, кто это такой, и спросили об этом у американского режиссера. Тот им ответил, что Клушанцев — крестный отец «Звездных войн».
Американский постановщик спецэффектов Роберт Скоттак в 1990 году нашел Павла Клушанцева, который давно уже был вытеснен на пенсию. Тот, пытаясь спасти свои гениальные изобретения, безвозмездно передал их американцу, который использовал изобретения непризнанного русского гения спецэффектов в различных фильмах, в том числе в фильме «Терминатор-2. Судный день», за который получил «Оскар».
Впоследствии Скоттак написал:
«Появлением на экране масштабных сцен в космосе мир обязан не космическим войнам Лукаса и Кубрика, а русскому режиссеру Павлу Клушанцеву».
Его творчество могло бы прославить советскую школу спецэффектов, однако… Очевидно, Павел Клушанцев был… как бы помягче… «не гибок». Потому снимать кино ему не позволяли, званий особых он так и не получил. Лишь перед самым уходом на пенсию ему вручили значок «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
А ведь если бы ему позволили продолжить снимать картины и реализовывать в кино свои изобретения, то насколько богаче был бы советский кинематограф!





О людях необыкновенных, интересных - с бэкграундом рано или поздно узнаЮт, сколько ни замалчивай. Правильно автор вспомнил имя и поднял жупел темы. А уж выводы в статье... "Его творчество могло бы прославить советскую школу спецэффектов, однако… Очевидно, Павел Клушанцев был… как бы помягче… «не гибок». Потому снимать кино ему не позволяли, званий особых он так и не получил. Лишь перед самым уходом на пенсию ему вручили значок «Заслуженный деятель искусств РСФСР». А ведь если бы ему позволили продолжить снимать картины и реализовывать в кино свои изобретения, то насколько богаче был бы советский кинематограф!"
Все - так. А сколько сопоставимых по таланту людей и вовсе не доживает до пенсии, оставаясь непризнанными широко.... Это уже общее место размышлений. Причем суть не меняется в обществе в поколениях. Люди - и в Африке люди. Проще признать человека, когда его нет - тогда он не опасен и "не мешает" как конкурент социального соревнования за блага.
"Был бы помягче...." Да не мог бы "быть помягче"; а кто-то смог...но не имел тех же достоинств. Каждый живет так как может, и так как хочется. Даже если понимает возможности и лучшие результаты - если ему быть "помягче". Возможно, это планида, у каждого она своя
0 Ответить
Андрей Кашкаров, я читал Марка Твена.
В смысле - у него был рассказ о том, как в раю выше чтят тех, кто реально "мог", но не "стал", к кому, дескать, судьба была несправедлива - мог стать лучшим флотоводцем мира, но остался разносчиком мелкого городка на Среднем Западе СЩА.
А Клушанцев снимал сверхудачные фильмы, которые зрители пересматривали много раз - и в СССР и в США и в Европе.
НО - в Европе и США режиссеры брали на вооружение его старые приемы и снимали и "Звездные войны" и многое другое.
А у нас - просто не давали ему снимать новые фильмы. И заменяли его фантастику всякой соцбредятиной.
А уж как, скажем, "Человека-амфибию" топтали всем союзом кинематографистов и всеми СМИ!
Это не планида - это фактически, причина гибели СССР - когда изобретателей давили как могли во имя бездельников.
Оценка статьи: 5
0 Ответить