• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Как переплелись судьбы двух ученых? Андрей Болотов и Александр Бердышев. Часть 1

Мавра Степановна никак не могла разродиться третьим ребенком (в семье уже были две дочери). Ждали сына. Бабка-повитуха отбивала поклоны, причитая и молясь. Наконец, стоная и охая, Мавра не выдержала, прикрикнула на неповоротливую помощницу. В эту самую минуту крестик, свесившейся с шеи повитухи, попал в щель в полу. Бабка, как птица, замахала руками, не зная как оторваться от деревянных досок…

Вспоминая этот случай, всякий раз мать Андрея Тимофеевича, весело смеялась. В этой истории Болотов для себя увидел особый знак. Выходит, жизнь будет у него не скучная, а радостная и принесет ему немало хорошего. Мысли Андрея Тимофеевича оказались пророческими…

Речь моего собеседника, Александра Петровича Бердышева, была неторопливой. Казалось, что он так сроднился с известным ученым Болотовым, что рассказывает не о человеке, жившем в ХVIII веке, а о хорошем друге.

А началось все с того, что судьба свела Бердышева со знаменитым ботаником и генетиком Н. В. Цициным, который посоветовал любознательному молодому человеку: «А вы, Саша, экономические труды Болотова почитайте, „поройтесь“ в его опытах. Очень любопытно». Так и «окунулся» Бердышев в сочинения ученого-самородка Андрея Тимофеевича Болотова. Первую свою книгу о жизни Болотова Бердышев написал в 1949 году, отнес в издательство, не очень надеясь, что ее напечатают. Но книгу выпустили.

К тому времени Бердышев был аспирантом сельскохозяйственной академии, он рассказывал: «Так случилось, что в начале жизни работал в школе, в Сибири, а потом увлекся сельским хозяйством. Известный академик В. С. Немчинов создал при Сибирском отделении АН СССР лабораторию, которая занималась проблемами экономики на селе. Но работал я там недолго. Я в 50-е годы в Смоленскую область попал, был такой призыв партии: „Коммунисты — на село!“ Пришлось председательствовать в колхозе».

Но наука Бердышева уже захватила целиком. К тому времени лабораторию В. С. Немчинова перевели в Москву…
Когда москвич Александр Петрович Бердышев, выйдя на пенсию, в 80-е годы поселился недалеко от усадьбы русского ученого Андрея Тимофеевича Болотова, которая располагалась в селе Дворяниново Тульской губернии, сельские жители частенько донимали его расспросами.

Немногие верили, что доктор сельскохозяйственных наук, оставив семью в Москве, станет заниматься проблемами разрушенной усадьбы Болотова. А этот немного наивный и чудаковатый человек взял себе 70 соток земли и с помощью рабочих из здешних мест собрал отличный урожай зерновых. Все собранные 7 тонн зерна раздал желающим безвозмездно. В районе такого урожая ни в одном хозяйстве не было.

Слух о московском чудаке быстро распространился в округе. К Бердышеву приезжали журналисты, расспрашивали о планах, и он всем с охотой говорил о своем кумире-ученом ХVIII века — Андрее Тимофеевиче Болотове, в надежде, что это поможет возродить интерес к его жизни и делам. А главное, удастся восстановить заброшенную усадьбу, сады, парк, пруды…

Но вернемся к биографии нашего главного героя, с которой мы начали наше повествование.

Родился Андрей Болотов 18 октября (7) 1738 года, 270 лет назад, в деревне Дворяниново Алексинского уезда Тульской губернии в бедной дворянской семье. Отец Андрея, Тимофей Петрович, полковник Архангелогородского полка, все время жил на «колесах», следуя за своей частью. Рядом была его семья. Когда еще был жив отец, Андрей выучил немецкий язык, а потом и французский.

Однако недолго опекал Тимофей Петрович сына. Когда Болотову было 12 лет, он потерял отца, а через два года не стало и матери. Оказавшись на Псковщине, у своего дяди Т. Арсеньева, Андрей обучался столярному и слесарному делу.

«Вы знаете, — задумчиво рассказывал мне Александр Петрович Бердышев, — юного Андрея Тимофеевича отправляли к разным родственникам, учили всяким наукам. А он через несколько лет вернулся в полк, где служил его отец. Хлебнул он тогда немало. 19-летним принимал участие в семилетней войне (1756−1762 г. г.) Мне, кажется, ему хотелось спрятаться от душевной боли, которая все еще терзала его. Уж очень он был привязан к отцу. Когда в Пруссии Болотова определили переводчиком в канцелярии, он все свободное время отводил изучению „тамошних“ методов хозяйствования на селе».

По мнению Бердышева, Болотов мог сделать карьеру в северной столице, но он, воспользовавшись Указом «О вольности дворянства», который вышел в 1762 году, неожиданно решил оставить службу. Не дожидаясь утра, стараясь побыстрее забыть о своей работе у генерал-полицмейстера Петербурга, Корфа, Андрей Тимофеевич выехал из города.

Он с нетерпением ехал в родное поместье в Дворяниново. Едва Болотов вошел в дом, как какой-то мужик, кольнув его рыжей бородой, пробасил: «Голубчик, барин приехал! Вот радость-то, вот радость!» Андрей Тимофеевич устало опустился на скамью, что стояла у порога и огляделся. Окна вросли в землю, потолок осыпался, во всем чувствовался запах пустоты. Но это не испугало его. Главное, что он снова был дома…

Он начал перестраивать заново отцовское поместье. Параллельно занимался возделыванием сада, заказывая семена растений не только в России, но и за границей. Андрей Тимофеевич изучал различные приемы агротехники, занимался урожайностью полей, его увлекала идея плодородия земель. Результаты своих опытов Болотов публикует в журналах, сотрудничает с «Вольным экономическим обществом» в Петербурге.

«Вот вы спросили меня, счастливый ли я человек? Я ответил, что да, — размышляя вслух, сказал мой собеседник Александр Петрович Бердышев, — но и Болотов считал себя счастливым. Очень счастливым… Он женился на молодой девушке, Александре Михайловне Кавериной. Она родила ему 4 дочерей и сына. Жена была ровна с ним и подчеркнуто немногословна. В занятия мужа почти не вникала. Но ее мать, теща Андрея Тимофеевича, Мария Абрамовна, души не чаяла в зяте. Она не только помогала Болотову во всем, но и любила поговорить с ним. Все свои рукописи на прочтение Болотов отдавал ей, уважая ее взыскательный вкус и знание дела».

Весть о помещике Болотове, который всех удивлял своей неутомимостью, докатилась до столицы. Ему предложили должность управляющего Киясовской волостью в Каширском уезде, а через два года Андрей Тимофеевич вместе с семьей едет в Богородицкую волость. Многие тульские помещики были удивлены назначением Андрея Тимофеевича управляющим в императорские волости. Не иначе, говорили, «рука» у него есть в столице. Не родовит, богатством не блещет, откуда такая к нему милость?

Однако и сам Болотов не понимал, почему ему доверили должность управляющего. Но для раздумий времени не было. Полный сил в свои 38 лет, Андрей Тимофеевич приступил к переустройству города. Он строил новые дома, вел сельскохозяйственные опыты.

Андрею Тимофеевичу удается наладить издание журнала «Экономический магазин», где он сам печатался 10 лет. Болотов пишет о разведении картофеля, о сохранении плодов, о лугах и сенокосах, об удобрениях, о лекарственных травах. В своей книге «Жизнь и приключения Андрея Болотова», которую он создавал всю жизнь, дает ответы на многие вопросы. В ней он рассказывает о своем жите-бытие не по дням, а по часам. Экономическое общество при королевстве Саксонии предлагает ученому сотрудничество, на которое Болотов отвечает согласием.

Андрей Тимофеевич даже успел организовать в Богородицке детский театр. Но главным его достижением стал дворцовый парк, принадлежащий графу Алексею Бобринскому, внебрачному сыну Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова.

Продолжение во второй части.

Статья опубликована в выпуске 18.10.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: