• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Как появилась и развивалась кинофантастика?

Жанр фантастики в литературе появился в конце XIX века. Кинофантастика появилась в начале века XX, практически в самом начале развития кино. Какова история фантастики в кино?

Кадр из к/ф «Прометей», 2012 г. Фото: kinopoisk.ru

Первый фильм в жанре кинофантастики вышел на экран в 1902 году. Жорж Мельес снял «фильму» «Полет на Луну».

Режиссер снял пародийную комедию на романы Жюля Верна и Герберта Уэллса. Фильмы тогда были немыми и очень короткими, длительностью 10−15 минут. За это время герои успели улететь из пушки на Луну в специально созданном снаряде (как было в романах Жюля Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны»), попасть там в плен к селенитам, убежать из плена и как-то «выстрелиться» обратно.

В эпоху между двумя мировыми войнами в Германии был снят немой фильм «Метрополис» (1927 год). Это антиутопия об ужасном мире будущего, когда, буквально как в романе Уэллса «Машина времени», мир оказывается поделен на мир элоев и мир морлоков. Индустриальные рабы крайне порабощены и вынуждены работать на своих индустриальных хозяев.

В межвоенный период в СССР вышло несколько интересных научно-фантастических фильмов. Это «Аэлита» (1924) по роману Алексея Толстого, «Луч смерти» (1925), «Гибель сенсации» (1935). «Таинственный остров» был снят в Одессе по роману Жюля Верна в 1941 году прямо перед войной.

Постер к к/ф «Космический рейс» 1935 г.
Постер к к/ф «Космический рейс» 1935 г.
Фото: kinopoisk.ru

Отдельно хочется упомянуть фильм «Космический рейс». Фильм немой, был снят в 1933 году (хотя Википедия говорит про 1935 год). В СССР придумали ракету для полета на Луну, в полет отправился академик и его очаровательная ассистентка. В полете оказалось, что зайцем сумел пробраться в ракету юный пионер-изобретатель. Советские покорители космоса сумели добраться до Луны, сели на нее и после ряда приключений вернулись на Землю, где их и встречали как героев.

Консультантом фильма был сам К. Э. Циолковский. Возможно, именно поэтому в ходе съемок очень похоже изображены старт ракеты, невесомость и хождение по Луне в условиях пониженной гравитации.

С середины XX века идет расцвет и фантастики как жанра, и кинофантастики. В жанре кинофантастики существует 14 различных премий и наград.

Постер к к/ф «Тайна двух океанов»
Постер к к/ф «Тайна двух океанов»
Фото: kinopoisk.ru

В 1957 году на экраны вышел фантастико-шпионский фильм «Тайна двух океанов» по роману Григория Адамова. Фильм получился настолько удачным, что его до сих пор показывают по ТВ. Если кто из молодых пропустил этот шедевр кино — усиленно рекомендую посмотреть, как выдастся свободное время (около 3 часов). Если не придавать слишком много значения добрым чекистам и злым иностранным шпионам, это великолепная лента даже для нашего времени.

В советской кинофантастике большой след оставил режиссер Павел Клушанцев, снимавший научные и фантастические фильмы. Его работы не раз брали премии на различных кинофестивалях. Например, фильм «Метеориты» получил премию на Международном кинофестивале в Венеции в 1948 году. Его фантастические ленты «Дорога к звездам» (1957) и «Планета бурь» (1962) имели огромный успех у зрителя.

Право на прокат «Планеты бурь» купили 28 стран, в том числе и США. Правда, при прокате в США упоминание об СССР из фильма было изъято, изменено было и название фильма, в прокате он шел как «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet). Жаль, что на Родине фильму не дали достаточно широкого показа.

В 1963 году на Одесской киностудии вышел фильм «Мечте навстречу». Узнав, что на Марсе потерпел вынужденную посадку корабль внеземной цивилизации планеты Центурий, с Земли в исследовательском корабле «Океан» была послана спасательная экспедиция. Затем, вдогонку ей, посылается ракета РДУ-12 с запасом топлива — чтобы спасательная экспедиция смогла вернуться на Землю.

Загадочная внеземная цивилизация, приключения в космосе, на поверхности Марса, любовь. И три великолепных песни, сверхпопулярных в 60-е годы и известных в наше время: «И на Марсе будут яблони цвести», «Я — Земля» и «Четырнадцать минут до старта».

Эта песня стала неофициальным гимном советских космонавтов.

В 1967 году вышел на экраны фильм по роману И. Ефремова «Туманность Андромеды». Роман был великолепен, а снятый по нему фильм оказался ниже уровнем, сегодня он смотрится с интересом, но скорее как история фантастики, хотя музыка, написанная для фильма, очень хороша.

В США, начиная с 1950-х, фильмов в жанре фантастики вышло немало, в 1951 — «День, когда Земля остановилась», в 1956 — «Запретная планета» про взаимодействие землян с инопланетянами. Снимались фильмы про гигантских муравьев-мутантов, появившихся в результате действия радиации, сметающих все на своем пути. Были ленты про похитителей тел и про инопланетные корабли, которые, сев на Землю, заставляли мутировать все живое в тех регионах, где они приземлились. Были об инопланетных похитителях тел. Снимались фильмы обо всем, что было необычно и могло иметь успех у зрителя.

А в 1968 году вышел фильм «Космическая одиссея 2001» (режиссер Стенли Кубрик), снятый по роману Артура Кларка. С этим фильмом началась уже современная кинофантастика.

На экранах появились Большие Космические Приключения, потом появилось фэнтези. Трюковые съемки становились все более изощренными. Затем трюки оказались на 90% переведены в цифру, их стали делать при помощи компьютерной анимации, они безопасные.

Не только трюки стали виртуальными, но даже декорации во многих современных фильмах — плод работы ЭВМ: актеры двигаются на «зеленом фоне», а потом техника добавляет в картины приключений любую экзотику. Хотите — мрачные готические подземелья, хотите — поверхность Луна или далекой планеты Эртак. К новым фильмам сочиняется отличная музыка, приключения оригинальны, компьютерная графика трюков в этих фильмах великолепна.

Павел Владимирович Клушанцев
Павел Владимирович Клушанцев
Фото: Michael Klushansev, ru.wikipedia.org

И все-таки работы режиссера Клушанцева, сумевшего в 1940−1950 годы создать такие реалистичные фильмы о космосе, даже в наше время удивляют специалистов тем, насколько похоже он сумел показать космические полёты в то время, когда люди еще не знали, как на самом деле выглядит невесомость.

Статья опубликована в выпуске 27.01.2021
Обновлено 22.01.2022

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Смотрели ли Вы немецкий фильм "Женщина на Луне" (1929)? Это мелодрама на фоне полета в космос, однако, именно с этим самым фоном Лангу пришлось повозиться. Там забавно решена проблема изображения невесомости. Не так дерзко и роскошно, как в "Космическом рейсе", но за изобретательность создателей ленты невозможно не похвалить. Что касается самого фильма "Женщина на Луне", я могу его рекомендовать - приятное кино не без морали.

    Оценка статьи: 5

  • прочитал синтересом - понравилось
    достойно оценил
    спасибо
    удачи

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Вадимов! Большущее спасибо за статью! Очень интересно получилось. В свое время я смотрела несколько раз "Аэлиту", и "Космический рейс". Насколько я помню, последний произвел впечатление оригинальностью не только сюжета, но и съемками. Он был подан, как документально-научный. В результате появления этих фильмов в СССР прошла глубокая волна интереса к космосу и возможным путешествиям. Помните, у Циалковского: "Земля- колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели!". .Хорошая фантастика всегда пробуждала интеллект, в отличие от современных фэнтэзи, которые только засоряют и зомбируют мозги.
    Еще раз спасибо! Оценка 5.

    Оценка статьи: 5

  • В советское время интересно работали со звуком и киноизображением.

    Оценка статьи: 5

  • Не, ну правда, серьезно??? Даже "Звездные войны" не упомянуты? А название было многообещающим... Я понимаю ностальгию автора по советскому кинематографу, но вот как раз в жанре фантастики наши были далеко не "пионэрами". Простите, неудовлетворительно.

    • Евгений Жарков, А, между прочим, Голливуд присылал своих специалистов, чтобы разобраться, как делались декорации к "Солярису", а еще раньше студия АФ Дисней также пыталась разораться в том, как делали комби фильм, кстати, первый, про Гулливера в стране лилипутов. Почитайте истории об этих фильмах. Это мы со времен Петра Перового стали прогибаться перед Западом, и даже выбросили в угоду ему 5508 лет, а, возможно, и больше своей истории. Так что "Звездные войны" с их лазерными спецэффектами, если учесть возрастное развитие синематографа - кинематографа и его технические возможности - то это далеко "не фонтан" .

      Оценка статьи: 5

      • Нина Галай, причем тут "фонтан"? Речь о статье, о несоответствии заголовка содержанию... Вы лучше сами почитайте, сколько раз наши киношники обращались за помощью к Голливуду, вплоть до полного подражанию американскому кинематографу (увы, чаще всего, получалось намного хуже). Если уж автор и хотел что-то сказать по данной теме, то надо было изучить материал, а получилось, извините, "ляпнул, не подумавши".

        • Евгений Жарков, "Фонтан", конечно же, не причем. А в Голливуд стали обращаться, как вы и сами знаете, со второй половины 80-х. Сейчас у наших киношников практически ничего не получается: ремейки - никуда, свои фильмы с прогибом, а поэтому тоже не получаются. "Бедные" режиссеры готовы снимать любое "кино" (иногда клипы лучше!), только бы плаили. И актерам было бы интереснее сниматься в классике, а не замыливаться среди спецэффектов. А "ляпать не подумавши", да еще и приусить при этом, теперь все считают необходимым - свобода слова! С нижайшим почтением и т.п.

          Оценка статьи: 5

  • Интересная статья.

    Оценка статьи: 5