Камень как первый лист
Самым первым материалом, на котором оставляли надписи, был камень. Древние шумеры, египтяне, греки, римляне — все вырезали буквы, как будто вбивали их в вечность. Грубые, чёткие, молчаливые знаки появлялись на скалах, гробницах, стелах, арках.
Камень был неподвижным хроникёром: его не унесёт ветер, не сотрёт дождь. Но и писать на нём было непросто, каждое слово требовало усилия, резца, времени. Возможно, поэтому надписи были лаконичны. И точны.
«Я здесь был», — одна из самых древних мыслей, вырезанная рукой.
Глина: когда слова запекались
Глиняные таблички — ещё один способ сохранить слова. Особенно прославились этим шумеры и вавилоняне, жившие в Месопотамии. Они писали острым стилусом по сырой глине, а потом — сушили или обжигали. Так рождались библиотеки, в которых не было страниц, только кирпичики текста.
На таких табличках были и бухгалтерские записи, и молитвы, и даже эпосы — например, «Эпос о Гильгамеше», который дошёл до нас в глине. Таблички можно было держать в ладони. Их могли потерять, разбить, зарыть, но не сжечь.
Береста — письмо леса
На севере, особенно в Древней Руси, писали на бересте, снятой с берёзы. Способ оказался удивительно живучим. Береста лёгкая, гибкая, недорогая, и, что важно, она сохраняется в земле веками.
Благодаря археологам, мы знаем: новгородские мальчишки писали на бересте записки друг другу, взрослые — счета, молитвы, письма домой. Береста была своего рода народной бумагой.

Писали заострённой палочкой или металлическим стержнем. Слова процарапывались на поверхности, иногда — с ошибками, с сокращениями, но живо, с характером.
Кожа и пергамент
Пергамент — выделанная кожа животных, на которой писали чернилами. Он появился в античности и быстро стал стандартом: прочный, белый, гладкий. Им пользовались монахи — переписывая Библии, учёные — создавая трактаты, художники — оформляя миниатюры.
Стоил он дорого, но и хранился веками. Писать на нём — значит, вступить в разговор с материей: чернила могли расплываться, линии — исчезать. Каждый лист пергамента был как личность — с морщинками, изгибами, запахом.
Бамбук, пальмовые листья и раковины
В Азии использовали и бамбуковые планки, и пальмовые листья, особенно в Индии и на Шри-Ланке. Листья заготавливали, сушили, шлифовали, писали на них и сшивали, как книги.
В некоторых регионах использовали и раковины, кость, металлические пластины. Китайцы до изобретения бумаги писали на шёлке — красиво, дорого, эфемерно.
Письмо как жест
До бумаги письмо было медленным, материальным, физическим действием. «Написал» означало вырезал, выцарапал, запёк, привязал, прошил. Слово несло в себе не только значение, но и труд. Поэтому и относились к написанному иначе: с уважением, почти с благоговением. Даже простая записка могла быть сокровищем.
Когда в Китай пришло изобретение бумаги, мир изменился. Писать стало проще, дешевле, быстрее. Слов стало больше. Они стали легче летать: по ветру, по курьерам, по улицам. Но в этой скорости потерялось кое-что важное — ритуальность письма.

Сегодня мы набираем текст на экране. Он живёт в облаке, исчезает с кнопкой delete. Но глубоко внутри осталась тоска по письму, в котором ощущается материал, усилие, связь с рукой.
И, может быть, именно поэтому нас так тянет к бересте, табличкам, к выцветшим надписям на камне. Потому что они — не просто слова. Они — след человека.





Андрей Кашкаров, я читал Марка Твена. В смысле - у него был рассказ о том, как в раю выше чтят тех, кто реально "мог", но не "стал",...