• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Какие современные художники имеют свои галереи? Илья Глазунов

И. С. Глазунов — народный художник СССР, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, профессор, скончался от сердечной недостаточности в 2017 году, на 88-м году жизни.

В одном из залов Галереи Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

В 1997 году, к 850-летию Москвы, Илья Сергеевич Глазунов подарил столице и государству все свои работы, созданные за 40 лет творческой деятельности. Для размещения такого огромного художественного наследия нужно было и соответствующее помещение.

И вот, по постановлению Правительства Москвы 31 августа 2004 года в самом центре столицы, на ул. Волхонка, дом 13, рядом с Храмом Христа Спасителя и через дорогу от Музея Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина, в отреставрированном особняке, была торжественно открыта Московская Государственная галерея Ильи Глазунова.

И. С. Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году, в детстве пережил блокаду, во время которой потерял родных и близких. В Ленинграде он стал художником, окончив в 1951 году среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, а потом и живописный факультет этого института. Он говорит:

«Художником меня сделал Ленинград, с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер… Эрмитаж — мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах… Сколько помню себя — рисовал…».

Но так сложилась судьба, что с 1957 года он живет и работает в Москве. А в родном городе с периодичностью примерно раз в 10 лет проходят его персональные выставки в Центральном выставочном зале Манеж.

Зимой 2000 года, с 11 февраля по 19 марта, в Манеже Санкт-Петербурга проходила очередная выставка Ильи Сергеевича — под девизом «Храни Бог Россию!».

Надо было отстоять большую очередь, чтобы попасть на неё, — в Петербурге творчество Глазунова любят. К тому времени в прессе было много противоречивых публикаций о его работах, особенно о масштабных картинах — «Мистерия Х Х века» и «Вечная Россия» (её первое название — «Сто веков»), посвященных истории и политической жизни России. Именно у этих полотен дольше всего и толпились посетители выставки.

Мировое искусство не знает примера подобных картин, как по своему содержанию, так и по своей сложности — ведь там прописаны десятки портретов! Действительный член Российской академии социальных наук Владимир Большаков сказал как-то, что даже если бы Глазунов совершил лишь одно из своих деяний — написал картину «Вечная Россия» или создал интерьеры кремлевских залов, его уже можно было бы назвать великим гражданином России.

Но ни одна, даже обширная, выставка не дает полного представления о творчестве художника. Поэтому, приехав в Москву в начале ноября 2004 года, через два месяца после открытия Галереи Глазунова, отправилась туда вместе с подругой. Только вошли в вестибюль, как смотрительница сказала нам: «Если поторопитесь, успеете на встречу с Ильёй Сергеевичем, он сейчас спустится и будет беседовать в холле, можно получить автограф».

Мы очень обрадовались, быстренько разделись и даже купили в холле по репродукции — чтобы было на чем взять автограф. Встали в очередь, достаточно длинную. И вот вышел Художник, скромный, спокойный, без всякой охраны (так модной теперь в мире искусства), сел за стол, и все, кто хотел, задавали ему вопросы, брали автографы и фотографировались на память. Какой это был удивительный человек! При его титулах и званиях — ни тени чванства, высокомерия. Простой и доступный.

И.С. Глазунов дает автограф
И.С. Глазунов дает автограф
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

А потом три часа мы ходили по залам художественной галереи, сначала с экскурсоводом (экскурсоводы тогда были бесплатно, сейчас не знаю), потом еще раз прошли сами. Четыре этажа здания, десятки залов вмещают несколько сотен работ Мастера. Сначала экскурсовод рассказывает о первых работах, где уже чувствуется большой талант художника.

На втором этаже — удивительные иллюстрации к произведениям Достоевского, Мельникова-Печерского, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна. Далее залы, где видим портреты разных известных людей, политиков и деятелей культуры. И живописные полотна, в которых чувствуешь любовь к родной природе, к истории России.

Несколько залов отдано под большие полотна, площадью от 15 до 32 квадратных метров. Это картины «Мистерия Х Х века» (новая редакция), «Вечная Россия» (3×6 м), «Моя жизнь», «Великий эксперимент». Особенно большое впечатление производят картины «Разгром храма в Пасхальную ночь» (4×8 м) и «Рынок нашей демократии». Вряд ли найдется человек, которого эти картины оставят равнодушным, в них боль и гнев миллионов людей, ставших свидетелями кошмаров двадцатого века.

Удивительна картина «Моя жизнь». Она автобиографична, наиболее полно обобщает раздумья современного художника о своей судьбе, неотъемлемой от судьбы любимой им России. Создание её в 1994 году практически совпадает с началом работы художника над его книгой-исповедью «Россия распятая» (книга издана, первая часть была опубликована в Роман-газете в 1996 году, полностью — в 2004 г.). И поэтому мотивы написания и пафос картины точно определяются словами самого автора, высказанными в предисловии к книге:

Я — маленькая частица нации и горжусь тем, что более чем за тридцать лет своей творческой деятельности служил Богу, России и совести, и не отказываюсь ни от одного поступка, картины или напечатанного слова.

Не вдаваясь в перечисление всех живописных полотен и портретов, хочу сказать, что на четвертом этаже есть ещё удивительная коллекция старинных русских деревянных изделий — оконные наличники, сундуки, кресла, домашняя утварь — личная коллекция, также переданная в дар Государству.

Накануне 70-летия И. С. Глазунова проводился опрос общественного мнения ВЦИОМом, и по результатам его он назван «самым выдающимся художником ХХ века». Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды — золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру.

Так что, если вы не видели картин И. С. Глазунова, не были в его Галерее — побывайте, получите огромное удовольствие от соприкосновения с прекрасным, вспомните выдающегося современного художника.

Кроме Глазунова, свои галереи есть у Церетели и Шилова.

Статья опубликована в выпуске 3.04.2008
Обновлено 19.07.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Не помешала бы вступительная фраза, не все будут читать статьи последовательно. Поэтому нужно что-то такое: "В этой части (предыдущая см. - и ссылка - ) мы обратимся к творчеству ...".

    столице и Государству - прописная буква выглядит пафосно.
    им. И. Е.Репина - обычно инициалы друг от друга не отделяют, лучше отделить от фамилии.
    факультет этого Института - прописная буква не к месту.
    чтоб попасть - неблагозвучный переход б-п, Ы не помешала бы.
    на неё, в Петербурге - я бы еще и тире добавил.
    деяний: написал картину “Вечная Россия”, или создал интерьеры кремлевских залов — его уже можно - лишняя запятая, а остальная пунктуация меня смущает, но не могу предложить вариантов.
    Сначала экскусовод - пропущена буква.
    Печерского,Некрасова - слова склеились.
    людей , политиков - лишний пробел.
    наиболее полно обобщает - три слова с одним смыслом подряд звучат плохо.
    И поэтому, мотивы написания и пафос картины точно определяют слова самого автора - лишняя запятая. Что чем определяется - по смыслу и по строению предложения труднопонятно: слова определяются мотивами или мотивы словами?
    тем , что более
    поступка , картины - лишние пробелы.
    так же переданная в дар Государству - выделенное должно быть слитно, а государство - со строчной буквы.

    Как-то давно был на его выставке в Ялте. Действительно потрясающие (а местами страшные) картины.