• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Как написать попсовую песню?

«Ученые провели эксперимент: в течение года белым мышам ставили диск РУКИ ВВЕРХ. Через год мыши написали лучше».
(Анекдот)


«- Специально для вас, — ответил великий комбинатор. — Вы, я замечаю, все время терзаетесь муками творчества. Писать, конечно, очень трудно. Я, как старый передовик и ваш собрат по перу, могу это засвидетельствовать. Но я изобрел такую штуку, которая избавляет от необходимости ждать, покуда вас окатит потный вал вдохновения. Вот. Извольте посмотреть».
(И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»)

Собственно музыка и текст в попсовом проекте — дело десятое. Главное — это придумать «фишку». Кому нафиг был бы нужен безголосый Борис Моисеев, не сыграй он в свое время на гомосексуальном имидже? За ним подоспели ТАТУ, и скучающего обывателя начали забавлять целующиеся девочки. Можно сыграть и на «квасном» патриотизме. Главное — сделать это вовремя. Можно сперва, как ЛЮБЭ, прикалываться («Батька Махно», «Атас»), а потом, уловив в воздухе перемены, сотворить серьезную мину («Ё-комбат», «Давай за нас»). На этой ниве чуть-чуть припоздал Газманов. Забыв про модную в начале перестройки белогвардейщину (песни про всяких там «есауло-подъесаулов» — вспомните Малинина, Талькова, да еще Розенбаума с «казачьими» песнями), он с гордостью запел о том, что «сделан в СССР» (почему-то в 1991 г. на подобные строки его не вдохновило). Можно, как группа ЛЕНИНГРАД, сделать «фишку» из матерщины и образа маргинала, сделать по всем законам шоу-бизнеса и опять-таки вовремя.

В общем, «фишки» могут быть разные (вплоть до большой силиконовой груди), но на этой ниве я не особый спец. Не дал Бог менеджерского таланта. Зато, когда «фишка» найдена, деньги на ротацию есть, а осталось только досочинить текст песенки, я могу дать несколько общих «полезных советов».

Рассмотрим «дешевый» упрощенный вариант написания попсового текста (делать что-либо большее я могу лишь за отдельную плату, настоящая попса ведь пишется за деньги).
Итак, прежде всего окинем взглядом несколько самых рейтинговых тем:

1) Любовь (к женщине, мужчине, детям, маме);
2) Праздники (особенно день рождения, свадьба и Новый год). Такие песни хороши для всяких поздравительных передач, заказных выступлений и прочих праздничных «чесов».
3) Патриотизм (это уже в завсимости от политической ситуации — можно про военных, можно — про казаков, можно — про калину за окном и прочую природу);
4) Экзотика (Пальма-де-Мальорка, Канары, лондонский дождь);
5) Танцы, дискотеки, вечеринки;
6) Крутизна недетская (крутые опасные пацаны, крутые податливые бабы, крутые напитки, крутые машины и т. д., в общем «Хэй, подруга, посмотри на меня… Где шире всех пальцы? У нас в клюбе»).

Думаю, достаточно. Безусловно, первая тема самая беспроигрышная и практически не требует умственных усилий. Ее арсенал нарабатывался веками. Во-первых, лучше петь про любовь несчастную, но с примесью надежды. Во-вторых, БОЛЬШЕ ЭРОТИКИ, особенно, если исполнительница — женщина. По сути, добрая половина нынешних текстов песен — это маленькие истории больших женских оргазмов! Заметьте, какими наши певицы все стали… да нет, даже не сексуальными… а безобразно-похотливыми просто! Послушайте, как они стонут, хрипят, взвизгивают, гладят свои истосковавшиеся тела. И поют то о взлетах, то о падениях. Мужчина, понятно, сволочь и обманщик, но… физиология побеждает («Обмани, но останься», «Обмани, позови, скучен мир без тебя», «Я с тобой упаду в пропасть… извини, гордость»). Как тут мужчине не прислушаться к такой нимфоманке-мазохистке. Ничего, скоро как сделают фишку из радикального феминизма, будет нам тогда полный Захер-Мазох!

В-третьих, желательно добавить что-нибудь из модного арсенала (всякие там технические новинки — SMS, плейеры) и элементов «сладкой жизни» (рестораны, лимузины, сигареты с ментолом… шучу-шучу, с ментолом уже не модно). С модными понтами, конечно, через лет 5−10 можно выглядеть глуповато-архаично (помните песни о видеомагнитофонах и пейджерах?), но попса — продукт быстрого употребления.

Итак, образ предлагаю такой: женщина в соку, но ее бойфренд (красавец и мерзавец, конечно) не приходит к ней на день рождения, а она не позвала подруг и одна, а в вазе вянет цветок с прошлого рандеву (символ увядающей без толку красоты или уходящей любви), а женщине хочется всякого такого человеческого, она вспоминает его губы (прикосновение), руки/плечи (сильные), запах табака и щетину можно припомнить. Воспоминания доводят женщину до отчаянного оргазма, и в припеве она истошно (извините, страстно) кричит, мол, без тебя я — ничто, так себе — две руки, две ноги, посредине… Извините, увлекся.

Поэтические приемы и стандартные обороты еще проще. Если «любовь», то рифмуем с «вновь» или «кровь», ну, можно и со словом «боль» (сойдет для целевой аудитории). Ниже я привожу схему, пользуясь которой, вы можете составить немало вариантов попсовых припевов. Просто берете наугад ЛЮБОЙ вариант из каждого раздела и получаете готовое четверостишие.

Варианты 1-й строчки:

 — Этот мир для меня опустел
 — За окном моим стонет метель
 — Мой дверной звонок онемел
 — Ветер грустную песню пел

Варианты 2-й строчки:

 — В хрустале увядает роза
 — И в бокал вина падают слезы
 — Навалилася жизни проза
 — Я сижу будто под наркозом

Варианты 3-й строчки:

 — Остывает моя постель
 — Ты наверное так хотел
 — Нас не греет сплетенье тел
 — Лист последний в окно влетел

Варианты 4-й строчки:

 — Мою душу сковали морозы
 — Умирают последние грёзы
 — Ноет в сердце моем заноза
 — И надеяться слишком поздно

Приблизительную последовательности аккордов тоже могу привести. Что-то вроде…
Am, Dm, E, Am
Dm, G, C, Am
Dm, F, E

А вот вам еще один пример из личного опыта. В году 1990-м я вместе с институтским товарищем Сергеем Подцуевым решил провести небольшой эксперимент, чтобы на практике показать примитивность попсы. Я должен был за 10 минут сочинить текст куплета и припева поп-песни, а мой товарищ за такое же время положить их на попсовую музыку. Все уложились в срок. А результат моего эксперимента перед вами:

«Капли росы на листьях розы,
Очень похожи на женские слезы,
Начало как песня, конец — словно проза,
Я больше не нужен тебе.
Я помню то время, когда твои губы,
Шептали мне нежно: «Не будь, мальчик, грубым.
Зачем ревновать? Ведь друг друга мы любим…»,
Но все будто было во сне.

Неподаренные розы я сжимаю в рука-ах,
Неподаренные розы искололи пальцы в кро-овь,
Неподаренные розы, будто зна-ак
Того-о, что ухо-о-одит любо-о-овь!"

Писалось это во времена ЛАСКОВОГО МАЯ, Андрея Державина и прочих подростково-ботанических завываний. Суть попсовых песен, в общем-то, не изменилась, но столь откровенный примитив сейчас пытаются скрыть. Порождая уж совсем несусветную глупость

Статья опубликована в выпуске 15.05.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Шикарно!

    Оценка статьи: 5

  • Лина Окулова Лина Окулова Читатель 31 мая 2008 в 17:13 отредактирован 20 мая 2018 в 19:12 Сообщить модератору

    Очень понравилось. Так смешно было читать. Все правильно. Попробую пять поставить.

    Оценка статьи: 5

  • Статья великолепная, просто "хитовая". 5 и искренний респект автору. Помнится, в студенчестве вот так же, на спор, клепались за 20-30 минут песенки "про палатку, осень и костер". Там был свой стандартный набор образов при стандартном наборе ля-минорных аккордов. Кое-что даже удалось потом услышать в чужом исполнении и на полном серьезе.

    Оценка статьи: 5

    • Да-а, барды - это тоже находка для стебальщика. Помню, как всех бородато-очкастых интеллигентов шокировало мое пренебрежительное отношение к тексту песни про "милую мою, солнышко лесное" - священное к ней было отношение.
      Или еще одна замечательная песня "Над землей летели лебеди...". Текст - пошлятина бесподобная, не намного уступающая "Упоительным Российским вечерам". А люди думают, что это круто красиво - кров-любов.

      • Кстати, да... по поводу лебедей.... И дело ведь даже не в теме "кров-любов", это тема вечная, это всегда актуально...помню, еще в детстве меня смущали слишком уж какие-то переходы резкие, не поэтичные, что ли... "но по птицам кто-то выстрелил"...звучало как обухом по голове....хотя по музыке и по динамике красивая песня!...но... слова несколько топорные, на мой взгляд...

  • На работе целыми днями играет Русское радио. С утра прочитала статью и... Это удивительно, но в любой песне я теперь могу уловить одну из описанных рейтинговых тем. Не смогла не улыбнуться, когда услышала в ныне популярной песне группы "Любэ" - "...и емэйлами меняются с ребятами".)) Нашли ведь куда в песне о Москве вставить и про интернет!
    Правда как-то немного жаль стало... получается, что слова в песнях - это такой же товар как пирожок или втулка. Нечто бездушное, сделанное по определенной технологии.

    • На самом деле в эти "рейтинговые темы" и вписываются основные потребности людей. Я думаю, так было всегда. Есть те, кто сейчас млеет от старинных русских романсов и считает их высокой поэзией. А по мне - большинство (не все конечно!) романсов - это апофеоз пошлости и штампов. Особенно, так называемые, "жестокие романсы". Понимающий человек может долго кататься от смеха, читая слезливые тексты про прямо-таки мегашекспировские страсти.
      Что до заказа - то он бывает разный: некоторые советские композиторы на заказ (к кинофильмам например) писали нередко вполне достойные песни и музыку. А вдохновенные, как им казалось, альтернативщики писали редкую гадость. Тут много факторов: и подход к теме, и талант. Я писал о самом циничном - фабрике "выпекания" по рецепту - он самый дешевый и быстроокупаемый.

      • Все правильно. Вы знвете, в XX веке был очень талантливый, злой и яркий философ Теодор Адорно (он, кстати, выведен в образе Черта в романе Томаса Манна "Доктор Фаустус"), музыку любил и очень много о ней писал. Так вот, он тоже классифицировал попсу своего времени. И что обидно: кроме "плача по утраченной подруги" тематика была пошире, например, существовал под-жанр - "песнь о матери". А вот нам осталось только "ты ушел/ушла"....

  • Помню в студенчестве по приколу (пародировал Цоя) написал песню, что-то типа:

    Последний состав отправляется в путь
    Постой, подожди, его не вернуть
    ...
    Последний состав ушел давно
    Как в старом печальном немом кино
    ...
    Последний состав ушел без тебя
    А ты не желаешь, так жить не любя

    Что удивительно - девочкам нравилось.

    Оценка статьи: 5

    • Кстати, по-моему, есть такой чувак Бекхан. не знаю, что он сейчас делает, а давно он очень хорошо разогрелся, кося под Цоя.
      У меня тоже была пародия на Цоевский стиль, правда вашу не раскусишь, а моя явная, да и циничная сильно. Вспомню юность, приведу. Поется на мотив "Звезды по имени Солнце" в характерной манере.

      читать дальше →




      А вообще к группе КИНО я отношусь достаточно хорошо.

  • как написать попсовую песню

    точно замечено, остроумно написано. ставлю 6+.

    МОЛОДЕЦ!

  • К нам в Бюро раз заходил такой деятель искусства со своим окружением. Спрашивал, нельзя ли взять на съёмки клипа наш Ягуар. Мы объяснили, что для его клипа без труда можно найти подходящий кабриолет с куда меньшими усилиями и запросто договориться с его владельцем, а нашу машину его менеджерам не стоило бы лапать руками.

  • Прикольно...

    Ну , Сергей, теперь это про тебя

    "И ты станешь сверхновой, СУПЕРЗВЕЗДОЙ,
    много девок, машины, все дела..."

    Искренне желпаю...

    Груздев Михаил

  • Ну да, товарищ Бендер отдыхает

    Оценка статьи: 5

  • А-а-а-а!!!! Вы просто разбрасываетесь хитами!!! ))

    • Хотите серьезно?
      Всё-таки попс-тексты у меня однозначно выйдут хуже, чем у тех "поэтов-песенников", кто действительно считает свои стихи хорошими, отдает им всю свою, так сказать, "душу". Если у меня появиться хорошая строчка, я вряд ли буду использовать ее для попсового текста, а "песенник" - будет. То есть, у меня по любому тексты будут отдавать "мертвятчинкой".

      • Ну, кстати, еще по поводу аккордов. Их количество в песне не всегда пропорционально качеству.
        Взять, скажем, Юрай Хип, "Леди ин блэк" - два аккорда - хит (хотя, по всем законам - попса), но такая приятная!)

        • Полностью с Вами согласен. Конечно, не в количестве аккордов счастье. Но ведь и мелодии многие не различишь - можно плавно перейти, допустим с "Электрички" Апиной на "Осенний поцелуй" Пугачевой.
          А у ХИПОВ аккордов в "Лэди" чуть поболе будет - там ведь еще припевка есть "На-на-на...".

          • Это которая "Ай вэйк ап ин зе монинг, уан лонли санди монинг"? Там припев на тех же двух аккордах вроде был. А вообще качество песни не определяется сложностью гармонии. Если так считать, вообще один джаз нужно слушать, причем не Армстронга, а Гиллеспи хотя бы. Но с тем, что "Изгиб гитары желтой бла бла..." достал основательно, тоже соглашусь.

            За статью - 5+.

            Оценка статьи: 5

  • Замечательно!
    Представляете, кто-нибудь и воспользуется, и услышим ещё песенку!

    Оценка статьи: 5