• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Любите ли вы кино так, как любили и любят его…? Часть 1

Лирическое танго «Как много девушек хороших…» в 30-е годы слышалось из всех репродукторов, зрители были в восторге от фильма режиссера Г. Александрова «Веселые ребята», мелодий композитора И. Дунаевского. Простой сюжет, который превратил домработницу Анюту в певицу, а пастуха Костю сделал руководителем джазового оркестра, многие до сих пор смотрят с интересом.

Этот фильм открыл «звездный» путь для актрисы Л. Орловой, начинающего музыканта Л. Утесова. Среди первых «Заслуженных деятелей искусств РСФСР» были режиссеры С. Эйзенштейн, Я. Протазанов, Л. Кулешов и… обворожительная Л. Орлова (1935 г.). Фильм вошел в девятку лучших европейских картин 30-х годов и был показан на Венецианском фестивале.

А произошло это так. В 1933 году при ЦК партии проходило заседание по вопросу создания… кинокомедий. Новый руководитель отдела по кино Б. Шумяцкий предложил режиссерам рассказать с экрана о молодых людях, о том, как хорошо живет страна. Выбор пал на Г. Александрова, скромного постановщика, который только что вернулся из США, где они вместе с режиссером С. Эйзенштейном обучались у своих западных коллег мастерству…

Москва не хотела отставать от Венеции. В 1935 году в столице состоялся 1-й фестиваль современного кино. Главный приз «Серебряный кубок» достался фильму «Чапаев» режиссеров братьев Васильевых (псевдоним Георгия и Сергея Васильевых). Кроме того, он был удостоен бронзовой медали на кинофоруме в Венеции.

Затем два с лишним десятилетия наша страна не возвращалась к проведению подобных фестивалей. Видимо, правительство это не впечатлило. К тому же началась Вторая мировая война…

Проведем экскурс в историю кино. Ученые-киноведы подсчитали, что только до революции в России было сделано 2,7 тысяч кинолент. Если в 1908 году было снято 8 картин, то год спустя — 23 фильма. В 1912 году — 102 фильма, в 1913 году работало над созданием картин 18 кинокомпаний, в 1916 году — 52 (снято 500 фильмов). К сожалению, только 11% от общего числа кинолент хранятся в Госфильмофонде, остальные утеряны.

«В 1916 году было продано в России 150 миллионов билетов в кинотеатры» (из книги С. Гинзбурга «Кинематография дореволюционной России»).

У истоков российского кино стоял А.Ханжонков, он один из первых в стране основал кинопредприятие. Окончив юнкерское училище, Александр готовился стать офицером. Но один случай перевернул всю его жизнь. Его сводный брат привез из Парижа в 1896 году коллекцию фильмов и кинопроекционный аппарат. На фирме «Ханжонков и К» они вместе с братом сначала занялись прокатом фильмов, а потом приступили к съемкам документального кино.

Но показ военных парадов и выезды семьи императора молодым людям скоро наскучили, и они стали снимать художественные ленты. До сих пор остается загадкой, как в условиях практического отсутствия специального оборудования Ханжонкову удалось снять такие картины как «Боярин Орша», «Мазепа», «Ванька-ключник». В его фильмах снимались знаменитые актеры: В. Холодная, И. Мозжухин, М. Чехов, А. Вертинский и другие.

На своей студии Ханжонков вместе со своими коллегами впервые снял полнометражный фильм, который длился 1 час и 40 минут. Он был посвящен событиям, связанным с обороной Севастополя в Крымской войне (1853−1856 годов). Ханжонков один из первых в России участвовал в создании фильма «Кабирия» вместе с итальянцами, взяв за основу сценарий поэта Г. Аннунцио. Ханжонков сумел объединить производителей многих студий в общество, которое потом станет прообразом современного Союза кинематографистов. В ноябре 1913 года он поcтроил на свои средства в Москве первый кинотеатр.

Ханжонков пережил эмиграцию в годы революции, потом вернулся в Россию, некоторое время трудился в качестве консультанта в «Госкино», но очень скоро оказался никому не нужен, его фильмы были объявлены «буржуазными». Надо сказать, что в период революционной смуты в 20-е годы большевистская власть обнаружила не только распад киностудий, но и исчезновение кинотеатров. Чтобы создать их сеть, правительство разрешает деятелям кино арендовать любые учреждения. О Ханжонкове же вспомнили только во время горбачевской перестройки.

20-e годы 19 века неизменно связывают с режиссером-легендой Сергеем Эйзенштейном. Он вырос в обеспеченной семье, получил хорошее образование, прекрасно знал мировую и русскую литературу, увлекался фотографией. Доходная деятельность отца его не привлекала. Едва став учиться в инженерном институте в Петрограде, вступил в Красную армию, одновременно участвуя в самодеятельности как актер, художник и режиссер. Эйзенштейна посылают в 1917 году в Московскую Академию изучать японский язык, а он продолжает мечтать о театре. И в дальнейшем начинает руководить мастерскими театра Пролеткульта.

Уже в 1924 году он с молодыми коллегами М. Штраухом, Г. Александровым и И. Пырьевым создал свой первый фильм «Стачка», который получил серебряную медаль в Париже. А год спустя вышла картина «Броненосец «Потемкин», которая имела оглушительный успех. В фильме отражены события, которые происходили в России в 1905 году, когда команда броненосца захватила корабль. Режиссер сумел в ней выразить идею борьбы народа за классовое равенство и свободу. Американская киноакадемия признала этот фильм лучшим фильмом 1926 года, он вошел в десятку лучших кинолент того времени, а в 1978 году киноведы признали его лучшим фильмом среди ста выдающихся картин мира.

А ведь всего 30 лет отделяет это время от изобретения кинематографа братьями Люмьер, продвинувших вперед идею века, которой они обязаны Томасу Эдисону и Уильяму Диксону, сумевших создать «кинетоскоп» (устройство, показывающее движение). Благодаря кинофирме «Уорнер бразерс», которая первая сделала в Америке попытку озвучить кино, страны Европы начинают выпускать звуковые киноленты.

Впервые в нашей стране с использованием звука были сделан фильм «Путевка в жизнь» режиссером Н. Экком в 1931 году. Картина была снята по книге А. Макаренко «Педагогическая поэма», фильм рассказывает о драматических судьбах подростков, переживших голод, разруху и гражданскую войну. Надо сказать, что по опросу зрителей эта лента была признана лучшей в 1932 году на Венецианском кинофестивале.

Затем были созданы звуковые фильмы «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Окраина» Б. Барнета, «Счастье» А. Медведкина. Первая цветная кинокартина вышла в США в 1935 году, режиссер Р. Мамулян. У нас цветной фильм был создан в 1936 году и назывался он «Груня Корнакова», режиссер Н. Экк…

В годы Второй мировой войны многие кинематографисты ушли на фронт. На первый план вышло документальное кино. Режиссер-документалист Р. Кармен создал больше 20 выпусков кинохроники, участвовал в создании фильмов «Ленинград в борьбе», «Разгром немцев под Москвой» и «Берлин». В 1946 году Кармен снял фильм о Нюрнбергском процессе (суд над бывшими главарями гитлеровской Германии). В 60-е годы вышла его 20-серийная кинолента «Неизвестная война».

В военное время выходят кинокартины Ф. Эрмлера о Сталинградской битве «Великий перелом» и «Она защищает Родину», А. Довженко — «Радуга». Создаются фильмы на исторические темы, кинокомедии.

Но зрители до сих пор помнят киноленту «Машенька», созданную режиссером Ю. Райзманом, в которой рассказывается о верности и любви в годы войны. В главной роли Маши Степановой снялась молодая актриса Валентина Караваева. В 1943 году вся съемочная группа фильма была удостоена Государственной премии. Актриса Караваева была самым молодым лауреатом в стране, ей к тому времени едва исполнилось 23 года.
Продолжение в следующей части.

Статья опубликована в выпуске 11.11.2008
Обновлено 21.11.2017

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: