• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Любите ли вы кино так, как любили и любят его…? Часть 2

До 1908 года Российский кинематограф ограничивался показом «иноземных» фильмов. Но за короткий срок наше кино быстро наверстывает свое отставание от киношкол Европы. В России создается множество киностудий, среди них лидирует компания «Ханжонков и К». Как считают искусствоведы, уже в 1913 году в России было открыто 1,5 тысячи кинотеатров.

В 30-е годы, после гражданской войны, наше правительство принимает решение о строительстве крупных кинотеатров. Однако позже пришлось отказаться от возведения больших кинозалов, появились кинотеатры на 200 мест и больше (всего 12 разрядов).

Надо сказать, что «Золотой век» кино пришелся на 60-е годы. В среднем было зарегистрировано 22 посещения в течение года (включая стариков и детей). В кинотеатрах демонстрировалось ежегодно около 25 фильмов, причем больше половины из них были отечественными.

Каждый кинофильм в стране становился событием. С интересом зрителями был принят фильм «Летят журавли» режиссера М. Калатозова, который создавался по пьесе драматурга В. Розова «Вечно живые». В основе фильма история любви двух молодых людей (актеры Т. Самойлова и А. Баталов). Когда погибает любимый на фронте, его невеста Вероника понимает, что былого уже не вернуть. Но где-то в душе теплится надежда, а вдруг он вернется. И она ждет… Любовь для нее — сама жизнь…

В 1958 году кинокартина получила известность во всем мире. Она завоевала «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Для актрисы Т. Самойловой эта была первая роль в кино. Ей был вручен специальный приз «Апельсиновое дерево» как самой очаровательной актрисе. Спустя год за исполнение женской роли Французская академия наградила Самойлову Большой премией. Актриса сыграла в своей жизни немало ролей, но «журавли» до сих пор являются ее визитной карточкой. В 1960 году ей была вручена «Хрустальная звезда» от Французской академии, а 30 лет спустя после этого события в Каннах работа Самойловой в кино была отмечена призом «Живая легенда Канна».

Каннский фестиваль (Франция) — один их четырех основных кинофестивалей мира, проводится с 1946 года, главная премия — «Золотая пальмовая ветвь». С 1932 года в Венеции (Италия) проходит также Международный кинофестиваль, главный приз — «Золотой лев». Первый Берлинский фестиваль (Германия) был организован в 1951 году, основный приз — «Золотой медведь». Город Торонто (Канада), который также определяет киномоду в мире, по существу, является крупным кинорынком.

В нашей стране Московский Международный фестиваль был возобновлен (первый прошел в 1935 году) после Второй мировой войны — в 1959 году, главный приз — «Золотой «Святой Георгий» — вручается с 1989 года. С 1997 года фестиваль стал проходить ежегодно. Кроме этого, в России сейчас проводятся еще около 60 различных кинофестивалей. Среди них самые популярные: «Кинотавр», «Евразия», «Киношок», «Зеркало» и т. д.

Американская киноакадемия с 1928 года и вот уже на протяжении 80 лет вручает премию «Оскар» за лучший конкурсный фильм. В нашей стране аналогом «Оскара» стала премия «Ника» (названа в честь Богини Победы), была учреждена в 1987 году. Кроме того, у нас Академия искусств с 2002 года вручает премию «Золотой орел».

На 1-м кинофестивале в Москве в 1959 году главный приз был вручен режиссеру С. Бондарчуку за фильм «Судьба человека». Это была его первая кинолента, поставленная по рассказу М. Шолохова с тем же названием. В основе фильма пронзительная история человека, побывавшего в плену, который в годы войны потерял семью, но сумел сохранить душевную щедрость и тепло.

В 1965—1967 годы С. Бондарчук экранизировал роман Л. Толстого «Война и мир». И вновь небывалый успех. Фильм был удостоен Большого приза на Московском Международном кинофестивале, завоевал диплом на Венецианском К Ф, награжден премией «Оскар» за иностранный фильм года (1965). Фильм стал лидером проката. Он собрал только за один год 58 млн. зрителей…

Непростым был путь С. Бондарчука к славе. Он родился в Херсонской области в семье председателя колхоза. Когда окончил школу, отец посоветовал ему «на инженера» выучиться. Но Сергей давно мечтал об актерской карьере. Стал обучаться в училище при театре в Ростове-на-Дону, после войны поехал в Москву. Учился, снимал фильмы. За кинокартину «Они сражались за Родину» (по роману М. Шолохова) Бондарчук получил государственную премию им. братьев Васильевых. Фильм также был удостоен специального приза на кинофестивале в Карловых Варах.

К этому времени в Советском Союзе уже был создан Учредительный съезд кинематографистов. Первым секретарем правления Союза кинематографистов был избран режиссер Л. Кулиджанов, который проработал в этой должности почти 20 лет, до самой перестройки.

В мае 1986 года впервые С. Бондарчук, известный режиссер, единственный в стране обладатель «Оскара», член правления Союза кинематографии, не был приглашен на 5-й съезд. Многим тогда казалось, что таким, как Бондарчук, «генералам», обласканным властью, не место в «их строю». Сам съезд проходил очень бурно и шумно. В своем выступлении на съезде режиссер Н. Михалков сказал: «По-разному можно относиться к этому человеку. Но не избрать, не пригласить на съезд того, кто создал „Судьбу человека“, „Войну и мир“… Это ребячество».

Неслучайно режиссер Э. Климов, которого съезд избрал председателем правления Союза кинематографии, написал в своем дневнике: «Сегодня я попал под поезд». Не пройдет и двух лет, как клевета, зависть и неприязнь еще недавних соратников станут «спутниками» его окружения в Союзе кинематографистов. Он сам написал заявление о своей отставке. Климов не стал напоминать никому, что успел за 4 года «снять» с полок массу фильмов, которые не допускали до показа. Он помогал творческой молодежи «пробиться» в кино, при его содействии наша страна стала активным участником всех Международных кинофестивалей. Неслучайно Э. Климов стал одним из первых российских кинематографистов, избранных в Американскую киноакадемию.

Вот так непросто шел слом старого мышления, и находило себе дорогу новое…

Только спустя почти полвека в день торжественного открытия 30-го Международного фестиваля в Москве директор «Мосфильма» К. Шахназаров вручил вдове С. Бондарчука, актрисе И. Скобцевой, главный приз фестиваля 1959 года за фильм «Судьба человека», который все это время хранился на киностудии. Ведь раньше награды не отдавали их владельцам-победителям. Скобцева едва смогла произнести: «Спасибо…»

В 60-е годы в кинематограф страны приходит целая плеяда молодых мастеров режиссуры. Среди них особое место занимает А. Тарковский, которого многие зарубежные критики называли вторым по значимости режиссером после Эйзенштейна.

Андрей родился в семье известного поэта Арсения Тарковского в Ивановской области. После школы поступил на факультет востоковедения Московского института. Но, увлекшись режиссерской работой, окончил мастерскую М. Ромма при ВГИКе. Его первый фильм — короткометражка студента-дипломника «Каток и скрипка» в 1961 году получил главный приз на студенческом фестивале в Нью-Йорке.

А уже год спустя А. Тарковский снял фильм «Иваново детство», который на Венецианском фестивале завоевал главный приз — «Золотой лев». Всего кинокартина получила 10 премий на различных фестивалях.
Продолжение в следующей части.

Статья опубликована в выпуске 12.11.2008
Обновлено 26.01.2010

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: