• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наташа Деспи Профессионал

Крах фашизма. Каким был итальянский тоталитаризм?

Согласно идее воссоздания Римской империи, итальянские войска вторглись в Абиссинию (Эфиопию, 1935−36 г. г.), Италия поддержала Франко в период гражданской войны в Испании. Постепенно хорошие отношения с Францией, Великобританией и СССР испортились.

Неуемные амбиции Муссолини подтолкнули его к союзу с Гитлером, которого он не уважал, но на которого возлагал надежды о великом будущем Италии: в стране нет собственных полезных ископаемых, таких, как руда, нефть и т. д., поэтому поддержка сильной державы была необходима.

В 1936 году было подписано соглашении с Германией (ось Рим-Берлин), а позднее в 1939 — «Стальной договор». Этот союз неизбежно втянул Италию во Вторую мировую войну, что привело к краху фашистского режима и страны в целом.

Когда Германия напала на Польшу, Италия сохраняла нейтралитет, а после вторжения во Францию вступила во Вторую мировую войну, полагая, что она закончится после разгрома Франции. В 1940−41 годах Италия потерпела позорное поражение от Греции на Балканах и проиграла Великобритании в Африке.

Наблюдалось явное несоответствие между далеко идущими захватническими планами итальянского фашизма и отсутствием возможности для их осуществления. К концу 1942 г./началу 1943 г. Италия имела не только внешние, но и внутренние проблемы: острая нехватка продовольствия, сырья и финансов из-за неудачных военных операций. Возросло недовольство народа, облагаемого дополнительными налогами и трудовыми повинностями.

Скрытое возмущение итальянцев вылилось в массовые забастовки в марте 1943 г. с экономическими и политическими лозунгами. Поражения на Восточном фронте и в Северной Африке усугубились в июле 1943 г., когда на Сицилии высадились союзные англо-американские войска. Италия оказалась вынужденной защищать свою территорию.

В сложившейся кризисной обстановке крупная буржуазия и верхушка фашистской партии договорились с королем Виктором-Эммануилом III об отстранении Муссолини от власти. Он был арестован и сослан под охрану на остров Понца. Главой правительства становится маршал Пьетро Бадольо, который 8 сентября 1943 г. подписал перемирие с войсками англо-американских союзников. В ответ германская армия оккупировала Северную Италию.

Гитлер распорядился вызволить своего «друга» из плена, и спустя некоторое время силами десантного отряда Муссолини был перевезен в Северную Италию. Фюрер потребовал от него сформировать новое правительство со столицей в курортном городе Сало и собрать своих сторонников. Против германских оккупационных войск и подчинявшихся Муссолини фашистов в период осени 1943 — весны 1945 гг. воевали англо-американские силы и итальянское движение Сопротивления.

Героические отряды Сопротивления, состоявшие из коммунистов, социалистов, демохристиан, либералов, освободили несколько провинций Северной Италии. Англо-американские войска освобождали страну, продвигаясь с юга. При попытке к бегству в Швейцарию Муссолини был схвачен партизанами, расстрелян, и его тело подвесили на бензоколонке в пригороде Милана. Так 2 мая 1945 года закончилась Вторая мировая война для Италии, а вместе с ней завершился 23-летний период фашистской диктатуры.

Таким образом, в Италии впервые был создан тоталитарный режим. И хотя Муссолини любил повторять о своей абсолютной власти, по-настоящему тоталитарным режим все-таки не был. Особенно, если сравнивать его с советским коммунизмом или гитлеровским национал-социализмом.

В Италии не было террора такого масштаба, как в России или Германии: особые трибуналы вынесли 7 смертных приговоров с 1926 по 1932 год. Оппозиционеры находились под пристальным наблюдением тайной полиции, суды приговаривали их к заключению или к интернированию на острова. Но было много людей, оправданных судом и выпущенных на свободу. Поэтому-то Муссолини так и не удалось до конца подавить оппозицию.

Итальянские фашисты никогда не считали евреев своими врагами. Более того, в число основателей фашистского движения входили пятеро людей этой национальности. Но в угоду Гитлеру Муссолини в 1938 году выпустил «Расовый манифест»: итальянских евреев лишили гражданских прав. Были уволены все преподаватели-евреи. Евреям отказывали в поступлении в учебные заведения. Ограничили их права на землевладение. В 1939 г. добавлены запреты на профессии нотариуса и журналиста. Иностранные евреи должны были покинуть Италию.

По сравнению с германским антисемитизмом законы в Италии были сравнительно мягкими, они оставляли целый ряд лазеек, позволяющих евреям не подпадать под действие этих законов. Кроме этого, сами итальянцы — чиновники, военные, простые люди — старались помочь евреям даже в условиях немецкой оккупации.

Итальянский тоталитаризм, вопреки названию, вполне мирно уживался с монархией (хотя Муссолини и недолюбливал короля, но всегда оставался лишь премьер-министром), аристократией и церковью. Все это делало итальянских фашистов ущербными даже в глазах немецких национал-социалистов. Геббельс считал, что Муссолини — «не революционер как Гитлер и Сталин… ему не хватает широты мирового революционера и мятежника». Сам Гитлер часто негативно отзывался о дуче.

Разумеется, все эти «особенности» и «отличия» фашистского режима от коммунизма или национал-социализма не делают его привлекательным в глазах прогрессивного человечества. Фашизм существенно затормозил развитие итальянской нации, ее культуры. Кроме этого, захватническая политика режима останется позорным пятном в истории Италии.

Прошлое не изменить, но учиться на его уроках необходимо.

Статья опубликована в выпуске 25.03.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (39):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Иван Петров Читатель 23 ноября 2016 в 22:41 отредактирован 23 мая 2018 в 19:14 Сообщить модератору

    Я плохо знаю историю, и после прочтения этой и предыдущих статей у меня появился вопрос.. получается, что если бы у Муссолини была относительно мирная политика (без всякой вражды на Балканах и Эфиопии, например), то всё бы кончилось хорошо, если можно так по-детски сказать?) Вы пишите об успехах в борьбе с безработицей, об открытии школ для неимущих и тд, а последующие неудачи появились в основном из-за войн(голод, доп. налоги). Что же выходит, не будь войны, то не было бы и в итальянском фашизме ничего плохого ? Хотя история не знает сослагательного наклонения, но по мне так выглядит красиво: всё для государства, и, соответственно, всё для людей!

    • Иван Петров,
      Кто-то (простите, фамилию не вспомню сейчас) из современников Гитлера отозвался о нем, что «если бы он (Гитлер) умер в 1938 году, то вошел бы в историю как величайший политик Германии». Думаю, нечто подобное можно было бы сказать и о Муссолини, если забыть о том, что во время Первой мировой будущий дуче сделал очень много, чтоб Италия в нее вступила.
      Что касается итальянского фашизма, нужно помнить, что это всего лишь брутальная форма капитализма со всеми вытекающими негативными последствиями для низших слоев. Аристократия и буржуины просто вынуждены были поделиться некоторыми благами с народом, чтобы избежать социалистической революции. Говоря проще, если бы не существование СССР (как альтернативы капиталистической экономике и социальной системы) никакого счастья у европейского трудового народа, так и не наступило бы.
      Капитализм сам по себе экстенсивен, т.е Италия в любом случае попыталась бы вести захватнические войны, тем более, что ее к этому подталкивали извне: не зря же итальянское экономическое чудо при Муссолини (да и после Второй мировой) осуществлялось на деньги Великобритании и США). А какие цели преследовали гегемоны капитализма – это уже отдельный разговор.

  • Очень грамотная статья (во всех отношениях)). А тема остается актуальной, поскольку количество бедных стран все никак не уменьшается (а бедные наиболее подвержены или левым, или правым крайностям).

    И ох уж мне эти советы женщинам писать исключительно "про дамское". Слов нет.

    Оценка статьи: 5

  • Наташа Деспи ,
    про то что ниже пояса, играя на инкстинтах писать всегда проще и выгоднее, но надо ли?

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Владимиров,
      согласна... все равно никто ничего не знает (только думают)..можно бесконечно строить предположения, основанные на личном опыте..спорить с пеной у рта..но как было в мифические времена, так и до сих пор есть, и будет..

  • Андрей Владимиров Читатель 26 мая 2011 в 23:42 отредактирован 27 мая 2011 в 18:53 Сообщить модератору

    Наташа Деспи ,
    Про любовников ни надо. О чем бы не написали, всё равно в обсуждении кончится бойней между МД и ФД., которые в конце забудут о чем статья. Разговор кончится самками, многожёнством, ущемлением прав. Я сейчас просто диву даюсь, потому и комменты такие оставляю, некоторые даже веселятся. Обратите внимание даже здесь некоторые представители не смогли не проехаться в отношении женских способностей.
    У вас отличные статьи, которые найдут своего читателя.

    Оценка статьи: 5

  • Андрей Владимиров Читатель 26 мая 2011 в 23:36 отредактирован 27 мая 2011 в 22:29 Сообщить модератору

    Наташа Деспи ,
    Не слушайте никого. Стаья хорошая. Главна мысль, то есть то что тоталиризм Муссолини был ао сравнению с немецкой моделью более мякгим донесена. О том, что выверты о рассовом превосходстве всё равно имели место быть - тоже. Кто вызволял Муссолини к теме статьи не имеет особого отношения. Единственное, о чём по теме не мешало бы упоминуть, это то что Италия первое Фашисткое государство в мире.Если бы не было Итальянского фашизма, возможно не было бы и фашизма в Испании, Германии. Само слово Фашизм произошло от итальянского "фашио" - пучёк. Более того немецкие национал-социалисты себя ФАШИСТАМИ НЕ СЧИТАЛИ, могли даже оскорбится, что их равняют с "макаронниками". Да фашизм итальянский был больше оппереточный, буттафорский помпезности было много а дел мало. И это хорошо, не известно на сколько бы затянулась война если бы Италия сплотилась так же , как Германия. Кстати, то что они были вояки никудышнии это точно. Это отдельная тема. Страшный позор в Ливии, когда в несколько раз меньшая армия англичан окружила и разромила армию итальянцев. Для чего туда, для справления ситуации срочно был послан Роммель

    Оценка статьи: 5

    • Ливия опять в огне.

      Андрей Владимиров, почему так хромает и отстаёт наука об обществе ? Почему никого не учит горький опыт того же Муссолини, Саддама Хусейна, и других вождистых лидеров? Больше всего меня достаёт их захапистость. Зачем нужны были Саддаму столько личных дворцов? "Головокружение от успехов" - неизлечимая болезнь оказавшихся в лидерах.

      Оценка статьи: 5

    • Андрей Владимиров, спасибо огромное за дополнения..
      кое о чем, что Вы пишите, я упомянула в первой статье о фашизме.. (кстати, там была претензия по поводу первенства на строй фашистского государства, что это была не Италия)..(но мы то с вами знаем, что это Италия )))

  • "Головокружение от успехов"

    Наташа Деспи , исказило исторический пейзаж Наполеону и Муссолини. Гитлер здесь "вне конкурса". Надо бы упомянуть командос О.Скорцени, вызволившего дуче из плена.
    Кто-то из советских авторов отмечал везвкусную одежду Гитлера, дескать, второпях накупил всего на барахолке: фуражка, цивильный галстук и портупея - всё в одном флаконе, как говорят сейчас. Приходилось читать, что приходу Гитлера к власти посодействовал...Сталин тем, что противился союзу коммунистов с социалистами Германии.
    Уроки 2-й Мировой не прошли даром Италии и Германии. Наверное будут ещё статьи в этом русле.

    Оценка статьи: 5

    • Наташа Деспи Наташа Деспи Профессионал 25 марта 2011 в 13:29 отредактирован 9 июня 2012 в 01:54 Сообщить модератору

      Сергей Дмитриев,
      Судя по разным источникам, что пишут о Гитлере..его вообще всем миром создавали.. (очень нужная фигура была) и деньгами помогали, и зерно отправляли, и военными технологиями делились.. словом, что слепили, то и получили..
      Про "спасение"Муссолини можно было целую статью написать..его, кстати увезли на вертолеты из альпийского замка, куда он был тайно переправлен позднее... просто и так у меня из одной статьи три вышло..(да и те никто не читает .. надо про любовников писать..
      П.С про одежду Гитлера - мысль интересная..может, сами возметесь?

      спасибо за комментарий!

      • Наташа Деспи , про вызволение из плена Муссолини и об одежде Гитлера уже написано, надо только отыскать. Неужели до сих пор нет кино об освобождении дуче? Статьи Ваши читают, только помалкивают в растеренности, что они без стёба и пристрастий в духе времени.

        Оценка статьи: 5

      • Наташа Деспи , не надо про любовников - там уже все выяснили.

        • Юрий Лях,
          ну вот..про политику не надо..про любовников тоже.. и о пище мужчины какие хорошие статьи пишут... прям в творческом тупике...

          • Наташа Деспи , Давайте о своем доме, если он интересный - какие технологии (вентиляция/обогрев/водоснабжение/электро-), как создавали. Еще- зарисовки с натуры - что мы никогда не увидим. У вас же классно получается, много динамики. И статья была не столько про политику, сколько про историю. Так что тоже нормально все. Я , вот, узнал, как получился Ватикан, хвала Муссолини. Еще - если интересно - как там оказались - если это была любова - дамы слезами изойдут .

      • Наташа Деспи , не люблю когда женщины про политику пишут.
        Про одежду Гитлера не в курсе, но то что дизайн немецкой формы был разработан Hugo Boss наверное все знают. Это кстати один из секретов привлекательности немецкого национализма времен Гитлера и последователей в наше время - подражателей, коллекционеров и т. д..

        Оценка статьи: 4

        • Подражатели

          Сергей ., особенно усердствуют в... России. Посмотрите на фуражки сухопутных генералов, морских офицеров, даже ...полисменов (по новому клику). По каким лекалам они раздуты до непропорциональных размеров? Сравните, сопоставьте их с прототипом немецких фуражек времён ВОВ и Вам откроются интересные совпадения. Меня они давно заедают, я даже пенял в Генштаб, обещали подумать, но где там? Всем так нравятся аэродромные размеры тулей фуражек !
          Кста... о ГестаПО. ПО - это начало от полиции.

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Дмитриев, лучше всего по этому поводу написал Веллер, я с ним полностью согласен:"Неформальное тяготение к атрибутике сильного и опасного врага – вещь довольно обычная. Ничем нельзя мне так польстить, как моей черкесской посадкой и умением носить горский костюм, отмечал Печорин. Щеголяли трофейным оружием и перенимали манеры – и близко не имея в виду предательства или смены взглядов. Когда курсанты Ленинградского артиллерийского училища перешивали пилотки на немецкий манер – их «правильное понимание политики партии» изменений не претерпевало. Можно отметить определенное озорство, эпатаж, черный юмор, желание выделиться но не растление фашистской идеологией: уж воспитывали в старые времена советских офицеров крепко.
            Так в чем же все таки причина этой тяги?
            Еще "Почему фашисты в кино так хорошо, элегантно, одеты и производят впечатление частиц мощной, опасной, стройной силы? Эта черная форма, стройнящая фигуру, эти высокие тульи фуражек с черепами, эти блестящие облегающие сапоги? Солдаты: эта соразмерная крепость фигур в мундирах, глубокие каски, низкие подкованные (явно подкованные, по походке видно!) сапоги, засученные по локоть (помесь мясника и курортника) рукава, безотказные кургузые «шмайссеры» и готовность страшновато, равнодушно, неотвратимо убивать. А может быть, воин так и должен выглядеть: беспощадная смерть врагам в эстетизированном обличье?"
            И еще "Фашизму как символу нельзя отказать в эстетической привлекательности. Имеется в виду сейчас эстетическое оформление атрибутики. «Сумрачный германский гений» всегда понимал в эстетике войны и смерти. Символика III Рейха разрабатывалась лучшими художниками и отбиралась на конкурсах из множества образцов. Силуэт, крой и цвет формы, орлы, значки, жгуты, молнии.
            Мало кто знает, что кожаные пальто мотоциклистов и эсэсовцев были из дешевого кожзаменителя, черные глянцевые плащи воняли синтетической резиной, а солдатские мундиры были в основном из крапивного волокна: Германия была нища сырьем. Но в кино! Но на картинках! Ангелы смерти, рыцари черной идеи.
            Но если – по картинкам – сравнить немецкого и русского (а также американского, английского, французского) солдата – то на этом конкурсе реклам немец займет первое место. Лицо и фигура – у всех одна: утрированная мужественность с положительным выражением. Словно с одного манекена рисованы: фигура атлета, квадратная челюсть, толстая шея и т. д. А вот формяга немецкая эстетически выразительнее оформлена. Сочетания черного, серого, бутылочно зеленоватого, серебра, прямые плечи, ломаные линии силуэта – первое место. Выразительная форма. Сравниваем такого «идеального фашиста» (реальных не видим) с «реальным антифашистом» (это мы с вами): сравнение не в нашу пользу. Ага…В нашем кино наши военные одеты хуже немецких и выглядят менее воинственно. Такие дела. И в подсознании эти вещи откладываются, будьте спокойны. Недаром все серьезные лидеры придавали большое значение внешнему виду солдата, и лучшие модельеры разных эпох дрались за «госзаказ» разработать военную форму. И конкурсы проводили, и лучшее отбирали, и короли лично монаршею рукой изволили поправлять эскизы и вносить ценные указания."
            "

            Оценка статьи: 4

            • Увы !

              Сергей ., вся эта форма и цацки навешены на "гнилую философию" и идеологию рассового превосходства с уничтожением недотянувших до стандартов народов.
              Почему такие продвинутые дизайнеры формы так бездарно разодели самого фюрера? Упомянутый мной автор сравнивает одежду Гитлера и Сталина в пользу последнего, отмечая лаконичность и безупречность стиля.
              Американцы не поддались соблазнам и их форма не изменилась со времён 2-й мировой. Традиции тоже имеют силу и привлекательность.

              Оценка статьи: 5

        • Сергей .,
          "не люблю когда женщины про политику пишут".. почему?
          о чем же писать женщинам?

          • Наташа Деспи , женщины, как прекрасные существа должны писать о прекрасном в этом мире. Политика - грязное дело.

            Оценка статьи: 4

            • Главраспорядитель

              Сергей ., кто и и что ДОЛЖЕН делать тут ? Распишите подробнее, с учётом личных наклонностей.
              ... И существа-то прекрасные и в мире есть прекрасное, вот только политика испачкана. Кому же её скрести от грязи ?
              Как всё ПРЕКРАСНОдушно - просто спасу нет.

              Оценка статьи: 5

              • ну что вы ей богу(с)

                Сергей Дмитриев, напрасно вы так, не было у меня такой цели давать всем распоряжения тут(у меня для этого другое место есть), просто хотелось дать рекомендацию. Просто политика для мужчин и женщин, рассматривая их как сферы интересов, имеют разный вес. Женщины могут не менее красиво, чем мужчины рассуждать о политике, с азартом спорить о ней, редко писать качественные статьи, но был свидетелем случая, (для меня очень показательный) как две дамы обсуждали рьяно так политику ( что я было не поменял свои представления) и казалось, что их на самом деле это беспокоит, они небезразличны к происходящему, для них это самое важное в жизни, до той поры пока одна из них не заметила что у нее поломан ноготь. Вы бы видели! Именно ЭТО было для нее трагедией. Весь тот былой дух полемики был развеян в мгновение и казалось, что нет ничего в мире сейчас более важного для нее в данный момент, чем этот несчастный кусочек эпидермиса.

                Оценка статьи: 4

  • Нравится вывод в конце. Представьте - вы в разбитой экономическим параличем стране, разруха. Что делать? Вспомните, что делала Германия, что Советский Союз. Как раз, в отличие от двух последних, получив по носу, Италия ни внутренней, ни внешней агрессивностью не выделялась. Нужна была идея и абсолютная власть для восстановления. Муссолини ее обеспечил, получил экономический рост. И почему, получается, это послужило тормозом? А СССР на сколько отстал в развитии, находясь в процессе строительства коммунизма?

    Наташа, очень интересно написано. Где-то я читал, что, судя по истории, итальянцы - никакушные воины, но с высоким инженерным интеллектом. К примеру, итальянские военные корабли были самыми быстроходными и лучше оснащенными.

    • Наташа Деспи Наташа Деспи Профессионал 23 марта 2011 в 19:33 отредактирован 23 марта 2011 в 19:45 Сообщить модератору

      Юрий Лях, Вы правы. из итальянцев воины никакие... вот такую фразу нашла, высказанную итальянцем о военных: "Итальянская армия никогда не отступает, она делает разворот и продолжает наступление. (Mauroemme)
      лучше б знимались тем. что умеют делать хорошо: песни петь, помидоры выращивать и девушек соблазнять..

      насчет вывода о "тормозе", напишу, что это не мои слова..так считают сами итальянцы (если нужно, дам ссылку на док.фильм, где один итальянский историк так и заявил лень только снова все пересматривать, так как забыла, где именно).. хотя я согласна с вами, в данных экономических услових, в которых страна пребывала - сильная власть - это был выход..
      спасибо за комментарий

      • о "тормозе"

        Наташа Деспи , много умников, любящих рассуждать теоретически - покритиковать других. Вот если бы он прикинул альтернативу на тот момент, хоть теоретическую. Ну, к примеру, наше время - верхушка ворует не стесняясь, прикрываясь ими же придуманными законами. И что можно сделать в такой ситуации, чтобы: а) прервать этот беспредел; б) не допустить массового кровопролития; в) не ввергнуть страну с хаос.

        • Юрий Лях, если б я знала ответы на эти вопросы, я б сама уже страной какой-нибудь управляла ... а серьезно, мы многого не знаем о тонкостях политики, судим, как вы пишите, лишь бы покритиковать.. у них (политиков) там такая грязь, что лучше и не знать.. и всегда так было, и всегда будет...

          • Наташа Деспи ,

            во всяком случае, если такие лидеры, как Муссолини или Гитлер со Сталиным думали о стране, ее развитии и т.д., то современные властьимущие о таких вещах просто не задумываются.

            • Александра Лоренц,

              Полагаю, что перечисленные лидеры думали больше всего о власти. Но одно дело управлять полуразвалившимся государством, и совсем другое - великой державой, к чему они и стремились. В этом стремлении к возвеличиванию их интересы и интересы народа совпадали..просто нельзя забывать, что они правили в период передела мира.