• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

Битва за Киев в 1943-м году. Как это было?

6 ноября 2012 г. — 69-я годовщина освобождения Киева от фашистов во время Великой Отечественной войны. В поселке Новые Петровцы есть музей, посвященный этой теме — «Битва за Киев в 1943 году». Он был открыт на месте Лютежского плацдарма, откуда советские войска нанесли решающий удар и смогли освободить Киев.

Ivan Cholakov Shutterstock.com

Киевская наступательная операция была частью битвы за Днепр, которая длилась несколько месяцев. Наравне с Курской битвой, она считается одной из самых важных и кровопролитных в истории Второй мировой войны. С обеих сторон принимало участие около 4 миллионов человек, длина фронта составляла 750 км. В августе 1943 г. немцы начали строить линию оборонительных сооружений «Восточный вал», солдатам объявили приказ Гитлера: «Любой отступающий будет расстрелян».

Красная армия освободила много городов и сел в восточных индустриальных районах Украины и постепенно начала подходить к Киеву. В сентябре 1943 года войска Воронежского фронта (в октябре переименованного в 1-й Украинский фронт) начали наступление. Ставка Высшего Командования дала приказ освободить город к 26-й годовщине Октябрьской революции.

Бои велись в крайне сложных условиях, военные силы были практически одинаковыми, превосходство Красной Армии было только в танках, но не намного — в 1,6 раза. Большая часть советских войск была сосредоточена на 80 км южнее Киева, в районе Букринского плацдарма, а вспомогательные части находились севернее, возле поселка Лютеж. Войска 38-й армии закрепились здесь, образовав плацдарм длиной 15 км и глубиной более 10 км. Командование дважды предприняло попытки наступления со стороны Букрина, но безрезультатно. Рельеф пересечения реки был сложный, особенно для танковой армии Рыбалко.

24 октября было принято решение о переводе войск на Лютежский плацдарм, поэтому там начали проводить подготовительные укрепительные работы. Перевод войск, а именно — 7-го артиллерийского корпуса, 3-й гвардейской танковой армии, 23-го стрелкового корпуса, проводили тайно, немецкие самолеты-разведчики этого не заметили. Маневр был проведен на высочайшем уровне, ведь технику пришлось переводить на расстояние 130−200 км в условиях осенней непогоды и бездорожья. В основном двигались ночью либо рано утром, когда был густой туман. На местах прежней дислокации устанавливали макеты, чтобы ввести противника в заблуждение.

С Лютежского плацдарма 3 ноября 1943 года советские войска начали решающую наступательную операцию на Киев. Наступление усложняли погодные условия — шел дождь, но солдаты двигались вперед и днем, и ночью. В полночь 6 ноября первый танковый батальон Якушева вошел в центр города, о чем была сделана надпись на одном из домов. В 4 часа сопротивление немцев было сломлено. Спустя несколько дней немецкий командующий Манштейн попытался нанести контрудар, но был разбит.

За форсирование Днепра 2438 солдат получили звание Героя Советского Союза, что составило почти 20% от общего количества Героев, в целом 17500 человек получили различные награды. Касательно потерь военного состава Красной Армии, то до сих пор эта тема остается открытой и дискуссионной. В различных источниках упоминаются разные цифры, которые часто копируются из официальных советских сводок, скрывавших реальные потери.

Раньше не писали о том, что часто новобранцев отправляли под шквальный пулеметный огонь без оружия, используя как пушечное мясо: большинство погибало в первом же бою. Очевидцы писали о том, что вместо традиционных криков «Ура!» они кричали: «Мама! Боже! Помогите!» А новобранцы — это те, кого набирали из освободившихся городов и сел, очень часто 16−18-летние ребята. Всех, кто жил на оккупированных территориях, считали предателями, которые должны были кровью смыть свой «позор». На фронте таких людей называли «черной пехотой», или «пиджачниками», потому что у них не было даже военной формы. Считают, что во время битвы за Киев было мобилизировано 300 тысяч новобранцев, из которых погибло 250−270 тысяч человек. Общие же потери составили 380−400 тысяч человек, причем многие из солдат просто утонули…

В селе Новые Петровцы во время битвы находился командно-наблюдательный пункт генерала Н. Ватутина, поэтому после войны там был создан музей. Сейчас там можно увидеть военную технику, блиндажи, командно-наблюдательные пункты Н. Ватутина, К. Москаленка, Н. Хрущева, П. Рыбалко. Конечно же, 6 ноября здесь проводятся мероприятия, посвященные освобождению города. Не хочется говорить — празднования, скорее это день памяти.

Статья опубликована в выпуске 10.11.2012
Обновлено 17.01.2023

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Лидия Спивак Читатель 26 июля 2016 в 08:48 отредактирован 24 мая 2018 в 09:01 Сообщить модератору

    От попыток переписать историю уже тошнит. Статейка перемешивает правду и ложь, так кажется убедительнее. Мой отец в составе 62-й Армии Чуйкова, впоследствии 8-й Гвардейской принимал участие в освобождении Запорожья, форсировании Днепра. Эта операция была не такая масштабная, как освобождение Киева, но ни о каких "необученных новобранцах", которые " должны смыть кровью", вообще речь не шла. В сентябре 43-го года шли уже непобедимые солдаты и офицеры, которые научились воевать.

  • Статья - очередное "творение" некоторых "авторов" показать свой "ум". Пока дальше цитирования мифов о Великой Отечественной войне этот "ум" не продвинулся. Что же, будем ждать.

  • Елена. А откуда Вы взяли, что "новобранцев отправляли под шквальный пулеметный огонь без оружия"? Очередной миф тиражируете? А зачем? Вы просто плохо ознакомились с источниками или кто-то Вам рассказал небылицы. И не к лицу Вам эта тема, Вы ничего нового не сообщили, пишите лучше о цветочках.

    • Владимир Гончаренко, когда-то дед рассказывал - собрали все мужское население на краю села и - копать траншею, Потом дали одну винтовку на 4-5 человек и - ждать немцев. Сами же куда-то испарились. Подождали односельчане до вечера - и разошлись по домам. Это - без героических мифов, а как было.

      Оценка статьи: 5

  • В Казанском краеведческом музее меня поразила картина: после взятия города Иваном Грозным под стенами Казани огромный табун боевых коней, тревожно оглядывающихся в поисках всадников, и в русской, и в татарской экипировке (так, кажется?) И подпись: "Окончен бой. Их подвиг велик. Каждый погиб за Бога своего." - Вот это исторический взгляд на войну, через столетия. А через 70 лет, как видим, еще болит. Поразительно сравнить Твардовского (Переправа, переправа..) и то же событие у Астафьева - про белую безглазую червь на обнаженном взрывами дне Днепра.У меня там отец был. Для него весенняя распутица на Северо-Западном и Курская до сих пор страшнее.Все очень лично.

    • Нина Бочарова, мне кажется, тут немного другое. Там была борьба укладов. Крымские татары, казанские татары - жили набегами на "трусливых и слабых соседей-пахарей".
      Когда соседи-пахари собрались с силой, они начали "принуждать к миру" своих "гордых и доблестных соседей-воинов".
      Так что русские в том бою дрались за право жить спокойно, не боясь набегов, грабежа и рабства. А татары - за право не работать, а ходить в набеги и свободно грабить и торговать обращенными в рабство соседями.
      Впрочем, с учетом понятия "лебенсраум"(пардон мой псевдонемецкий) - и бои в ту войну шли почти за то же. Юберменши хотели богатой земли и батраков-унтерменшей, а унтерменши не хотели отдавать свою землюи становиться на ней батраками.
      Так что и те бои и эти - выходят похожими.
      И, на самом деле - пусть пройдут лет 400-500, а там посмотрим, как на эти бои будут смотреть.

      Оценка статьи: 5

  • В России испокон веков человеческая жизнь была самой мелкой разменной монетой (а уж человеческое достоинство – как пыль). Не важно для какой цели – заложить ли новую столицу, построить ли Епифанские шлюзы или очередной канал, Россия за ценой не постоит и угробит столько своих жителей, что самый лютый враг ахнет. И если это обычай в мирное время, то почему бы Россия должна заботиться и беречь своих жителей, одетых в солдатскую форму?
    Вот как ответил финский генерал Х. Эстерман на вопрос о том, как он оценивает действия командования Красной Армии во время войны с Финляндией; "У нас сложилось впечатление, что русские командиры командовали иностранным легионом, а не своими соотечественниками. Так воевать нельзя!"
    Но это мнение европейца. А у России «собственная гордость» - чем больше угробили своих солдат, тем дороже победа.

  • Статья где прада, полуправда и вранье перемешаны. - как и все в советской и русской, постоянно перелицовываемой под заказчика-временщика, историографии. Сколько историков и мемуаристов, столько и историй ВОВ. Какой же должна быть популяризаторская статья, чтобы угодить поклонникам той или иной версии искаженной истории войны? Автор сделала упор на лишь одном из аспектов - неоправданно высокое количество человеческих потерь. Ну так именно оно и было - именно безжалостное "ни шагу назад" обеспечило поворот военного расклада на этой точке карты.
    А можно ли было иначе? Сейчас мы просто можем спекулировать на эту тему, а тогда, по свежим следам, на опыте свежкго разгромного бегства крестьянской армии от более опытной и организованной, может быть это и было единственным способом остановить отступление.
    Потом, другое наблюдение: для жителей бывшего СССР в границах до 39 года война предстает в одном цвете, (вот живой пример в комментах - у кого-то отца в Западной Украине советская армия "освобождала", а у кого-то - "захватывала"), для жителей захваченных территорий по пакту Молотова - уже в другом, для французов (с которыми даже во время союзнического альянса времен ВОВ англичане сумели повоевать не на шутку и разнесли их флот к чертовой матери) - в третьем. Для США - это война исключительно на Тихом океане против Японии и ее альянса, как ни ангажировала Европа ввязать штаты в свои европейские разборки. Вполне логично, что русские говорят - мы победили Гитлера. И это верно - они воевали и победили. А США воевали против Японии, заодно под занавес размяли свою армию в Европе. Но никто в США не скажет, что мы против Гитлера вели все 6 лет войны. Так что даже в плане определения целей и вектора той войны у всех разный подход.
    Мы как слепые общупываем огромного слона, и каждый видит свою складку на коже, да еще и в своем ракурсе в зависимости от отношения к главному вопросу второй мировой: что было бОльшее зло? фашизм или коммунизм. Французский народ искренне решил, что коммунизм, за что получил от Британии "Катапульту". А для США и то, и другое было одинаковым злом со знаком равенства. Вот отсуда и ноги растут КАК пишется история.
    Так что упрекать автора в эклектизме все равно, что упрекать мировое сообщество в том, что у него разные подходы и разные цели в осуществлении своей внешней политики.

  • Странно слышать предложение считать день освобождения Киева от немцев Днем скорби. Автор забыла, что есть 22 июня – День памяти и скорби. Автор забыла, что есть Бабий Яр, о котором писал Евтушенко:
    "Над Бабьим Яром памятников нет.
    Крутой обрыв, как грубое надгробье…"
    Или, может быть скоро начнут утверждать, что это Сталин постарался?
    Нужно помнить и не забывать, что творили фашисты в окупированном Киеве и не только Киеве, а на всех окупированных территориях . Тогда день освобождения любого города будет праздником. А статья была задумана из-за нескольких фраз, - о беззащитных мальчишках и поэтому столько "воды "взятой из Интернета.
    А ВОВ хранит еще много тайн. И можно было избежать почти полумиллионных потерь при освобождении Киева. А вот как? Ну это, наверное, дело военных историков.
    Плохая, слабая статья. Статья где прада, полуправда и вранье перемешаны.

  • Опуская всякую чушь про пиджаков и безоружные толпы , хочу отметить, что в общем то хорошо , что тема ВОВ переодически поднимается на ШЖ, а не только цветочки - лепесточки.

    Вместе с тем хотелось бы посоветовать читать первоисточники, а не только измышления жёлтой прессы.
    Кроме этого советую обратить внимание на точность формулировок. Например
    "За форсирование Днепра 2438 солдат получили звание Героя Советского Союза, что составило 20% от общего количества, в целом 17500 человек получили различные награды. "
    20% от кого? По тексту от тех 2 миллионов которые учствоввали в форсировании.
    Если от общего числа ГСС , получивших это звание в ВОВ, то всё таки 21% и надо бы было это как-то пояснить.

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Владимиров, вы правы, фраза немного построена некорректно. 2438 от общего количества, получивших звание ГСС, а всего их было 12776 человек, что составляет почти 20%

      • Андрей Владимиров Читатель 10 ноября 2012 в 18:46 отредактирован 10 ноября 2012 в 18:50 Сообщить модератору

        Елена Гончарук,
        Фраза построена не корректно, это точно, до сих пор я не понял от какой цифры 20%, если от общего числа то это некорректно.

        А если от числа лиц, получивших в годы ВОВ то всё таки 21%
        Не обижайтесь, но в этом виде непонятно вообще от какой цифры вы считате.
        (За ВОВ было 11657).


        Справка по Героям Советского Союза (для с ведения)
        читать дальше →

        Оценка статьи: 5

    • Фрол Фролкин Читатель 10 ноября 2012 в 13:51 отредактирован 11 ноября 2012 в 21:48 Сообщить модератору

      Андрей Владимиров, а что вы считаете первоисточниками? Об этих событиях много чего написано. Если вы сравните официальную интерпретацию фактов освобождения Киева 60-годов и более поздних, то они во многом разнятся, часто даже не стыкуются с информацией, собранной в музее освобождения Киева, где собраны воспоминания действительных участников. Например тот факт, что форсирование освобождения Киева к 7 ноября вам не о чем не говорит, что это привело к нерациональным жертвам. Или вы действительно верите в энтузиазм смертельно усталых солдат умереть в честь памятной даты?

      • Андрей Владимиров Читатель 10 ноября 2012 в 15:07 отредактирован 18 ноября 2012 в 11:02 Сообщить модератору

        Фрол Фролкин,
        И вообще у вас военное образование? Повторяете домыслы кабинетных журналистов которые и пороху то не нюхали. По ходу дела даже в армии не служили.
        Чем немцы дольше сидели на западном берегу, тем сильнее укреплялись, потягивались резервы, создавалась инфрастуктура.
        Чем дольше осуществляется сосредоточение ударных группировок , тем больше вероятность обнаружения мест прорыва, а это не минуемый провал.
        Дата 7 ноября просто ещё один повод ускорить движение, ещё один агитационный приём, на войне все средствта хороши.
        Чем дорльше немцы оставались на Украине, тем больше они угоняли людей в Германию, разрушали инфраструктуры. Задача немцев была удержатся как можно дольше на Украине , что бы вывести урожай. К тому же активным образом шло формирование бандеровского бандподполья, создавались тайные базы . Бывшие бойцы батальона СС "Нахтигаль" стали основой бандитско-диверсионных отрядов в последсвии.
        ТАк что активизация наступления имела определённый смысл.
        После форсирования Днепра, произошёл окончательный перелом, вермахт покатился на запад как снежный ком с вершины.

        "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны"

        Оценка статьи: 5

        • Андрей Владимиров, вы правы, мое военное образование и боевой опыт дальше "Зарницы" не пошел, так что покорно склоняю голову перед вашим стратегическим авторитетом, невольно посещает мысль, как бы повернулась наша история родись вы на лет на 40 раньше.

          • Андрей Владимиров Читатель 11 ноября 2012 в 01:26 отредактирован 18 ноября 2012 в 11:03 Сообщить модератору

            Фрол Фролкин,
            " как бы повернулась наша история родись вы на лет на 40 раньше."
            Неудобно знатоку русского языка указывать, но мне (ИМХО) кажется по моему (здесь дефис не надо) недостойному разумению, что один предлог "на" у Вас точно лишний. Или Вы какие-то акценты хотели расставить? Я что-то не въехал.

            Оценка статьи: 5

          • Андрей Владимиров Читатель 10 ноября 2012 в 16:16 отредактирован 10 ноября 2012 в 18:34 Сообщить модератору

            Фрол Фролкин,
            Если бы я родился , как Вы предлагаете в 1927 году, к войне мне бы было 14 лет. Вот вызвал бы меня товарищ Сталин и сказал т. Андрей как Вы думаете, что нам надо сделать?
            С математикой у Вас тоже нелады.

            Оценка статьи: 5

      • Андрей Владимиров Читатель 10 ноября 2012 в 14:56 отредактирован 18 ноября 2012 в 11:01 Сообщить модератору

        Фрол Фролкин, Не флудите. Я сказал то, что сказал. Что за привычка самому поставить вопросы и самому на них за других ответить.
        В статье много тёмных пятен, но разбор делать нехота. На что хотел указал, чисто по изложению.

        Оценка статьи: 5

  • Дорогая Елена, Вы так хорошо написали
    А новобранцы – это те, кого набирали из освободившихся городов и сел, очень часто 16-18-летние ребята. Всех, кто жил на оккупированных территориях, считали предателями, которые должны были кровью смыть свой «позор». На фронте таких людей называли «черной пехотой», или «пиджачниками», потому что у них не было даже военной формы..
    Мой отец на западе Украины, не то весной, не то летом 1944го был освобожден РККА.
    И было ему, в аккурат 16 лет тогда...
    Не обливали его позором, не предлагали "смыть кровью" и даже, когда по осени ему исполнилось 17 лет, учли, что он учится на учителя и дали бронь от армии.
    Ваше желание покрасить черным все содеянное Сталиным - похвально, но врать-то зачем?

    Оценка статьи: 5

  • Жуков сдал Киев. Это, не оспаривается, кажется, советской историографией? Но она и говорит - нет худа без добра пока не доперло, что уж полстраны по Урал сдавать нельзя. И потом был Сталинград. И зверства наоборот. И так и катались 50 миллионов войска туды-сюды, чтобы выяснить отношения между двумя-тремя людьми в мире. Еще один случай подумать, что мы все значим, если все загоношится опять. А может их лично стравить, а нам посидеть на стадионе и похлопать?

    • Лаура Ли, Вы, как всегда и во всем, конечно, правы, но когда Киев сдавали, Жуков в Ленинграде командовал, исправлял напаханное Ворошиловым до него...
      Хотя, как Вы и сказали, Жуков, Сталин и их кампания - в ответе за все.
      Идея стравить Жукова со Сталиным мне понравилась. Попробуйте, я готов купить билет на стадион, или включить телевизор, дабы посмотреть трансляцию.

      Оценка статьи: 5

  • Чеего? "Раньше не писали о том, что часто новобранцев отправляли под шквальный пулеметный огонь без оружия, используя как пушечное мясо: большинство погибало в первом же бою." Нахрена?? Так и вижу командиров, от нефиг делать перед лицом смертельной вражеской опасности уничтожающих свои войска бросанием их без оружия на пулеметы. Вы забыли добавить, что до кучи непременно в спину своим безоружным солдатам стреляли свои же из пулеметов, вместо того чтоб стрелять по врагу.
    Я представляю, какие вражины все это измышляли, особенно в конце 80х - начале 90х... Но кто в этот идиотизм вообще способен поверить?

    Оценка статьи: 1

  • Кто такая Елена Гончарук и сколько ей лет? Наверняка молодое поколение "не нюхавшее пороха"
    Следует общепринятой методике- обливает грязью наше победное прошлое. Противно читать подобное. Надо же, дожили, Елена объявила: Считать "день победы днем скорби"
    Это предательство памяти миллионов солдат ВОВ- наших сыновей,отцов, дедов.
    Лучше не писать, чем такое утверждать публично.

    Оценка статьи: 1

    • ehdu, спасибо за ваш комментарий. Да, я представитель молодого поколение, которое не нюхало пороха. И я не хочу его нюхать. И думаю, большая часть молодежи со мной согласится, что они не хотят воевать за интерес нескольких сильных мира сего, которые хотят господствовать над миром. Мои дедушки и бабушки воевали, их уже нет в живых, но с детства помню, постоянно говорили: эти твои трудности - ерунда, главное, чтобы не было голода и войны. Цель статьи - не облить грязью победное прошлое, а показать, что война - это не только крики "ура" и радость победы, это миллионы загубленных молодых жизней, о которых сейчас уже никто не вспоминает.

    • ehdu, интересно какие у вас сыновья погибли на ВОВ? Правильно ставит вопрос, во всем цивилизованном мире есть день скорби по погибшим во всех война. А вам все бы щеки надувать, победитель. Еще сто лет будете воевать и ветеранов дурить. Лучше б обеспечили бы их всем необходимым.

  • В чем смысл этой статьи? Только в том, что она вышла к годовщине освобождения Киева. Что в ней познавательного? Эту информацию можно нагуглить в 10 секунд. Сколько раз история освобождения Киева переписывалась, сколько героев мнимых и действительных возносили и забывали. Об этом нужно писать, а не переписывать из советской энциклопедии сколько танков, сколько пехоты. Лжи там много. Сам факт того, что Киев брали к годовщине ВОСР уже о многом говорит.