• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Перетяка Мастер

Поэзия - царица литературы?

Как гласит английское изречение: «Проза — слова в наилучшем порядке; поэзия — это наилучшие слова в наилучшем порядке; журналистика — давно известные слова в давно известном порядке». Именно через призму последнего определения и поговорим о поэзии.

Refat Shutterstock.com

Великий поэт В. Маяковский точно подметил: «Поэты — народ дошлый». Проза — для разума, поэзия — для души. Именно поэтому писательскому ремеслу можно обучить. Разумеется, речь о тех людях, в ком присутствует хоть малая толика таланта. Нанизывать слово за словом на прозаическое ожерелье под силу многим, чего не скажешь о поэтических строфах, которые так и норовят выйти из-под рифмованного контроля и укатиться в кювет. В данном случае к поэтам очень хорошо подходит афоризм «литературного Колумба Руси» (В. Белинский) В. Жуковского: «Чем труднее пишется, тем легче читается».

И в самом деле, когда мы читаем изящные воздушные поэтические строчки, то думаем: как всё просто. Но Маяковский сто раз прав, сказав: «Изводишь единого слова ради/ тысячи тонн словесной руды». Как уже сказано, писательству можно кое-как научить, но к поэтам не применишь бовуаровский постулат: «Поэтами не рождаются, поэтами становятся». Увы, поэтом можно только родиться. Если в голове человека поэтические строчки ложатся, как дорога в сельской местности, то никакие литературные курсы не помогут выложить их в стройный ряд, как шпалы на железной дороге. Как говорил о себе Пушкин, что он мыслит поэтическим строем.

Проза лежит на поверхности, достаточно слегка копнуть, чтобы извлечь слова и написать рассказ. Настоящая поэзия зарождается в глубинах души и потом выплёскивается на бумагу стройными рядами звучных рифм. Конечно, можно вспомнить знаменитые ахматовские строчки: «Когда б вы знали, из какого сора/ Растут стихи, не ведая стыда». Но ведь даже эпатажные футуристы кропали свои стихи в тиши гудящих примусов. А затем уже бурно (чуть ли не до драки) выступали на поэтических вечерах.

Если в прозе можно заставить себя насилием над своим интеллектом выдавать словеса на «гора», то подобный номер не пройдёт с поэзией. Поэтам требуется вдохновение. Прошла очаровательная девушка, кокетливо улыбаясь — вот поэтическая строчка и готова. Заприметил в глубинах безоблачного неба парящего орла — и вновь рука тянется к ручке и блокноту. Плохо, если муза «уехала» в командировку, и совсем горе, если вышла на «пенсию». Тут уже тогда наступает творческая старость. А всем так хочется «золотой» осени.

«Всякое искусство совершенно бесполезно», — в порыве отчаяния сказал О. Уайльд. Он прав и не прав одновременно. С точки зрения материальной выгоды и пользы, наверное, прав, но человек соткан не только из плоти, в нём присутствует и божественная душа, которая хочет творить и созидать. В противном случае на месте души образуется затхлое непроходимое болото. Можно прожить и без Искусства, и без Поэзии, и без Любви, но стоит ли?

Поэт — это состояние души. Истинный поэт пишет, даже зная, что ему не заплатят ни копейки за его творческую работу. Брака по расчёту в поэзии не бывает, только по любви. Муза — дама капризная, может приласкать, а захочет — и уйдёт, не помахав ручкой. Поэзия не товар — её не оценишь маркетинговыми методами. Как сказал довольно жестковато японский писатель Акутагава: «Человеческая жизнь не стоит и строки Бодлера». Не зря ещё Аристотель подметил, что поэзия — удел человека или одарённого, или одержимого. Что и говорить, странные эти люди — Поэты.

Сложившиеся устойчивые выражения «Золотой век», «Серебряный век», применяют ко всей литературе, и всё же в большей степени это подходит именно к поэзии. От одного перечисления великих имён, творивших в эти эпохи, захватывает дух: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет, Бальмонт, Брюсов, Блок, Гумилёв, Ахматова, Маяковский, Пастернак, Есенин, Цветаева. Конечно, это не весь список поэтов, внёсших весомую поэтическую лепту в золотой фонд мировой поэзии. Выражаясь современным языком — это первая линейка поэтических брендов. Перечитывая изумительные творения этих поэтов, словно пьешь родниковую воду.

Непросто оседлать прыткого Пегаса, который так и норовит сбросить ездока. Ещё трудней взобраться на поэтический Эверест — на Парнас. Нелегко отыскать и Геликон, чтобы хлебнуть прекрасной живительной воды из Гиппокрены. Но в любом случае поэт не бросает своего любимого занятия. Потому что литературный зуд неизлечим, его лечат если не поэзией, то хотя бы прозой. Хотя, как заметил П. Верлен: «Всё прочее — литература». Нужно отметить, что у поэзии с её отточенными филигранными строчками есть одно огромное преимущество — красноречивая лаконичность. С известным тютчевским четверостишием, охарактеризовавшим квинтэссенцию России, не сможет тягаться прозаическое многословие.

На 30-й сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО, проходившей в Париже в ноябре 1999 года, было принято решение каждый год 21 марта отмечать как Всемирный день поэзии. Правда, во многих странах мира параллельно празднуют День поэзии ещё и 15 октября — в день рождения великого римского поэта Вергилия. Этот праздник по предложению американских поэтов был учреждён в 1938 году.

С праздником, поэты и поэтессы, хотя если «ахматовки» возражают, то тогда с праздником вас, поэты! Знаменитые и не очень, маститые и начинающие, профессионалы и любители, «хорошие и разные», шагнувшие в бессмертие и только делающие робкие шаги по тернистой, но увлекательной дороге, ведущей к блистательному Храму Поэзии.

Статья опубликована в выпуске 21.03.2013
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (38):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • я же вам сказал,что слитно пишется, это же вы мне дефис предлагаете ? )

  • напишите латинскими буквами в строке браузера: академик.ру

  • а при чём тут англо ? пишется слитно,хоть википедия, хоть в другом месте посмотритессылку мне не разрешает дать прога), дорогой Сергей, в русском есть всё, не оправдывайте эту случайную рифму всякими "цепочками", ибо это и есть-случайная рифма,т.е. первая попавшаяся...

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 24 марта 2013 в 19:20 отредактирован 24 марта 2013 в 19:20 Сообщить модератору

    Да что вы говорите и с каких это пор? СЧас посмотрел в англо-русском словаре (Даглиш) от 87 г. - с дефисом.
    "Вам известно явление рифмы?", а также усиления? напр., цепочка: просто-проще-наипростейший и "проще пареной репы?
    В данном случае вместо репы архи. Ещё доложу Вам, что стихи это не протокол дорожного происшествия и (рас)порядок слов в русском не такой казарменный,как в английском и вполне допустимо "поставить телегу впередЕ лошадЕ".
    Призываю Вас влезть в какой-нибудь словарь и проверить это по-русски. Об исследовании доложить сразу.

  • как раз это пишется без дефиса, насчёт этих стихов, трудно сказать по одной строке,надо прочитать хотя бы четверостишие., и дело в том, что "просто", это уже и так ПРОСТО,проще некуда, куда ещё тут архи ?!

  • зря вымучил,"архи-просто",-так не употребляется...архисложно-другое дело. "есть ли или нет"-не по русски.)

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 24 марта 2013 в 16:29 отредактирован 24 марта 2013 в 16:29 Сообщить модератору

      Михаил Юсин, глубоко польщён профразбором упражнения-примера, но покорно согласиться не могу. Если есть архисложно, почему бы не быть архипросто? Отдаёт дискриминацией употребления, кажется, Вы в плену привычного глазу сочетания. Раньше меня доставали строчки классика "Ушёл на фронт из польских воеводств //поэзии - бабы капризной". Казалось, что поэт обитался в воеводствах и оттуда ломанул на фронт поэзии. Ан нет ! Тут был подвох - пазл.
      И ещё из классики. "Было ль, не было ль сраженья, // нет Дадону донесенья".
      Кроме того, у Вас есть возможность исправить на правильное написание по-русски, а то заметна промашка дефиса.

  • Даю "мастер-класс", как наплывают стихи. Я насмотрелся на Ю-тубе подборок дурок-ДТП в РФ. Сегодня(на велике,конечно) подъезжаю к перекрёстку с мигающим жёлтым. Меня обгоняет авто и нарочито осторожно подъезжает к перекрёстку , почти останавливается, хотя вокруг было без машин. И это дало старт таким строчкам:" Осторожно подъезжайте к перекрёстку, // светофор там есть ли или нет. // Это сделать очень, архи-просто, // чтобы избежать случайных бед".
    Две последние строчки вымучил уж дома.

  • В новом, несколько "причёсанном" варианте статья выглядит лучше.

  • отличный стих, что-то я не знаю этого автора...

  • "Поэзия-
    не профессия,
    поэзия как любовь:
    Если уж есть,
    так есть она,
    А нет-
    и не суесловь.

    Ах,поэты,
    проказники,
    как вам строчить не лень!
    Поэзия-это праздники,
    А праздник
    Не каждый день."

    (Василий Федоров)

  • Стихи не пишутся - случаются,
    как чувства или же закат.
    Душа - слепая соучастница.
    Не написал - случилось так./A.Вознесенский
    **********************
    Почему не пишу стихи,
    Разбавляя житейскую прозу?
    Что распелись в саду соловьи
    И о том, как красивы берёзы
    Не пишу об огромной любви
    И прогулках вдвоём под луною,
    Про цветные осенние дни
    Я умалчиваю порою.
    Просто глупо на чёрном холсте
    Рисовать ярких красок фиесту,
    На линованном чистом листе
    Моим рифмам как в клетке тесно,
    Если сердце на части рвётся,
    И в душе не утихла гроза;
    А злодейка-судьба смеётся
    И с укором глядит в глаза.
    Разве нужно писать о любви,
    О цветущих на клумбах розах,
    Если можно вылить в стихи
    Надоевшую жизни прозу? /Е.Литвиненко
    ************************
    Писать стихи – нет лучше средства для очищения души;
    Всю муть, что накопилась с детства, скорее выплеснуть спеши…
    Но можно чистым быть душою, когда в стране сплошной содом,
    Когда нет мира и покоя – бардак, казарма и дурдом,
    Когда нельзя открыть газету, чтоб не увидеть кровь и грязь,
    Когда с экрана смотрит ЭТОТ; сидит по барски развалясь
    И врет народу про свободу и про грядущий парадиз;
    Всё это видим год от года, а катимся, конечно, вниз;
    Народ меж тем впадает в детство… А ты пиши, дурак, пиши,
    Поскольку нету лучше средства для облегчения души… /Ю.Бараш

    Оценка статьи: 4

  • Комментарий удален
    • Галина Шубина, заголовок можно было сделать ширШе:"Поэзия - царица искусства?" ТаДЫ б не было этих ненужных перетягов между поэзией и прозой. По случаю праздника сообщаю, что за мной тоже числятся стишата, можно почитать и в личке и в Прозе.ру. Восторги "грузите бочками".

  • увы,чаще встречаются на страницах и в жизни больше "одержимых" поэтов чем одарённых,хотя так оно наверно и должно быть...Не соглашусь с утверждением автора то что "кудрявый Бальмонт" или Брюсов принадлежат к "первой линейке", это представители вычурных "измов", в данном случае-символизма,то чем поэзия давно переболела...Их стихи однообразны,напыщены,вычурны, переполненны "красивостями".., Вот ещё вспомнилось полемическое четверостишие Маяковского по другому поводу:

    Дорогие поэты московские
    Я хочу сказать вам любя-
    Не делайте под Маяковского,
    А делайте под себя !...

  • Да, поэзии не научишь, но говорят,что прозу писать труднее.., перекликается со словами Уайльда такое вот изречение Ангела Силезия: "Роза цветёт без всяких почему...Искусство существует и всё"...По моему, очень изящная фраза...

  • Все славно в статье, но не очень мне понравилось противопоставление прозы и поэзии. Может и не противопоставление, ну так как-то прочиталось. Как я есть человек совсем не пишущий, а читающий, понимаю, что есть стихи звонко звучащие и ни о чем не говорящие, есть проза такая, что не понятно почему эти слова, такие знакомые, но так сложенные в предложения, вышибают из тебя слезу и заставляют думать долго-долго.

    Стихи я очень люблю, не могу сказать, что так уж сильно разбираюсь, но есть такие шедевры, от которых просто таю.

    Присоединяюсь к поздравлению. Всем стихотворцам – Виват!

    Оценка статьи: 4

    • Брюханова Ирина, никакого противопоставления нет. Просто я немного неумело выразил свою мысль. В прозе требуется 50 строк, чтобы выразить мысль, а в поэзии хватит и одной. Грубо говоря из одной тонны руды получается один грамм золота.

      Оценка статьи: 1

  • Тема замечательная. Статья слабая.
    Чтобы показать ярче, что поэзия- царица, автор пытается нивелировать прозу:
    -Нанизывать слово за словом на прозаическое ожерелье под силу многим, чего не скажешь о поэтических строфах
    - писательству можно кое-как научить, но к поэтам не применишь
    -Проза лежит на поверхности, достаточно слегка копнуть
    -в прозе можно заставить насилием(!?) своего интеллекта выдавать словеса на «гора»
    -литературный зуд неизлечим, его лечат если не поэзией, то хотя бы прозой

    Постоянно цепляют авторские неудачные до абсурдности образные выраженния:
    -строфы, которые так и норовят выйти из-под рифмованного контроля и укатиться в кювет
    -поэтические строчки ложатся,как дорога в сельской местности
    - никакие литературные курсы не помогут выложить их в стройный ряд как шпалы
    -в тиши гудящих примусов
    - на месте души образуется затхлое непроходимое болото
    -от перечитывания... творений этих поэтов происходит наполнение
    -бурно (чуть ли не до драки) декламировали

    По всему тексту рассыпано:
    -чего не скажешь; как уже сказано; что и говорить; выражаясь современным языком; хотя если...

    Ну что здесь скажешь? "Плохо, если муза «уехала» в командировку, и совсем горе, если вышла на «пенсию»."

    • Людмила Вахрушева, сперва я не понял, почему вы так на меня набросились, но когда прочитал ваши другие комментарии, то всё стало ясно...

      Оценка статьи: 1

      • Людмила Вахрушева Читатель 21 марта 2013 в 16:21 отредактирован 21 марта 2013 в 18:42 Сообщить модератору

        Евгений Перетяка,
        Вы- автор- дебютант, но ведь не дошкольник.
        Я слишком люблю литературу, и восторг внезапный мой ум не пленил, когда читала эту статью.

        "Проза – для разума, поэзия – для души."
        - Примитивно, как- соль для супа, сахар для варенья. Нет литературы только для разума или только для души.
        "Именно поэтому писательскому ремеслу можно обучить."- мне не понятно, почему?

        И что, сегодня обсуждается моя персона, мои грехи и моё настроение, а не статья?
        В "тиши гудящих примусов" "впадаю в грех критиканства"...Плачу.

    • Людмила Вахрушева, вы абсолютно неправы! Впадая в грех критиканства вы даже не заметили, что автор статьи - дебютант. Побольше бы таких дебютантов! Лично мне статья понравилась, она написана в лёгкой и приятной форме проздравления, и все формулировки вполне уместны. А неуместны именно ваши формулировки, вот именно они лично меня цепляют своим несколько корявым стилем. Кажется у вас проблемы с настроением, хотя кажется, что тут психологией попахивает. У меня впечатление, что вы используете метод проекции, обвиняя автора в своих же недостатках, а это уже из области манипулирования. Отбросьте желчь, все-таки праздник поэзии, с чем вас и поздравляю!

  • Стародубов Вячеслав Стародубов Вячеслав Читатель 21 марта 2013 в 06:29 отредактирован 27 мая 2018 в 20:32 Сообщить модератору

    .

    ЗАЧЕМ(!) нужна поэзия ?

    .

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 21 марта 2013 в 04:34 отредактирован 21 марта 2013 в 06:26 Сообщить модератору

    Статья охватывает едва ли не все стороны темы, поэтому комментировать что-либо затруднительно: всё так, всё на месте, необходимые известные цитаты приведены, всё уже было.
    Остаётся поворчать , что сейчас поэзия в загоне, нет кумиров, нет поэтических толп в Лужниках.
    ... Но мне нравится Дмитрий Быков, хоть он и непомерно растолстел, но пишет очень складно и на злобу дня. Я выписал концовку его обращения к П.Астахову.
    "Оставь сироток,Паша, //не совершай греха ! // И так то участь наша //достаточно плоха.
    Езжай-ка без истерик // с медалью на груди // на свой Лазурный берег // И тихо там сиди."

    • Сергей Дмитриев, не поддерживаю ваши восторги в адрес Дмитрия Быкова. Приведённые стихи в адрес Астахова - всего лишь выплеск эмоций с безосновательными претензиями на глубокомыслие. Астахов выполняет свою работу, и он обязан её выполнять, и Быкову ли судить об этом, если, по вашим словам, он не умеет следить за собой и непомерно растолстел?

      • Андрей Шлеенков, Бедный Демьян тоже "не умел следить за собой..." , но его частушки распевали на зависть самому С.Есенину. Я проникся одинаково заслугами П.Астахова в ответе его Ганапольскому и шквальной критикой его неутомимой работы со стороны осведомлённых блоггеров, в числе которых был и ДБ. Это "драма и комедия" "в одном флаконе".

  • "Поэт в России - больше, чем поэт"
    (Е.Евтушенко)

    Поэт в России - больше, чем поэт,
    Однако, много меньше, чем чиновник,
    И ждут его в конце (сюжет не новый!)
    На Чёрной речке чёрный пистолет,

    Сума, тюрьма, психушка и петля -
    Такая вот весёлая палитра...
    Но есть табак, тетрадка и поллитра,
    Глядишь - и жив курилка! Вуаля!

    Поэт в России - больше, чем поэт :
    Он бог и царь, и раб, и червь, и сука...
    Одно лишь для него смертельно - скука
    Парадных зал, трибун и эполет.

    Поэт - он вечный шут и Вечный Жид,
    Скрипач на крыше и трубач на башне.
    Пусть лезет он в бутылку бесшабашно -
    Из той бутылки джина выйдет джинн!

    Он - зеркало, и лупа, и витраж,
    Лукавое стекло, обманщик зренья...
    Но сквозь него глядит Господь на землю,
    Когда Eму придёт такая блажь...

  • Статья очень понравилась, как хорошая поэма. Прочитал на одном дыхании и с большим удовольствием!

    Оценка статьи: 5