• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Как THE LOVIN' SPOONFUL написали «Summer In The City» - хит о городской жаре?

9 февраля 1964 года состоялось эпохальное выступление THE BEATLES на американском телешоу Эда Салливана. Чтобы посмотреть на новых «звёзд», певица Касс Эллиот собрала вокруг телевизора своих друзей — Денни Догарти, Залмана Яновски и Джона Себастьяна.

Lovin' Spoonful в 2008 Clarence Rutherford, en.wikipedia.org

Вскоре «тёплая» компания превратилась в группу THE MUGWUMPS, но уже спустя полгода разошлась по двум сторонам. «Мама» Касс с Догерти оказались в квартете MAMAS & THE PAPAS, а Яновски с Себастьяном образовали группу с двусмысленным названием THE LOVIN' SPOONFUL («Полная ложка любви»). Взято название было из старого блюза, но вот трактовки этого выражения были самые разные — вплоть до неприличных.

Главным композитором новой команды стал Себастьян — выходец из творческой богемы Нью-Йорка, поигрывавший до этого акустический фолк. Теперь же решено было перейти на электрический звук, и критики тут же окрестили стиль LOVIN' SPOONFUL фолк-роком. Правда, в отличие от серьёзных и меланхоличных фолксингеров Себастьян предпочитал писать песни эпикурейские — всё больше о развлечениях и девчонках.

Собственно девчонка и вдохновила его на создание первого хита LOVIN' SPOONFUL. Как-то группа играла в клубе битников. Посетители были фанатами джаза, поэтому музыку LOVIN' SPOONFUL воспринимали равнодушно — больше, как фон. Но вот однажды Себастьян заметил перед сценой 16-летнюю девушку, которая самоупоённо и очень свободно танцевала.

Джон Себастьян:
«…так потом танцевали хиппи. На следующий вечер она вернулась и привела своих друзей. Контингент слушателей мгновенно поменялся. Для нас та девушка символизировала изменения нашей аудитории, появились люди, которые, возможно, нашли нас. Я написал „Do You Believe In Magic?“ („Веришь ли ты в магию?“) на следующий день».

Ты веришь в магию
Живущую в сердце юной девушки?
Как музыка может высвободить её,
В любой момент?

Однако перспективную песню не захотел взять ни один крупный лейбл. Согласилась лишь маленькая рекорд-компания «Кама-Сутра» и не прогадала. Сингл «Do You Believe In Magic» вышел в конце 1965 года и попал прямо в горячую американскую десятку, приземлившись на 9-м месте.

В десятке оказался и второй сингл «You Didn’t Have To Be So Nice» (что-то вроде «Потому что нельзя быть на свете красивой такой»). Позже Брайан Уилсон из BEACH BOYS признавался, что именно эта песня вдохновила его написать один из своих известнейших хитов «God Only Knows».

Сильное влияние на творчество других музыкантов оказали ещё две песни LOVIN' SPOONFUL — «Daydream» и «Summer In The City», выпущенные в 1966 году. Хотя «Daydream» (№ 2 в США), в общем-то, тоже создавалась не на пустом месте.

Джон Себастьян:
«Я сказал тогда, что хочу написать песню в духе „Baby Love“ (хит группы SUPREMES — С.К.). Получилось совсем по-другому. Иногда вы вроде бы заимствуете идеи, а получается что-то совершенно новое».

«Daydream» звучала в духе этакого расслабленного мюзик-холла. Поэтому даже без подробного перевода было ясно, что речь идёт о каких-то дрёмах-мечтах на лужайке под тёплым солнышком. По тем временам это звучало довольно оригинально. Многие считают, что именно под влиянием «Daydream» THE KINKS написали свою «Sunny Afternoon» («Полуденный отдых»). А вот Пол Маккартни прямо признался, что именно «Дневная грёза» вдохновила его на песню «Good Day Sunshine» из альбома «Revolver».

«Битлы» вообще высоко ценили творчество Себастьяна. Говорят, в музыкальном автомате Джона Леннона постоянно стояли пластинки с «Do You Believe In Magic» и «Daydream». А когда он надел свои знаменитые круглые очки, коллеги начали дразнить его тем, что он косит под Джона Себастьяна.

Несмотря на то что радостная расслабуха была более характерна для саунда LOVIN' SPOONFUL, самым успешным хитом стала самая жёсткая песня группы — знаменитая «Summer In The City» («Лето в городе»), занявшая вершину американского топа.

Хорошо ли находиться жарким летом в городе, я думаю, вы знаете и без меня. А вот младший брат Себастьяна — Марк — обычно уезжал в это время в лагерь. Поэтому когда в 15 лет он впервые остался летом в Нью-Йорке, то это произвело на него такое впечатление, что он разродился целым стихотворением.

Стихи приглянулись старшему брату, и он решил положить их на музыку. Правда, в процессе выяснилось, что для очень энергичного (практически речитативного) куплета слишком «мало букв». Поэтому куплеты обо всех ужасах дневной жары Джон переписал, а припев про спасительный вечер, оставил без изменений.

Пер. Олега Лобачева:

Жаркий город, лето в городе.
Моя шея грязная и в песке.
Подавленность. Разве не жалость,
Что нет и тени в городе?

Люди вокруг выглядят полумертвыми.
Иду по тротуару. Он жарче, чем головка спички.
Но ночью мир другой.
Выйду и найду девушку.

Пойдем, будем танцевать всю ночь.
Несмотря на жару, будет хорошо.
Милая, разве ты не понимаешь, какая жалость,
Что днем не может быть как ночью
Летом в городе.
Летом в городе.

Особую атмосферу песне придали и индустриальные звуки — всякие там автомобильные гудки и отбойные молотки. А замечательные клавишные проигрыши придумал ещё один участник LOVIN' SPOONFUL — Стив Бун.

Песня оказалась настолько хороша, что до сих пор звучит во множестве кинофильмов (обычно иллюстрируя тему «адища города»). Уши «Summer In The City» торчат и в хорошо известном хите 1984 года «One Night in Bangkok» из мюзикла «Шахматы».

Что до LOVIN' SPOONFUL, то просуществовали они недолго. Уже в 1967 году группу покинул Себастьян, спустя альбом — ушёл Яновски, а к 1969 году она окончательно прекратила существование. Тем не менее за это время группа успела записать целых 6 альбомов и, как минимум, три суперхита.

Джон Себастьян:
«В то время нас волновало только, что будет с нами в ближайшие несколько месяцев. Главной целью было попасть в ТОП-10, все остальное не интересовало. Мы даже понятия не имели, какой долговечный материал записываем».

P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.

Статья опубликована в выпуске 21.03.2015