• Мнения
  • |
  • Обсуждения
К. Ю. Старохамская Грандмастер

Старые журналы или машина времени? Рассматривая картинки...

Рассматриваю старые журналы — «Крокодилы» за 1953 год. А интересно! Много примет времени. Вещи, одежда, обстановка. Поучительно. Ностальгично. Кое-что динозавры вроде меня даже ещё застали. Но и не только вещи интересны, конечно, а и отношение к ним, и способ подачи материала.

Е. Ведерников, «— Смотри, как долго капитан здоровается!
— Он не здоровается: просто у нас нет концов и нечем пришвартоваться...»
Фото: рисунок в журнале «Крокодил» № 14, 1953 г.

Вот например…

Женщина всё хорошеет — от простой работницы-лимитчицы до такой себе дамочки. Светлый путь, само собой. Платочек преобразовался в шляпку, носочки пропали, появились модные лодочки на каблуке, платья всё элегантнее.

И. Семенов, «Эволюция „Авоськи“»
И. Семенов, «Эволюция „Авоськи“»
Фото: рисунок в журнале «Крокодил» № 12, 1953 г.

Увеличение сумок, которые она тащит, вероятно, должно свидетельствовать о росте благосостояния. Ну, по сравнению с послевоенным голодом 46−47-го, год 53-й, наверное, в самом деле был полегче. Но вот вид принаряженной дамочки, которая прёт два тяжеленных баула кило по пятнадцать каждый, это да, это сильно радует. Что делать, таскали и радовались: есть что таскать.

Смотрим иллюстрацию Левона Генча «Никакого труда»…

Левон Генч, «Никакого труда»
Левон Генч, «Никакого труда»
Фото: рисунок в журнале «Крокодил» № 13, 1953 г.

Городская квартира. Особой роскоши нет, но есть некое благополучие. Мать семейства занята рукоделием. Исторический диван с валиками, радиоприёмник и салфетка углом — концептуальная салфетка! Абажур! Изображён нерадивый школьник (тетрадки побросал) и обеспокоенная мать. Подпись к картинке:

— Ты почему не готовишься к экзаменам?
 — Не волнуйся, мамочка, у нас в школе двоек не ставят…
В ряде школ ученикам ставятся завышенные отметки.

А вот и служебное помещение. Тоже интересно/

— Почему так обиделся наш комсорг?
 — Ещё бы! Назвали старым бюрократом, а ему всего 20 лет.

Е. Щеглов, «Обидно-досадно»
Е. Щеглов, «Обидно-досадно»
Фото: рисунок в журнале «Крокодил» № 14, 1953 г.

Контора пятидесятых немногим отличается от Геркулеса. Спокойно можно представить тут и Корейко, и Кукушкинда, и Полыхаева с Серной. Продавленный диван, шкафчик типа гей-славяне, допотопный стол. Машинка. Дорожка красная, официальная. Часы с маятником. Лампы. Идейно летящая пролетарка с мотором. В носочках и модной курточке. Слева — сотрудники читают остросатирическую стенгазету «Не в бровь, а в глаз», где, вероятно, и раскритикован комсорг, который пригорюнился у окна. Кому же хочется прослыть бюрократом, а ведь он так старался. Обидно. Но от наследия прошлого надо было решительно избавляться!

А ещё вот от чего надо было избавляться.

Идея вбивать мораль гвоздями в мозг как-то пугает. Но историческая правда прежде всего. Рассматриваем.

И. Семенов, «Мораль стиха понятна сама, гвоздями в мозг вбита: — Товарищи, переезжая в новые дома, отречемся от старого быта!»
И. Семенов, «Мораль стиха понятна сама, гвоздями в мозг вбита: — Товарищи, переезжая в новые дома, отречемся от старого быта!»
Фото: рисунок в журнале «Крокодил» № 20, 1953 г.

На заднем плане — уезжающие от старого быта в новый. В новом быту понадобятся аквариум, пылесос, комбайн (или это телевизор? кажется, комбайнов ещё не было?), холодильник и лыжи. Лампа-подхалим казённого типа со складной ногой. Вентилятор. Бытовые приборы рулят! Впервые промышленность обратилась к товарам группы Б. Кто помнит, тот помнит.

А что выбрасываем? Смотрите, какой стул! Практически мастера Гамбса. Часы с кукушкой и с шишками! Патефон! Слоники… СЛОНИКИ! Портреты дедушек — тоже на помойку?.. Или это вышедшие в тираж вожди? Вряд ли, скорее всё же дедушки — на помойку дедушек… Примус, самовар, умывальник — рановато было еще в 53 году выбрасывать! А за всякими прялками и коромыслами — лет через 20, в 70-х, началась настоящая охота.

В общем-то всё, что тут предписано выбросить, на самом деле стоило бы подобрать и сохранить. Ну что поделать. Время такое было.

И ещё один нехороший человек.

Борис Лео, «Коммунизм по книге сдав, перевызубривши „измы“, он покончил навсегда с мыслями о коммунизме»
Борис Лео, «Коммунизм по книге сдав, перевызубривши „измы“, он покончил навсегда с мыслями о коммунизме»
Фото: рисунок в журнале «Крокодил» № 20, 1953 г.

Какой может быть коммунизм, если кошка, подушка, чай с вареньем и гитара? Долой! А ещё и торт — ну, разложенец! Варенье и печенье — гиперссылка на Плохиша?

С одной стороны, в это время уже полным ходом шла агитация зажиточного, крепкого быта. Что мы и видели выше. А с другой стороны — атрибутами безыдейного разложенца почему-то рисуют чайничек, подушку и варенье.

Кажется, мы уже малость выбились из идеологического поля, потому что, вообще-то, трудно понять, почему в коммунизм нужно идти с пылесосами и вентиляторами, но без кошек, без подушек и без варенья.

Хорошо, что он так и не настал…

Старые журналы или машина времени? Рассматривая картинки...
Фото: обложки журнала «Крокодил» разных лет
Статья опубликована в выпуске 18.12.2015
Обновлено 30.07.2022

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • У нас в доме много вещей выбрасывают. Как-то подобрал арифмометр, как в канцелярии у товарища Дынина.

  • Всё бы ничего в статье, даже интересно по ностальгировать... если бы не последняя фраза...
    и кому хорошо? Ясно - автору! Сразу видно: сейчас он счастлив!

    Оценка статьи: 1

    • Serge Perovsky Читатель 22 октября 2018 в 02:36 отредактирован 22 октября 2018 в 05:58 Сообщить модератору

      Людмила Розова, самое забавное, что коммунизм настал. Как раз примерно к 80-му году. Люди были сыты, одеты, обуты. Имели доступ к образованию и культуре.
      Вряд ли Маркс формулируя в середине 19-го века "каждому по потребностям" имел в виду какие-то еще потребности.
      Вот всеобщее счастье от удовлетворения базовых потребностей всех членов общества не настало. А вместо этого настал безудержный рост потребностей высших порядков. Но социализм свою задачу выполнил. Потому и ушел в прошлое.

  • В детстве я «пострадал» из-за карикатуры в «Крокодиле». В начале 50-ых годов какой-то американский дипломат во время переговоров в Москве положил ноги на стол (я думаю, на журнальный столик, но это не имеет значения). И вот мои родители со своими друзьями, такими же, как тогда говорили, ИТР-авцами разглядывают «Крокодил» с карикатурой , на которой тощий американец положил ноги на стол. Подпись гласила: «Посади свинью за стол, она и ноги на стол». Взрослые обсуждали комментарии к карикатуре, где говорилось, что американцы даже когда едят, кладут ноги на стол.
    Меня это заинтересовало и через несколько дней за обедом, когда мама поставила передо мной тарелку с супом, а сама пошла на кухню, я положил одну ногу с одной стороны тарелки, а другую с другой стороны и «приступил к трапезе». Суп оказался на моей рубашке. Вернувшаяся мама поохала, поменяла мою рубашку и поставила на стол тарелку с котлетами и еще с чем-то. Дождавшись, когда мама вышла, я положил обе ноги с одной стороны тарелки и взял в руки вилку... котлеты оказались на полу.
    Потом я стоял в углу и думал о том, что нельзя верить тому, что пишут в газетах и журналах.

  • Классная статья!
    Слоники? Что это? Я не увидел.
    Г-жа Старохамская, Вы забыли клетку. Это канарейка?

    Оценка статьи: 5

  • У нас дома было несколько самодельных альбомов-"дайджестов" с вклеенными (и свернутыми иногда ()) вырезками из "Крокодила" - карикатуры и разный юмор в рубриках "Улыбки разных широт", "Нарочно не придумаешь" и др.

    Часто перелистывал, потом даже сам участвовал в вырезке-поклейке. И художники узнавались по манере рисования.

    Было время. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Молодец автор! ))).. Приятная статья. Вам в подарок воо-он та композиция на стене. А что? Очень современная вещь.

    Оценка статьи: 5

  • Очень современно звучит старое, не правда ли? Картинка из книги "Русский язык в картинках" семидесятых годов.

    Оценка статьи: 5

  • Нет уж, старое - это самое новое после обработки, естественно. Несколько томов-альбомов архива. Настоящее богатство.

    Оценка статьи: 5

  • Никогда не выбрасываю старое "просто так". Сначала внимательное изучение, затем - в архив понравившееся. Уже более тридцати лет собираю очень нужное старое. Ведь это великолепный материал для вдохновения!.. Как там?.. Новое - хорошо забытое старое?

    В наглядной агитации участвовали только лучшие художники под присмотром партии. Так что есть чему поучиться. В смысле техники ремесла художников.

    Оценка статьи: 5

  • У меня соседи на помойку хотели выбросить подшивки журнала "Советский Экран" за начало 60х. Попросил у них, посмотрел, потом выбросил.
    Запомнилось - конкурс лучший фильм года.
    Первое место - "о пердовиках на заводе", "о пердовиках в колхозе", третье место "9 дней одного года"...
    А самым худшим фильмом года в конкурсе оказался "Человек-амфибия"...

    Оценка статьи: 5

    • Serge Perovsky Читатель 22 октября 2018 в 02:40 отредактирован 22 октября 2018 в 05:58 Сообщить модератору

      Игорь Вадимов,
      "Девять дней одного года"
      Прокат — 23,9 млн зрителей
      Лучший фильм 1962 года, Алексей Баталов — лучший актёр года по опросу журнала «Советский экран».
      Большая премия «Хрустальный глобус» Международном кинофестивале в Карловых Варах (1962)
      Главная премия на кинофестивале трудящихся в Чехословакии (1962)
      Почётные дипломы международных кинофестивалей в Мельбурне (1965) и Сан-Франциско (1962)
      Лучший иностранный фильм в польском прокате (1962) по решению жюри клуба польской кинокритики
      Государственной премии им. братьев Васильевых (1966) удостоены режиссёр и сценарист М. Ромм, сценарист Д. Храбровицкий, оператор Г. Лавров, художник Г. Колганов, актёр А. Баталов.