Получив известие о смерти Рюрика, находящиеся в Киеве варяги Аскольд и Дир объявили себя князьями киевскими и, по всей вероятности, перестали перечислять дань в Новгород. Узнав об этом, князь Олег, оставив в Новгороде посадника и забрав с собой малолетнего князя Игоря, пошел в сторону Киева. По дороге на Киев он взял Смоленск.
Встречу Вещего Олега с новоявленными киевскими князьями летопись описывает так:
«Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из людей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика».
В мифе надо мыслить символически, миф не научен, и его не надо воспринимать буквально.
Поэтому, в переводе на понятный русский язык, речь Олега перед Аскольдом и Диром звучала так: «Вы наши воеводы, с какого перепугу вы тут князьями заделались? Вот ваш князь — сын Рюрика». И показав на малолетнего Игоря, продолжил: «И я князь по рождению». Судьба узурпаторов одинакова, а в Киеве с тех пор есть памятное место, которое называется «Аскольдова могила».
С этого момента и возникла Киевская Русь — как система сложных взаимоотношений между культурными центрами Киевом и Новгородом. Эта система состоялась в границах торгового пути «Из варяг в греки», безопасность которого и обеспечивала дружина Рюрика. Став Великим князем Киевским, Вещий Олег начал подчинять себе близлежащие племена древлян, северян и другие народы.
Но эти народы платили лишь дань, о чем говорит летопись, перечисляя города, от которых Олег требовал дань у Константинополя, на воротах которого висел его щит. Русские философы отмечали, что империя Вещего Олега простиралась от Константинополя до Новгорода, при этом государство Русь ограничивалось Киевским княжеством и вдоль пути «Из варяг в греки» до Ладоги.
Прирастать территориями Русь стала во время княжения Игоря Рюриковича, убитого племенем древлян. Его жена княгиня Ольга истребила вождей древлян вместе с их князем Малом и присоединила территорию древлян к Киеву. Сын князя Игоря Святослав продолжил расширение территории Руси на запад и вел войну с печенегами, которые убили Святослава, подкараулив его на Днепре по наводке императора Константинополя Иоанна Цимисхия.
Следующим в роли собирателя Русских земель стал сын Святослава — новгородский князь Владимир, который начал свой путь на киевский трон со взятия Полоцкого княжества. Этот факт возбуждает либеральных историков и политологов, которые с непонятным рвением указывают как главное событие, что при взятии Полоцка князь Владимир взял в жены полоцкую княжну Рогнеду без ее согласия.
Мне непонятен этот ажиотаж людей, пытающихся очернить князя Владимира в данном случае. Потому что в некоторых наших республиках до сих пор не спрашивают невесту, согласна она выходить замуж или нет, и общество это допускает. Да и как должен был поступить князь Владимир с Рогнедой, по мнению всех недоброжелателей? Он должен был убить Рогнеду, в рабство продать или отдать ее на потеху своим воинам?
Князь Владимир сделал полоцкую княжну Рогнеду своей женой, ее дети были Великими князьями Киевскими, а Полоцкое княжество было самостоятельным наряду с Псковом и Новгородом все время существования Киевской Руси. Кроме того, беря Полоцкое княжество, возникшее в X веке, князь Владимир забирал свое, повторяя поступок Вещего Олега с Аскольдом и Диром, которые в 865 году направляясь в Киев, заходили в Полоцк и оставили там посадника Рюрика.
Взяв Киев, князь Владимир значительно расширил пределы Киевской Руси, воюя с кочевниками и подчинив себе ближайшие земли. А что сталось с Новгородом, в котором князь Владимир был первым правящим князем, посаженным там своим отцом князем Святославом? До этого момента, как уже говорилось, Новгород был вольным городом — «городом мастеров», когда «300 поясов» платили дань киевскому князю.
Подчинив себе Новгород, киевский князь перекрыл не только торговый путь «Из варяг в греки», но и другую торговую артерию — Волжско-Балтийский путь, главную водную торговую магистраль Восточной Европы
В начале XI века торговля по Волжско-Балтийскому пути была остановлена — по мнению исследователей истории Руси, из-за ослабления Арабского халифата и экспансии немецких рыцарей в славянские земли. На самом деле торговля прекратилась по причине междоусобной борьбы между Новгородом и Киевом, когда Великий князь Киевский подчинил себе Новгород по территориальному признаку. Рыцари пришли позже для восстановления Волжско-Балтийского торгового пути.
Когда пришли немецкие рыцари, стало понятно, что Новгород стал прообразом Ганзейского союза северогерманских городов в ХIV веке с главным городом Любеком. Первые купеческие гильдии появились в Европе в XII веке, а в Германии они переживали период своего расцвета. В этот период времени Ганзейский союз сумел возглавить торговые и посреднические операции в Северной Европе.
Эта торговая деятельность опиралась на военные силы немецких рыцарских Орденов (Тевтонский Орден был членом Ганзы) и продвигалась на территорию славянских государств. Несколько ранее в Европе в охране торговых путей в качестве торгового партнера выступил рыцарский Орден Тамплиеров, за что и был впоследствии уничтожен конкурентами. Тамплиерам не повезло по объективным причинам.
Познера озадачило, почему называют жителей турками, а должны бы турЦами от слова Турция.