Но беда не только с финансовыми расходами у родителей начинается, а и с тем, что капризный ребенок совершенно не умеет поддерживать в доме порядок, оставляя игрушки где попало и как попало. Почему же так происходит?
Причин этого явления несколько. Вот главные.
Дурной пример ребенку показывают сами его родители. Иногда нам лень или просто нет времени, чтобы убрать постель, помыть посуду, пропылесосить в комнатах, вынести мусор. Если такое наше поведение ребенок видит достаточно часто, то, конечно же, он тоже получает «право» не убирать за собой. Это у него формируется в привычку. Иногда — на всю жизнь. Грязнулей быть удобно. По крайней мере, есть пример — твои родители.
Вторая причина нежелания детей убирать за собой игрушки — попустительство со стороны мамы и папы. Проще говоря, им все равно, что игрушки раскиданы по полу. Мол, к чему их убирать, коль завтра все снова будет вытащено?
Третья причина, почему в детской комнате зачастую бардак — отсутствие у мамы времени на то, чтобы собрать игрушки. Типичная ведь картина, когда за карапузиками все собирает мама. Но иногда она просто не успевает это сделать.
Педагоги говорят, что надо приучать ребенка к поддержанию порядка с того момента, когда он стал ходить. Не имеет значения, что он еще не говорит. Зато все видит и легко запоминает. Кстати, именно на этом и строится программа воспитания в ребенке чувства ответственности за свои поступки.
Далеко не всем детям нравится убираться за собой. В ход тогда идут капризы и уловки, за счет которых могут быть получены поблажки. Надо проявить настойчивость и потребовать выполнения приказа. Речь действительно идет о приказе, а не о просьбе с бонусом. Типа, убери игрушки, а я тебе за это что-то вкусненькое дам. С таким условием ребенок ничего не станет делать до тех пор, пока ему не пообещают в обмен на уборку что-то дать. А это уже момент приспособленчества и специального «выманивания» особого к себе отношения.
Стоит сделать правилом для детей брать только те игрушки, с которыми они хотят играться. Если появилось желание взять другие, то нужно сначала положить на прежнее место ранее вынутые.
К порядку приучает также и то, что все игрушки должны иметь свои ящики. Не надо их запихивать под кровать или держать в полиэтиленовых пакетах. Идеально выглядит детская комната, в которой все игрушки «упрятаны» с глаз долой. На видном месте можно оставить только две-три крупные игрушки, а вся «мелочь» должна находиться в выдвигаемых ящиках.
Не надо жалеть детей и выполнять за них то, что они обязаны уже делать сами. Если же они не слушаются вас и после нескольких замечаний в комнате по-прежнему хаос из-за игрушек, то в качестве меры психологического воздействия примените наказание. Например, соберите сами игрушки и спрячьте их от ребенка на несколько дней, а потом (после его настойчивых просьб) верните, но с условием, что он сам станет их убирать после игры.
То, как вы приучите детей к порядку еще в детстве, легко войдет у них в привычку и в дальнейшей жизни. Не забывайте об этом важном факторе воспитания детей.
Хорошая статья, которая помогает лучше понять детскую и подростковую психологию. А книги про "Поттера" - хорошее чтение, потому что...