• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Туннель под Ла-Маншем. Как соединяли Англию и Францию?

Последние и весьма тщательные изыскания учёных подтвердили тот факт, что несколько тысяч лет назад, когда на Земле ещё было холодно, из Франции в Англию можно было пройти пешком, то есть по дну нынешнего пролива Ла-Манш. Затем случилось потепление и образовался пролив, который разделил будущие государства.

Вид на Ла-Манш Фото: Depositphotos

Но вряд ли об этом знали во Франции в середине ХVIII столетия. А ведь именно тут в 1750 году знаменитый Амьенский университет объявил конкурс на самый жизнеспособный проект по соединению берегов Англии и Франции.

К этому моменту былые распри между двумя соседними странами ушли в прошлое, и они активно сотрудничали в торговой и технической сферах.

Конечно, конкурс 1750 года закончился неудачей в том смысле, что не было на тот момент ни механизмов, ни технологий для осуществления грандиозного проекта. Да и что могли предложить соискатели? Гигантские паромы? Уникальные быстроходные корабли? Необыкновенно длинный мост? Ведь в ту пору ещё и воздушных шаров-то не было!

Прошло полвека. Во Франции к власти пришёл Наполеон, человек довольно передовых взглядов. Ему также в 1802 году предложили проект соединения двух стран.

  • Если говорить коротко, проект представлял собой туннель, внутри которого могли бы двигаться кареты и тяжёлые подводы. Для освещения длинного туннеля предполагалось установить газовые фонари на всём его протяжении.

Неизвестно, одобрил Наполеон упомянутый проект или нет. Во всяком случае, к работам не приступали.

Эскиз французского инженера Альберта Матье-Фавье, 1802 г.
Эскиз французского инженера Альберта Матье-Фавье, 1802 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В 1803 году был предложен ещё один проект, предусматривающий прокладку по дну залива туннеля из чугунных труб соответствующего диаметра. Впрочем, и это предложение не нашло должного отклика.

С развитием техники варианты соединения Англии и Франции усложнялись. К примеру, в 1875 году появился на свет интересный проект железной дороги по дну Ла-Манша. Передвигаться по этой дороге должен был герметизированный локомотив-вагон.

Надо заметить, что описываемый проект был достаточно тщательно прорисован и обоснован. Однако в итоге власти обоих стран сошлись на том, что их государства соединит огромный подводный тоннель. Благо в конце ХIХ столетия для этого уже имелись многие технические предпосылки.

В общем, в 1880 году, 16 июля крупная (на тот момент) английская железнодорожная компания купила участок в соответствующем месте. Англичане стали после необходимых изысканий бурить туннель диаметром 2,8 метра. Совсем небольшой размер, если смотреть с позиций сегодняшнего времени.

Французы, которые о проекте, разумеется, знали, со своей стороны приступили к строительству.

Разрез пролива с проложенным тоннелем
Разрез пролива с проложенным тоннелем
Фото: Commander Keane, ru.wikipedia.org

Интересно, что когда была готова первая шахта, не кто иной, как принц Уэльский велел устроить на её дне банкет по случаю начала грандиозного строительства!

Дело медленно продвигалось (всё-таки на дворе был конец ХIХ столетия), и с обоих сторон суммарно выкопали почти 2 км (1840 метров, если говорить точнее), как вдруг английское министерство обороны стало рьяно бороться против стройки.

Военные выдвигали вроде бы понятные аргументы: мол, по дну туннеля можно будет успешно напасть на Англию в случае войны. До наших дней даже сохранился рисунок: сотни воздушных шаров и кораблей атакуют Англию через Ла-Манш, по дну которого через туннель движется пехота и повозки.

В общем, проект заморозили. Прошло ещё полвека и даже более, и вот уже Уинстон Черчилль в 1954 году объявил, что лично он, как премьер-министр, не имеет возражений против строительства туннеля.

Однако лишь в 1965 году, после необходимых изысканий, рабочие спустились в заброшенные шахты, которые пришлось основательно расширять и укреплять.

Впрочем, даже в те годы что у английского, что у французского правительств имелись другие заботы. По этой причине (ну, и ещё из-за недостатка финансирования) в 1975 году работы в туннеле вновь свернули.

И лишь в 1986 году на английской стороне началась-таки прокладка железнодорожного туннеля, который имел две галереи для поездов и одну галерею между ними для обслуживания.

А через восемь лет, в 1994 году, туннель торжественно открыли, завершив более чем столетнюю историю строительства.

Таким образом, попытки соединить Англию и Францию надёжным транспортным коридором растянулись почти на 250 лет…

Статья опубликована в выпуске 15.08.2020
Обновлено 7.09.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: