• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лилия Капленко Дебютант

Требовать ли залог, давая деньги в долг?

«Долг — начало рабства, даже хуже рабства, потому что кредитор неумолимее рабовладельца: он владеет не только вашим телом, но и вашим достоинством и может при случае нанести ему тяжкие оскорбления» (В. Гюго)

Думаю, что долговые отношения не обошли стороной ни одного человека. Каждый из нас хотя бы однажды выступал в том или ином качестве — кредитор или заемщик.

А вот несколько мнений:

«Своим подругам, с которыми вместе училась, всегда стараюсь давать в долг, когда они просят. К примеру сломался холодильник, а у знакомого заработная плата только через 2 недели, а лишних 15 тыс. нет, ну неужели не помочь в таком случае?»

«Считаю, что своим родственникам — сестрам/братьям и т. д. можно давать в любое время, т.к. знаешь их от и до, и уверена, что вернут, а даже если и задержат, то причина будет наверняка уважительная, и я смогу подождать».

Получается, что проблемы с деньгами нам создают, как правило, хорошо знакомые и порядочные люди (родственники, друзья, соседи, коллеги и т. п.), потому что непорядочным и незнакомым мы деньги вообще не одалживаем.

И вот когда близкий человек просит дать ему денег в долг, клятвенно обещая вернуть «как только — так сразу», то чаще всего внутри человека начинает происходить внутренняя борьба:

1. «Не дать денег» — вроде как нельзя, ведь тогда есть большая вероятность прослыть жадиной и вопрос ценности людей друг для друга вообще ставится под сомнение (по принципу «ты мне друг или сосиска», получается второе). Сказать, что «денег нет», тоже нельзя — рискуешь навлечь на себя то самое отсутствие денежек.

2. «Попросить залог» — вроде как надо, но совершенно неудобно, язык не поворачивается… Друг, не зная правил долговых взаимоотношений, и вовсе может сделать круглые глаза и решить, что у тебя «не все дома». Как это залог? Он думал, что ему доверяют, а оказывается… В общем, такой вариант также может привести к разрыву тесных взаимоотношений между людьми, даже самыми близкими.

3. «Дать денег… а вдруг не вернет?» — и дело тут не в доверии и порядочности, а в жизненных обстоятельствах, которые могут помешать нашему другу-родственнику вернуть нам долг.

Давать или не давать в долг — каждый решает этот вопрос в силу личного опыта. Но в природе существует совершенно безопасный механизм долговых отношений, который позволяет помогать близким, не опасаясь потерять деньги — это давать деньги в долг под залог.

Вспомним, как деньги одалживают в ломбарде? Там требуется залог, как и в банке под кредит, независимо от того, порядочный человек берет деньги или нет. Почему?

В ломбарде знают одно замечательное правило: деньги у нас просят сегодня, а о том, что человек честен, мы знаем по прошлому. Когда брал — всегда вовремя возвращал, и мы думаем, что раз в прошлом он был честен, то и в будущем будет таким же. Но человек не может своим словом гарантировать будущее.

Порой (и чаще всего в самый неподходящий момент) в нашу жизнь приходят такие обстоятельства, которые делают невозможным вернуть долг. Это может быть болезнь, отсутствие работы, потеря бизнеса и другое. И даже самый порядочный человек, который жаждет вернуть долг, может стать жертвой жизненных обстоятельств и утратить свою финансовую стабильность, а значит, и возможность рассчитаться с кредитором.

Поэтому, беря в долг, вместо клятвенных слов о собственной честности и порядочности — оставьте залог. Залогом может быть любая вещь или имущество, которое в настоящее время человеку без надобности — бытовая/аудио/видео техника, драгоценности, часы, и т. п.

Один знакомый рассказывает: «Звонит мне друг и просит одолжить 100 $. Я ему говорю: «Какие проблемы, деньги небольшие, у меня есть. Но, ты знаешь, на своих тренингах я учу людей брать залог, и если сам этого не сделаю, меня Природа накажет, ты же не хочешь навредить мне, я надеюсь? Тогда подумай, что ты мне можешь оставить в залог на 150 $, и приезжай. Думает уже шестой год».

Эта история наглядно показывает, что люди очень часто одалживают деньги по инерции, по привычке, не особенно задумываясь, действительно ли они им нужны. Предложение оставить залог действует просто отрезвляюще, и человек начинает совершенно по-другому относиться к долгу.

Давайте проявлять уважение к деньгам за ту пользу, которую они нам приносят, и за те возможности, которые перед нами открываются благодаря им.

Статья опубликована в выпуске 5.06.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Елена Сало Читатель 8 августа 2014 в 22:41 отредактирован 26 мая 2018 в 19:39 Сообщить модератору

    Я не представляю, как взять расписку с сестры например.. Лучше предложить варианты быстрых займов.

  • Требовать ли залог, давая деньги в долг

    Конечно требовать. Можно требовать втрое больший чем одалживаете - пусть у оппонента голова болит, вернете вы ему залог или нет. Особо талантливые на этом даже бизнес построить могут - ведь кой-кто так и не сможет вернуть долг. Но надо грамотно составлять Договор займа.

    зы
    а вообще одалживайте не более того что не жалко потерять (более гуманный вариант от МВ - подарить), и всем хорошо будет.

    Оценка статьи: 3

  • Ольга Ольгина Ольга Ольгина Дебютант 26 мая 2011 в 04:42 отредактирован 26 мая 2011 в 04:45 Сообщить модератору

    Идея статьи хорошая и вполне современная, но сама статья путанная, да и слова использованы чужие. Я кассету с семинара Валентина Ковалева слушаю часто и сразу заметила целые его фразы. Почему бы автору не оформить их в виде цитат, не пойму?
    Да и чужие идеи лучше сначала "пропустить через себя". А так идея осталась непонятой.
    Залог действительно отрезвляет, на мне проверено моими друзьями. Я идею разделяла и была согласна. И это ценный опыт для понимания, как я отношусь к деньгам.

    • Ольга Ольгина, укажите, пожалуйста, тему семинара и какие именно фразы использованы в статье.

      • Ольга Ольгина Ольга Ольгина Дебютант 29 мая 2011 в 01:57 отредактирован 29 мая 2011 в 02:04 Сообщить модератору

        Марианна Власова, семинар "Деньги и отношение к ним".
        Например это: "проблемы с деньгами нам создают, как правило, ... порядочные люди", " потому что непорядочным мы деньги вообще не одалживаем", "Сказать, что «денег нет», тоже нельзя", "Когда брал – всегда вовремя возвращал", "человек не может своим словом гарантировать будущее" и тд.
        Автор "разбавила" некоторые фразы и часто неудачно, т.к. исказила суть высказываний. Лучше бы цитатами и в том виде, как было.

  • "Предложение оставить залог действует просто отрезвляюще, и человек начинает совершенно по-другому относиться к долгу."
    Человек начинает совершенно по-другому относиться... - да Вы же сами выше сказали: "Как это залог? Он думал, что ему доверяют, а оказывается… В общем, такой вариант также может привести к разрыву тесных взаимоотношений между людьми, даже самыми близкими."

    Ну конечно, если вы хотите "проучить" друга, который, например, потратил зарплату на новый телефон, а теперь занимает у вас деньги на еду - это метод. А если ваш друг попал в тяжелые жизненные обстоятельства, возможно, он с удовольствием привезет вам лишний телевизор, который продавать - дольше. И тогда уже вы шесть лет будете ждать, когда же он его заберет и отдаст деньги...

    Лично я знаю беспроигрышный способ: давать в долг только столько, сколько могу подарить, с радостью, что могу человека выручить. И радуюсь, когда возвращают деньги - как ответному подарку.

    • Наверное, сколько людей, столько характеров и способов просить и давать в долг. Как ни горько, но по мне, ссуда - это почти беспроигрышный вариант потерять друзей.
      Кто-то привыкает к тому, что можно попадать в "трудное" положение ежемесячно, гарантированно получая свою заслуженную и привычную субсидию. И когда вдруг в этом привычном наступает облом, то ты резко переходишь в категорию жлобствующих врагов.
      Кто-то очень обижается на твою наглую непонятливость, когда напоминаешь, что одолженную "до получки" сумму не возвращают уже третий год. Да как совести хватает об этом? Что, разве непонятно про тяжёлое положение?! В прошлом месяце был юбилей свадьбы. Надо было жене серёжки купить. Да и отпраздновать! В этом - зима закончилась, надо комплект летней резины купить. В следующем?! Так отпуск! Путёвки в Египет уже заказаны...
      Как мне сказал один старый мудрый судья, земля ему пухом, когда я, молодой и наивный, судился по восстановлению бывшего работника, которого мог уволить по статье, но "пожалел" на свою голову: "Не делай добра и не получишь зла в ответ!"
      Может цинично, но очень жизненно. По отношению к ссудным делам, особенно, с друзьями, так - точно!

      • Константин Кучер, к сожалению, и я теряла друзей, когда давала в долг. Люди особо совестливые начинали от меня прятаться, когда не могли вернуть. К сожалению, это были мужчины, которым я не могла просто заявить, что я им эту сумму подарила.

        • Марианна Власова, самое-то подлявое, что обычно занимать ходят к небогатым людям, которые сами нужду знают. Богатый не даст - у него денег, как всегда, свободных нет. К порядочным, которые последним поделятся, которые бандюков не нашлют. А у тех ситуация получается типа жену отдай дяде, а сам иди к ...

          • Точно, Лаура.
            И потому... Марианна... Плюньте на эти денежные потери. Ведь то, что пришли, правильно Лаура говорит, КРИТЕРИЙ. Так иногда приятно почувствовать себя, как говорил В.С., - "приличным человеком"! И, что не менее важно, "при жизни"!!

            • читать дальше →

              • Марианна Власова, с людскими-то оптимизм с мясом от себя отрываешь. Бумажные? Хрен бы с ними. Но что интересно, ребята, что на этих вонючих бумажках - лакмус! Была тут намедни по вежливости на похоронах у ну очень!!! богатого мужика. Помер ночью от апне, вмиг! Там машинок сто с лишном въехало на погост. Добра за ним осталось, а в церкви я посмотрела - колечко обручальное с него уже сняли родичи. Не знаю, может, вдова сняла на память, но мысли в храме приходят интересные: что с собой туда взять, как тут в нужде кому помочь, как не потерять друга, который должен тебе? Мужик добрячий был, говорят. Многим помогал. У нас стоит такая кружк на отпевании, где каждый приглашенный бросает анонимно. Прозрачная она. Лучше бы я ослепла, ребята.

  • Хотел высказаться, а смотрю - Лаура уже... И в этом, конкретном, случае, со спокойной совестью подпишусь подо всем, что ею написано, хотя и живём мы в разных странах. Потому - не отнимаю время.
    Единственно, не хотел бы выглядеть каким навязчивым или что-то в этом роде, но... Лаура, мне показалось, у Вас практически готовая статья. А почему бы и не?.. До комментов-то не все доходят. А тема, согласен, актуальная!
    И Вас, Лилия, поздравляю. Хорошая статья по жизненной теме. Ну, а что взгляд на возможность её решения у Вас свой - так это же замечательно! Плохо, когда у всех нас взгляд отштампован одним шаблоном. Вот тогда - да... Попали все. Сливай воду и суши сухарики. Скоро придут.

    • Константин Кучер, статья уже готова - приглашаю. Она не пройдет на фоне пиндософобии, но пиндосное мировозрение уже бродит как призрак коммунизма по России - и карьеризм уже не гадство, и про здоровье не базарят на работе, и про зарплату друг друга уже не так спрашивают. А все остальное прийдет рано или поздно. Я это к тому, что американец никогда не одолжит денег у друзей-приятелей. Это банки за ним гоняются, умоляя взять в долг.

  • Лилия Капленко, знак доллара ставится перед суммой, но это мелочи. Мне не понравилось другое не в статье, а в концепции ( статья - острая и своевременная1) - вы по-старинке судите. Порядочный человек не пойдет ставить своего близкого человека в неудобные и стесненные обстоятельства. Он пойдет в банк и возьмет под процент деньги. Зачем навязывать кому-то свои проблемы, когда в России уже давно есть легальные заимодавцы. Уж простите, но то, что давно было по-русски хорошо ( в час ночи к соседу за солью или напрячь друга-родню одолженной на риске не получить обратно суммой), теперь не прилично. Зачем ты напрягаешь меня, когда банк у тебя за углом. Не разрушай нашу дружбу - свои дела делай и свои проблемы решай вполне доступным способом. Далее: боязнь прослыть жадиной... А боязни быть безответственной мамой-Терезой перед своей семьей нет? Да слыви я кем угодно! Приоритет - моя семья и моя стабильность. На чужой роток... А если он не отдает, а я требую, то кто я? Опять-таки скотина бессовестная, что за свое добро бьется! Но спасибо за поставленный остро вопрос - свое отдай руками, а ходи ногами, наши старики говорили. Мой коммент - даже под залог не давать. Не те времена. Дайте адрес банка с божеским процентом - это лучшее, что вы можете сделать не теряя друга. Обиделся, значит дурак. И никаких тренингов выдумывать не надо. Дружила я крепко с одним библиофилом в Питере - сама такая. Всем, с кеми он знкомился, он сразу заявлял - книг на вынос почитать не даю! Зато у него на кухне пятиметровой - сиди хоть сутками. Уважение к книге, к себе и к другу-библиофилу - он-то его тревогу от унесенной книги из библиотеки как никто понимал.
    Нет пошла-ка я писать статью о жизненном пространстве - созрела благодаря вам. Спасибо.

  • Лилия, 5! Есть над чем подумать. Удачи!!!

    Оценка статьи: 5