• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгения Лепешова Профессионал

Когда можно считать ребенка агрессивным?

Какое поведение ребенка принято объяснять агрессивностью? Часто дерется со сверстниками, может стукнуть маму или бабушку, рвет и ломает вещи, кричит, ругается, угрожает, обижает животных. Да, все это — внешние признаки агрессивного поведения. Только вот это не причина называть ребенка агрессивным.

Агрессивность как черта характера, как личностная особенность и проблема свойственна не такому большому числу детей. В остальных случаях за внешне похожим поведением может скрываться множество различных причин. В них и нужно разобраться в первую очередь.

Прежде всего, нужно сказать о том, что агрессия — это все-таки реакция на определенную ситуацию. Причем ситуацию, так или иначе, для ребенка неблагополучную. С одной стороны, конечно, эту ситуацию важно увидеть и правильно отнестись к ней. Ведь иначе реакция может закрепиться и превратиться уже в устойчивую черту характера. С другой стороны, не стоит делать из агрессивного поведения ребенка трагедию. Нужно помнить о том, что чаще всего такое поведение проявляется в период возрастных кризисов (3−4 года, 6−7 лет, 13−14 лет). А значит, скорее всего, благополучно пройдет.

Есть простое, но очень важное понимание агрессии. Агрессия — это поведение, основанное на эмоции гнева, злости. Это первый вопрос, на который должны ответить себе родители: а испытывал ли ребенок гнев, когда это делал? Сжатые кулаки, напряженное выражение лица, стиснутые зубы — вот те признаки, по которым легко это определить.

Посмотрите на годовалого ребенка, больно хватающего маму за волосы. Зачастую он вполне расслаблен, а в глазах — не гнев, а искреннее любопытство и азарт. Что сделает мама, как отреагирует папа, что скажет бабушка — ребенок исследует мир. Нормальное исследовательское поведение маленького ребенка, вообще, часто путают по внешним признакам с агрессией.

Ребенок попадает в большой новый коллектив детского сада и вдруг становится «агрессивным»? Чаще всего, это снова исследовательское поведение. Ребенок определяет границы нового пространства: можно ли тут кричать или швырять игрушки, а что будет, если подбежать и ударить другого ребенка, а если кинуть в него песком и т. д. Стресс может усилить эти реакции, но на основе истинного гнева и злости в этот период ребенок ведет себя не так часто.

И конечно, задача родителей в таком случае — помочь ребенку в его «исследованиях». Четко, однозначно и ярко отреагировать в первом случае, когда ребенок тянет за волосы и стукает маму кулаком. Например, противоречивая реакция мамы и папы на это действие только подогреет интерес ребенка и заставит повторять эксперимент снова и снова.

Во втором случае важно совместно с воспитателями помочь ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям детского сада. Показывая и рассказывая, как правильно общаться с другими детьми, как привлечь к себе внимание воспитателя адекватными способами, чего нельзя делать в садике и т. д.

Кстати, если родители сами частенько прибегают к агрессии, чтоб решить какую-то ситуацию, научить ребенка иному будет практически невозможно. «Если папе позволительно взять ремень, когда я в чем-то виноват, то почему мне нельзя стукнуть этого мальчика, если он делает что-то не так?» — думает ребенок.

Статья опубликована в выпуске 21.03.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: