• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

Способности. Может ли любой человек стать гением?

С помощью тестов и определенных методик можно выявить способности ребенка в раннем возрасте, а потом их развивать, чем занимаются сейчас многие родители. При этом возникает вопрос: до какого уровня можно развить способности человека?

snowhite, Shutterstock.com

Эта тема до сих пор является спорной в науке. Одни ученые поддерживают точку зрения, что способности являются врожденными, могут передаваться по наследству и у каждого человека присутствуют одни способности, но отсутствуют другие. Другие же, наоборот, считают, что любого человека можно сделать гениальным, если вовремя раскрыть и специально развивать его способности.

Психолог Ю. Б. Гиппенрейтер проводила исследования на эту тему и считала, что у любого человека можно развить способности до максимального уровня. Как пример она приводила работу учителя музыки М. Кравца, работавшего в Москве, который часто выбирал для обучения детей без музыкальных задатков. Его увлекал сам процесс обучения и «взращивания» одаренных детей. Его уроки проходили на высоком эмоциональном подъеме, в который были вовлечены ученики. Спустя годы многие дети поступали в консерваторию и профессионально занимались музыкой.

Психолог также писала об экспериментах на крысах. Их делили на «умных» и «глупых». Затем «глупых» еще раз делили на две части. Первая группа росла в обычных условиях, вторую помещали в специально созданные условия с большим количеством впечатлений и активной деятельности. Крысы из первой группы остались такими же «глупыми», а показатели второй группы вышли на уровень «умных» при жизни в нормальных условиях. Таким образом, она пришла к выводу, что окружающая среда имеет такое же значение для развития способностей, как и наследственный фактор.

В развитии ребенка есть различные периоды, когда могут развиться определенные способности. Например, в 2−3 года развиваются навыки устной речи, в 5−6 лет дети с удовольствием играют в ролевые игры. Если выявить и начать развивать способности в нужный момент, то результаты будут высокими, а если пропустить, то сделать это уже будет сложно или даже невозможно.

Гиппенрейтер высказала предположение, что у детей с музыкальным талантом, возможно, был какой-то толчок: они слушали хорошую музыку в нужный период своего развития, что заложило основу для их дальнейшего развития в будущем. Чарли Чаплин волею случая впервые оказался на сцене в 5-летнем возрасте. У его матери-актрисы сорвался голос, и она посреди спектакля ушла со сцены. Чтобы хоть как-то выйти из позорной ситуации, директор не нашел ничего лучшего, как вместо нее отправить маленького Чарли развеселить публику, что тот успешно выполнил. Первый выход на сцену совпал с тем периодом развития ребенка, во время которого проявляются актерские способности. Как вспоминал сам комик, именно тогда он решил стать актером.

При изучении материалов о развитии талантов детей до максимально возможного уровня возникает главный вопрос: а нужно ли это самому ребенку, сможет ли он выдержать психологически?

Год-два назад появились шокирующие новости: в небольшой промежуток времени покончили с собой два участника шоу «Самый умный» — 17-летний Максим Мосный и 18-летний Сергей Резниченко. Сергею пророчили большое будущее, в 15 лет он поступил в университет, но, не проучившись и четырех лет, выпрыгнул из окна общежития, оставив записку «Я Бог». Было известно, что его мать всячески старалась воспитать вундеркинда и сверхчеловека, часто используя физические методы наказаний и подавляя собственную волю сына. Он часто конфликтовал и сторонился одноклассников и одногруппников, потому что они были старше него, и не воспринимали его как равного. Ему больше нравилось общаться со своими сверстниками, но и это давалось нелегко. Второго мальчика — Максима — с детства все окружающие считали гением. Но после того как он не смог выиграть игру «Самый умный» и олимпиады, у него началась депрессия: он часто повторял, что теперь не самый умный, никому не нужен и его жизнь лишена смысла.

Так можно ли из обыкновенного ребенка вырастить гения? Теоретически — да. А в реальности есть еще очень много неисследованных аспектов человеческой психики, поэтому главное, о чем надо помнить, пытаясь развить талант маленького человечка, — не навредить.

Статья опубликована в выпуске 11.10.2012
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хорошая статья,ждем продолжения на тему:Какие комплексы порождает гениальность?

    Оценка статьи: 5

  • И еще....по поводу развития способностей. Как сказал один известный человек: научить рисовать можно каждого, только Рембрант не из каждого получится

  • C гениальными детьми нужно аккуратнее.
    Очень часто, когда родители понимают, что их ребенок гений в той или иной области, они начинают эти способности активно развивать, часто при этом реализую свои амбиции. И ребенок становится заложником всего этого.
    Если уж развивать способности, то очень аккуратно.
    Вообще, я слышала такое мнение, что чрезмерное развитие способностей у гениального ребенка очень плохо сказывается на психическом и физическом здоровье. Человеческий (особенно детский организм) имеет определенный ресурс. Это условно как автомобиль. Если гонять его и в хвост и в гриву, то он быстро выйдет из строя

  • Статья интересная, написана живо. Жалко что некоторые мамаши забывают, что в первую очередь надо вырастить Человека, а гений из него сам может получиться.
    К описанным примерам можно добавить Гату Камского, как то он там в забугорной стране счастья?

    Оценка статьи: 5

  • Тема очень интересная, но как-то вы все на мышах проиллюстрировали. Хотелось бы больше про детей. По каким критериям производится ранняя диагностика, какие способности контролируются, какими методами можно корректировать способности. Если есть интересные ссылки по этой тематике, подскажите.

    Оценка статьи: 3

    • Фрол Фролкин, по поводу методов, то их много, и для этого надо написать несколько статей. Из практических метедов используют упражнения, игры, моделирование, чтение, пересказывание. Интересна арт-терапия. На эту тему можно почитать "Энциклопедию методов раннего развития" Анны Раппопорт.