* * *
В зале истории региона с обширной экспозицией от эпохи завоевания Пруссии Тевтонскими рыцарями в XIII веке до 1945 года мы с подругой задержались надолго. И в этом нет ничего удивительного.
Чего только нет в этом зале! Образцы старинного оружия, в том числе и русской императорской армии, мебели, бытовых предметов. Особо ценный (как мне показалось) экспонат — карманные солнечные часы, корпус которых выполнен из кости. Кожаный сапожок XV века, инвентарные книги бывшего музея «Пруссия» с описаниями предметов археологии из собрания Королевского замка, даже… древняя-предревняя дверь. Самого начала XV (!) века!

Деревянная дверь 1400 года сохранилась в провинциальной прусской кирхе XIV века Альменхаузена (ныне — Каштаново). Кирха Альменхаузена уцелела после Второй мировой войны, но со временем стала разрушаться. Местные жители разобрали кирху на кирпичи, а дверь привезли и передали в музей.

Из пояснительной информации к декоративному панно «Праздник длинной колбасы» узнала об интересном старинном празднике, ежегодно отмечавшемся в Кёнигсберге.
Впервые «Праздник длинной колбасы» прошел в городе в день Нового года в 1520 году. Организовали его местные мясники, которые пронесли по городу колбасу длиной около 20 метров. Праздник горожанам понравился и стал ежегодным. С каждым годом длина колбасы увеличивалась. В 1555 году она была уже 50 метров, в 1583 — около 300 метров и весила более 178 кг. Для ее переноски потребовался 91 поваренок. Рекордных размеров (более 400 метров) колбаса достигла в 1601 году.
Колбасное шествие начиналось с острова Кнайпхоф (ныне остров Иммануила Канта), направлялось в сторону Королевского Замка, где колбасой угощали герцога и его советников. Затем колонна проходила по трём районам города — Кнайпхоффу, Альтштадту и Лебенихту, где свою долю колбасы получали бургомистры, пивные мастера и священники. Завершалось шествие около постоялого двора пекарей в Лебенихте. Мясники и пекари вместе с остальными горожанами устраивали пир и ели остатки колбасы, запивая его пивом.
Современные историки считают, что «Праздник длинной колбасы» можно рассматривать как отголосок древних кельтских обрядов и жертвоприношений, которые проводились различными древнегерманскими племенами ещё в начале первого тысячелетия нашей эры.

По соседству с панно — коллекция столовых приборов жителей Кёнигсберга XVIII века, состоящая из посуды, собственно приборов, бутыли для вина. Поскольку, по некоторым источникам, широкое распространение в Северной Европе вилка получила именно в XVIII веке, нам стоит только догадываться — это самая обычная двухзубцовая вилка или, поскольку на столе стоит бутыль с вином, специальная вилка для закусок.

Чуть в стороне от столовых приборов стоит резной шкаф-ларец XVII века, изготовленный в Германии, и фисгармония Lindholm — музыкальный клавишно-пневматический инструмент из семейства гармоник, но имеющий не кнопочную, а клавишную клавиатуру, в связи с чем внешне сильно напоминает пианино, но меньшего размера. Для фисгармонии характерно певучее, спокойное звучание, напоминающее орган. Музыкант нажимает одну за другой педали, чтобы привести меха в движение, и играет на клавишах.

Инструмент создали в Германии в самом конце XIX века. В музей он попал в нерабочем состоянии, с корпусом, пораженным грибком, и частично отсутствующими клавишами. На Калининградской мебельной фабрике около месяца велись кропотливые работы по восстановлению внешнего вида и музыкальных функций инструмента. После реставрации в 2011 году фисгармония вернулась в музей.

В этом же зале установлен бронзовый бюст Эрнста Теодора Амадея Гофмана, созданный в 2021 году санкт-петербургским скульптором Дмитрием Новаковым. Образ, воспроизведенный художником, соответствует сохранившимся словесным описаниям внешности Эрнста Теодора Амадея Гофмана и прижизненным портретам немецкого писателя-романтика, композитора, художника и юриста.
Присутствие этой скульптуры среди экспонатов музей далеко не случайно. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776−1822) родился в Кёнигсберге и носил имя Эрнст Теодор Вильгельм, но позже сменил последнее из имен на Амадей в честь Вольфганга Амадея Моцарта, которым он восхищался.
По настоянию родственников Гофман получил юридическое образование в Кёнигсбергском университете и затем служил чиновником в суде, но на самом деле его всегда увлекало творчество. Он автор оперы «Ундина», занимался живописью, театром, написал сказки и романы, ставшие всемирно известными: «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Житейские воззрения кота Мурра» и другие. Многие из персонажей этих произведений изображены на тыльной и боковых сторонах бюста.
В своем творчестве Гофман стремился объединить литературу, музыку, живопись и, как писатель, преемственно связанный с йенской романтической школой, он, действительно, очень близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств. Думаю, не случайно вдохновение в его произведениях находил, например, такой всемирно известный композитор, как Петр Ильич Чайковский, написавший музыку к балету «Щелкунчик».
Вообще Эрнст Теодор Амадей — очень интересная личность, на мой взгляд, совершенно несправедливо обделенная должным вниманием со стороны потомков. И хотя я сама — совершенно далекий от искусствоведения человек, но… Попробую отдать должное этому человеку. Чуть позже. А сейчас… Похоже, пришло время перейти в следующий зал Калининградского областного историко-художественного музея.
Продолжение следует…





Не знаю, как на вершинах новозеландских хребтов, а у меня на даче, в Новгородской области, бетонные плиты пешеходной дорожки, залитые...