• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Музеи Калининграда. 5. Чем может заинтриговать посетителя историко-художественный музей?

Зал истории региона

«Голосуя за дешевую колбасу, не стань её начинкой».
Аркадий Давидович, писатель, афорист

До обидного редко удается мне разговорить своих друзей. Но каждый из них может поведать очень много всякого интересного. Предлагаю рассказ моей бывшей однокурсницы, Анны Табаевой, о её поездке в Калининград весной 2025 года.

Фото: Alexandr Popadin on Unsplash

Четвертая часть

* * *

В зале истории региона с обширной экспозицией от эпохи завоевания Пруссии Тевтонскими рыцарями в XIII веке до 1945 года мы с подругой задержались надолго. И в этом нет ничего удивительного.

Чего только нет в этом зале! Образцы старинного оружия, в том числе и русской императорской армии, мебели, бытовых предметов. Особо ценный (как мне показалось) экспонат — карманные солнечные часы, корпус которых выполнен из кости. Кожаный сапожок XV века, инвентарные книги бывшего музея «Пруссия» с описаниями предметов археологии из собрания Королевского замка, даже… древняя-предревняя дверь. Самого начала XV (!) века!

Деревянная дверь 1400 года сохранилась в провинциальной прусской кирхе Альменхаузена (ныне — Каштаново).
Деревянная дверь 1400 года сохранилась в провинциальной прусской кирхе Альменхаузена (ныне — Каштаново).
Фото: Анна Табаева, личный архив

Деревянная дверь 1400 года сохранилась в провинциальной прусской кирхе XIV века Альменхаузена (ныне — Каштаново). Кирха Альменхаузена уцелела после Второй мировой войны, но со временем стала разрушаться. Местные жители разобрали кирху на кирпичи, а дверь привезли и передали в музей.

С 1520 года «Праздник длинной колбасы» ежегодно отмечался в Кенигсберге
С 1520 года «Праздник длинной колбасы» ежегодно отмечался в Кенигсберге
Фото: Анна Табаева, личный архив

Из пояснительной информации к декоративному панно «Праздник длинной колбасы» узнала об интересном старинном празднике, ежегодно отмечавшемся в Кёнигсберге.

Впервые «Праздник длинной колбасы» прошел в городе в день Нового года в 1520 году. Организовали его местные мясники, которые пронесли по городу колбасу длиной около 20 метров. Праздник горожанам понравился и стал ежегодным. С каждым годом длина колбасы увеличивалась. В 1555 году она была уже 50 метров, в 1583 — около 300 метров и весила более 178 кг. Для ее переноски потребовался 91 поваренок. Рекордных размеров (более 400 метров) колбаса достигла в 1601 году.

Колбасное шествие начиналось с острова Кнайпхоф (ныне остров Иммануила Канта), направлялось в сторону Королевского Замка, где колбасой угощали герцога и его советников. Затем колонна проходила по трём районам города — Кнайпхоффу, Альтштадту и Лебенихту, где свою долю колбасы получали бургомистры, пивные мастера и священники. Завершалось шествие около постоялого двора пекарей в Лебенихте. Мясники и пекари вместе с остальными горожанами устраивали пир и ели остатки колбасы, запивая его пивом.

Современные историки считают, что «Праздник длинной колбасы» можно рассматривать как отголосок древних кельтских обрядов и жертвоприношений, которые проводились различными древнегерманскими племенами ещё в начале первого тысячелетия нашей эры.

Коллекция столовых приборов жителей Кенигсберга (XVIII век),
Коллекция столовых приборов жителей Кенигсберга (XVIII век),
Фото: Анна Табаева, личный архив

По соседству с панно — коллекция столовых приборов жителей Кёнигсберга XVIII века, состоящая из посуды, собственно приборов, бутыли для вина. Поскольку, по некоторым источникам, широкое распространение в Северной Европе вилка получила именно в XVIII веке, нам стоит только догадываться — это самая обычная двухзубцовая вилка или, поскольку на столе стоит бутыль с вином, специальная вилка для закусок.

Резной шкаф-ларец семнадцатого века, изготовлен в Германии,
Резной шкаф-ларец семнадцатого века, изготовлен в Германии,
Фото: Анна Табаева, личный архив

Чуть в стороне от столовых приборов стоит резной шкаф-ларец XVII века, изготовленный в Германии, и фисгармония Lindholm — музыкальный клавишно-пневматический инструмент из семейства гармоник, но имеющий не кнопочную, а клавишную клавиатуру, в связи с чем внешне сильно напоминает пианино, но меньшего размера. Для фисгармонии характерно певучее, спокойное звучание, напоминающее орган. Музыкант нажимает одну за другой педали, чтобы привести меха в движение, и играет на клавишах.

Фисгармония Lindholm — музыкальный клавишно-пневматический инструмент из семейства гармоник
Фисгармония Lindholm — музыкальный клавишно-пневматический инструмент из семейства гармоник
Фото: Анна Табаева, личный архив

Инструмент создали в Германии в самом конце XIX века. В музей он попал в нерабочем состоянии, с корпусом, пораженным грибком, и частично отсутствующими клавишами. На Калининградской мебельной фабрике около месяца велись кропотливые работы по восстановлению внешнего вида и музыкальных функций инструмента. После реставрации в 2011 году фисгармония вернулась в музей.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776−1822), скульптор Дмитрий Новаков
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776−1822), скульптор Дмитрий Новаков
Фото: Анна Табаева, личный архив

В этом же зале установлен бронзовый бюст Эрнста Теодора Амадея Гофмана, созданный в 2021 году санкт-петербургским скульптором Дмитрием Новаковым. Образ, воспроизведенный художником, соответствует сохранившимся словесным описаниям внешности Эрнста Теодора Амадея Гофмана и прижизненным портретам немецкого писателя-романтика, композитора, художника и юриста.

Присутствие этой скульптуры среди экспонатов музей далеко не случайно. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776−1822) родился в Кёнигсберге и носил имя Эрнст Теодор Вильгельм, но позже сменил последнее из имен на Амадей в честь Вольфганга Амадея Моцарта, которым он восхищался.

По настоянию родственников Гофман получил юридическое образование в Кёнигсбергском университете и затем служил чиновником в суде, но на самом деле его всегда увлекало творчество. Он автор оперы «Ундина», занимался живописью, театром, написал сказки и романы, ставшие всемирно известными: «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Житейские воззрения кота Мурра» и другие. Многие из персонажей этих произведений изображены на тыльной и боковых сторонах бюста.

В своем творчестве Гофман стремился объединить литературу, музыку, живопись и, как писатель, преемственно связанный с йенской романтической школой, он, действительно, очень близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств. Думаю, не случайно вдохновение в его произведениях находил, например, такой всемирно известный композитор, как Петр Ильич Чайковский, написавший музыку к балету «Щелкунчик».

Вообще Эрнст Теодор Амадей — очень интересная личность, на мой взгляд, совершенно несправедливо обделенная должным вниманием со стороны потомков. И хотя я сама — совершенно далекий от искусствоведения человек, но… Попробую отдать должное этому человеку. Чуть позже. А сейчас… Похоже, пришло время перейти в следующий зал Калининградского областного историко-художественного музея.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 5.12.2025

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: