• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Музеи Калининграда. 7. Чем может заинтриговать посетителя историко-художественный музей?

Зал Второй мировой войны, выставка «Окна ТАСС»

До обидного редко удается мне разговорить своих друзей. Но каждый из них может поведать очень много всякого интересного. Предлагаю рассказ моей бывшей однокурсницы, Анны Табаевой, о её поездке в Калининград весной 2025 года.

Калининградский областной историко-художественный музей Фото: официальный канал музея в telegram

Шестая часть

* * *

В зале Второй мировой войны представлены образцы вооружения, военной формы, другие предметы того времени, так или иначе связанные с военными действиями. Но… Воюют, в подавляющем большинстве случаев, мужчины. Женщина на войне — исключение из правил.

Помните знаменитую книгу Светланы Алексиевич, когда-то одномоментно сделавшую её известной на весь Союз? Нобелевскую премию, правда, ей дали за другое произведение, но это, как говорится, совсем другая история. Не судите… Так когда-то говорили древние. А та её книга называлась «У войны не женское лицо». Не женское! И в этом я согласна со Светланой Александровной на все сто. Поэтому, наверное, нет ничего удивительного в том, что в зале Второй мировой войны Калининградского областного историко-художественного музея меня заинтересовали не образцы вооружений или военной формы, а выставка «Окна ТАСС».

Конечно, можно сказать, что мне очень понравились плакаты этой выставки, на которых лаконично, но в то же время ярко и образно запечатлена история нашей страны в годы войны. Но разве могут всего два слова («очень» и «понравилась») в полной мере передать всю ту гамму чувств и эмоций, которые владели мною все время, пока я знакомилась с этой временной экспозицией музея?

Рассматривая один плакат за другим, я реально ощущала их мощную энергетику. Несложно было представить, как они действовали на солдат и мирных жителей в те далекие военные годы, если даже сейчас, спустя многие десятилетия, они вызывают воодушевление и энтузиазм.

Не знаю, кого — как, а меня выставка «Окна ТАСС» впечатлила
Не знаю, кого — как, а меня выставка «Окна ТАСС» впечатлила
Фото: Анна Табаева, личный архив

«Окна ТАСС» — это агитационные политические плакаты, которые выпускались Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС), начиная с июня 1941 года в течение всех пяти военных лет.

«Окно ТАСС» № 1241. Коротко, но ёмко.
«Окно ТАСС» № 1241. Коротко, но ёмко.
Фото: Анна Табаева, личный архив

Художники оперативно реагировали на сводки Совинформбюро и создавали плакаты моментально, вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в экстренных случаях — не более 4 часов.

  • С 25 июня 1941 года по 29 декабря 1946 года вышло более полутора тысяч плакатов «Окна ТАСС» общим тиражом около 15 миллионов экземпляров.

В московской редакции над «Окнами ТАСС» работали 125 художников и 83 литератора. Можете представить? Сто двадцать пять! И… Восемьдесят три!

И каких художников! Каких литераторов…

Художник — мастер советской карикатуры Борис Михайлович Лео (1904−1975), поэт — Александр Матвеевич Флит (1891 — 1954)
Художник — мастер советской карикатуры Борис Михайлович Лео (1904−1975), поэт — Александр Матвеевич Флит (1891 — 1954)
Фото: Анна Табаева, личный архив

Во главе иллюстративного цеха стояли Кукрыниксы — творческий коллектив, название которого сложилось из имен и фамилий входивших в него художников-графиков: Михаила Куприянова (КУ, 1903−1991), Порфирия Крылова (КРЫ, 1902−1990) и Николая Соколова (НИКСы, 1903−2000).

Стихи писали такие известные поэты того времени, как Демьян Бедный, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, Сергей Михалков, и многие-многие другие.

«Окна ТАСС» выпускались в Ленинграде, Ашхабаде, Баку, Ташкенте, Свердловске, Куйбышеве, Горьком, Перми, Кирове, Казани, Чебоксарах, Туле, Пензе, Саратове, Москве, Мурманске и других городах.

Тематика плакатов — самая разнообразная. Очень многие из них врезались в память. О всех не расскажешь, но хотя бы о некоторых, думаю, можно.

Вот, например, плакаты из цикла «Наша азбука» с политическими эпиграммами. Каждая буква алфавита высмеивала врагов и вдохновляла солдат на защиту Родины.

Плакат «Наша азбука»
Плакат «Наша азбука»
Фото: Анна Табаева, личный архив

Глаза не зря тебе даны:
Гляди, будь часовым страны.
Дуче тоже в этой куче.
Да не ходи к нам лучше Дуче.
Еды фашист желает нашей.
Его крутой накормим кашей.

Или вот всего в четырех плакатах «На прусской границе» — художественно осмысленная хронология всей войны:

Плакат «На Прусской границе»
Плакат «На Прусской границе»
Фото: Анна Табаева, личный архив

На первом рисунке изображено наступление немецких войск. Танки, самолеты. Едут, летят мимо пограничного столба, у которого два служивых отдают честь двигающимся на восток войскам. Внизу надпись: «В 1941 году».

На втором часть немецких вояк с перебинтованными головами, руками и ногами, уже возвращающихся обратно в кузове санитарной машины, и два смеющихся над ними и тыкающих в них пальцами солдата, бессменно стоящих у пограничного столба. Под рисунком надпись: «В 1942 году».

На третьем рисунке уже не одна возвращающаяся санитарная машина, а целая кавалькада. А на заднем плане даже санитарный поезд. И крупным планом снова два немецких солдата, стоящие у пограничного столба с табличкой «Пруссия». Но они уже не смеются, а сильно озадачены всем тем, что происходит у них на глазах. На надписи под этим рисунком можно прочитать: «В 1943 году».

На четвёртом рисунке наступление советских танков, огонь артиллерии, самолеты, сбрасывающие бомбы с красными звездами, разлетающийся в клочья от прямого попадания пограничный столб и убегающие со всех ног фашисты. Под рисунком надпись: «В 1944 году».

Эти плакаты созданы художником Петром Магнушевским в традициях «Окон РОСТА», которые поднимали дух бойцов Красной Армии в Гражданскую войну.

А вот цикл плакатов-карикатур на фашистского солдата «Сон фрица в Новогоднюю ночь». Плакаты созданы в 1943 году, на них высмеивается спящий холодной зимой под Ленинградом фриц, которому снятся сны.

1. Фрицу — гаду снился сон. На восточном фронте он. Холод за душу берет. По спине мороз дерет.
1. Фрицу — гаду снился сон. На восточном фронте он. Холод за душу берет. По спине мороз дерет.
Фото: Анна Табаева, личный архив

1. Фрицу — гаду снился сон.
На восточном фронте он.
Холод за душу берет.
По спине мороз дерет.

2. Снова злой судьбы удар. Новый ждет его кошмар. Фрица, сжав рукой как губку, Бросил фюрер в мясорубку.
2. Снова злой судьбы удар. Новый ждет его кошмар. Фрица, сжав рукой как губку, Бросил фюрер в мясорубку.
Фото: Анна Табаева, личный архив

2. Снова злой судьбы удар.
Новый ждет его кошмар.
Фрица, сжав рукой как губку,
Бросил фюрер в мясорубку.

3. Бомб английских слышен вой — Фриц рискует головой… В Африке, где небо сине, Фриц несется по пустыне.
3. Бомб английских слышен вой — Фриц рискует головой… В Африке, где небо сине, Фриц несется по пустыне.
Фото: Анна Табаева, личный архив

3. Бомб английских слышен вой —
Фриц рискует головой…
В Африке, где небо сине,
Фриц несется по пустыне.

5.Тяжко сны переживать, Но пришла пора вставать. Вновь блиндаж перевернулся, Фриц взлетел… но не проснулся.
5.Тяжко сны переживать, Но пришла пора вставать. Вновь блиндаж перевернулся, Фриц взлетел… но не проснулся.
Фото: Анна Табаева, личный архив

4.Тяжко сны переживать,
Но пришла пора вставать.
Вновь блиндаж перевернулся,
Фриц взлетел… но не проснулся.

Впечатлила политическая эпиграмма на Адольфа Гитлера в Окне ТАСС № 10, ноябрь 1943 года.

«Окно ТАСС» № 10, ноябрь 1943 года
«Окно ТАСС» № 10, ноябрь 1943 года
Фото: Анна Табаева, личный архив

Запомнилась серия плакатов «Тетя Даша», созданная поэтессой Ольгой Берггольц в соавторстве с художниками Виктором Слыщенко и Николаем Игнатьевым в сентябре 1941 года, в самом начале блокады Ленинграда.

По сюжету жительница Ленинграда дежурит на крыше и обезвреживает зажигательные бомбы. Просто, доходчиво и понятно показано, как это сделать. Строки из стихов Ольги Берггольц под каждым рисунком.

Гул сирен, затем налет. Прет фашистский самолет.
Гул сирен, затем налет. Прет фашистский самолет.
Фото: Анна Табаева, личный архив

«Гул сирен, затем налет. Прет фашистский самолет».

«Тетя Даша на посту. Даша смотрит в высоту».

То не молния, не гром, это бомба шпарит в дом
То не молния, не гром, это бомба шпарит в дом
Фото: Анна Табаева, личный архив

«То не молния, не гром, это бомба шпарит в дом».

Даша бомбу на лопатку, Даша бомбу прямо в кадку
Даша бомбу на лопатку, Даша бомбу прямо в кадку
Фото: Анна Табаева, личный архив

«Даша бомбу на лопатку, Даша бомбу прямо в кадку».

Завершается серия плакатов призывом.

Знайте, знайте смелость нашу, подражайте тете Даше
Знайте, знайте смелость нашу, подражайте тете Даше
Фото: Анна Табаева, личный архив

«Знайте, знайте смелость нашу, подражайте тете Даше».

Плакаты по сей день сохранили огромную силу воздействия, в них переданы сила духа и воли, настрой советских людей на победу над ненавистным врагом. Лично мне выставка «Окна ТАСС» запомнится надолго.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 7.12.2025
Обновлено 7.12.2025

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: