• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Музеи Калининграда. 10. Какие коллекции представлены в Музее изобразительных искусств?

«Авангард чаще обстреливают сзади, чем спереди».
Пабло Пикассо (1881−1973) — испанский и французский художник, скульптор, график

До обидного редко удается мне разговорить своих друзей. Но каждый из них может поведать очень много всякого интересного. Предлагаю рассказ моей бывшей однокурсницы, Анны Табаевой, о её поездке в Калининград весной 2025 года.

Фото: Montaznik, собственная работа по лицензии CC BY-SA 4.0

* * *

Девятая часть

В настоящее время в коллекции Калининградского областного музея изобразительных искусств более 23 тысяч единиц хранения, 12% из которых — экспонируются.

Это, в первую очередь, коллекция искусства Восточной Пруссии конца XIX — начала XX века, представленная скульптурой и графикой. В ней особое место занимают работы одного из самых известных графиков Восточной Пруссии того времени, преподавателя Кёнигсбергской академии художеств Генриха Вольффа (1875−1940), его учеников и коллег по академии — Хелены Нойманн (1874−1942) и Норберта Долециха (1906−1996), а также крупнейшая в России коллекция графики Ловиса Коринта (1858−1925) — 96 работ, в которых воплотился синтез импрессионизма и экспрессионизма.

Поэтому, наверное, не случайно, что 19 мая 2022 года музей открыл свой первый филиал в городе Гвардейске (бывшем Тапиау), который расположился пусть и со скандалом, но в отреставрированном жилом доме семьи Ловиса Коринта на Вассерштрассе (ныне ул. Водная) 1825 года постройки (здание частично перестроено, лишь отдаленно напоминая исторический оригинал). В этом, для него — родительском, доме художник прожил 15 первых лет. Сюда же он постоянно возвращался на протяжении всей своей жизни. Именно здесь, в своей комнате на мансарде, Ловис собственноручно нарисовал первую акварель.

Внушительная у музея коллекция декоративно-прикладного искусства — более 2 тыс. экспонатов, среди которых стекло, керамика, ювелирные и ткацкие изделия ручной работы. Но, как мне показалось, основное направление формирования и пополнения музейной коллекции — это современное искусство, в т. ч. произведения советских художников 1950−1990-х годов (как официально допустимых, так и альтернативных) и работы калининградских мастеров и художников. Как подтверждение этого моего вывода — экспозиции двух выставок из трех, которые нам с подругой удалось осмотреть в день посещения музея.

На выставке «Формула времени» были представлены произведения мастеров авангардного направления
На выставке «Формула времени» были представлены произведения мастеров авангардного направления
Фото: Анна Табаева, личный архив

На первой из них — «Формула времени» — были представлены произведения мастеров авангардного направления (совершенно непонятного для меня) и полотна корифея советского авангарда Элия Белютина, занимавшего видное место в неофициальной культуре Москвы послесталинского периода.

Если кому-то мало о чем говорит это имя, то позволю себе небольшое пояснение. Речь идет о том самом художнике, картины которого вызвали такое неподдельное и бурное возмущение у Никиты Сергеевича Хрущёва, после посещения им 1 декабря 1962 года выставки в Манеже, посвящённой 30-летию Московского отделения Союза художников СССР.

«Утренний кофе» (1998) Инессы Рябининой
«Утренний кофе» (1998) Инессы Рябининой
Фото: Анна Табаева, личный архив

Белютин, опираясь на основополагающие принципы конструктивизма и супрематизма, создал свой художественный стиль — модульную живопись, особенно ярко проявившуюся в работах его позднего периода. С помощью модулей-символов и через их взаимодействие художник отображал на плоскости свои ощущения о предмете и их взаимодействии в пространстве.

«Мелодии и ритмы» (1988) Елены Радкевич
«Мелодии и ритмы» (1988) Елены Радкевич
Фото: Анна Табаева, личный архив

Им же была организована студия молодых художников «Новая реальность», основная деятельность которой была сконцентрирована на даче Элия, в подмосковном Абрамцеве.

Белютин был не только прекрасным педагогом, но и хорошим психологом: не обещая ни денег, ни славы, он давал всем тем, кто приходил в студию, ощущение свободы, внутреннего раскрепощения, и у человека появлялась возможность к самореализации. Поэтому, наверное, неудивительно, что за ним шли сотни увлеченных искусством человек. Да что там сотни… Тысячи! По мнению людей, знавших Белютина и его студию, через неё за все время её деятельности (1964−2007) прошло не менее трех тысяч (!) молодых художников, скульпторов, архитекторов и дизайнеров.

«Играющая девочка» (1991) Надежды Александровой
«Играющая девочка» (1991) Надежды Александровой
Фото: Анна Табаева, личный архив

Внимательно рассматривая работы Белютина и его учеников («Утренний кофе» (1998) Инессы Рябининой, «Мелодии и ритмы» (1988) Елены Радкевич, «Играющая девочка» (1991) Надежды Александровой), пыталась найти в них что-то привлекательное и понятное, соответствие между названием картины и ее содержанием. Увы… Сделать это мне так и не удалось. Скорее всего потому, что мне неизвестны основополагающие принципы конструктивизма и супрематизма. Ну, так получилось. Не встретилась я с ними в своей жизни. Страшно далеки они от наших лесов южной таежной зоны северо-запада европейской части России.

Хотя кто знает? Может, когда и встречусь. Где-нибудь в сосняках-беломошниках в районе Важин, где иной осенью боровиков… Видимо-невидимо! А что? Та же самая Елена Радкевич. Начала писать картины, когда ей исполнилось 72 года. Так что и у меня ещё не все потеряно!

Афиша второй выставки, которую удалось осмотреть в Калининградском областном музее изобразительных искусств в день его посещения.
Афиша второй выставки, которую удалось осмотреть в Калининградском областном музее изобразительных искусств в день его посещения.
Фото: Анна Табаева, личный архив

В экспозиции второй выставки — «Калининград-Кёнигсберг. Мост над временем» — с большим интересом осмотрела коллекцию фотографий послевоенного Калининграда, на которых горожане работают на улицах, на расчистке руин; съемки фильма на развалинах города; довоенную фотографию Кафедрального собора.

У портрета Иммануила Канта, кисти немецкого художника Иоганна Готлиба Беккера (1768), при жизни философа хранившегося у него дома, довольно интригующая история.
У портрета Иммануила Канта, кисти немецкого художника Иоганна Готлиба Беккера (1768), при жизни философа хранившегося у него дома, довольно интригующая история.
Фото: Анна Табаева, личный архив

По соседству от них размещен знаменитый портрет Иммануила Канта, написанный немецким художником Иоганном Готлибом Беккером в 1768 году. В экспозиции для полотна отведено отдельное пространство. Это самый известный портрет философа, на котором он изображен одетым в скромный кафтан коричневого цвета из хорошей и, как тогда считали многие жители города, изо дня в день видевшие Канта в одном и том же одеянии, неснашиваемой материи.

В год написания картины Канту исполнилось 44 года, он уже был приват-доцентом Кёнигсбергского университета и читал лекции по пяти дисциплинам: антропологии, географии, физике, математике и, конечно же, философии. Естественно, все студенты (и не только они!) знали этот, «обычно наглухо застегнутый», кафтан, который многие современники частенько сравнивали с одеянием монахов-кармелитов.

При жизни Канта портрет находился в его доме, затем экспонировался в Кёнигсбергской библиотеке и в Кёнигсбергском городском историческом музее, где был зал Канта.

После войны полотно считалось уничтоженным. Однако оно случайно обнаружилось, когда в 1957 году Пермская художественная галерея приобрела его у неустановленного лица. Личность изображенного на нем удалось установить сразу же, благодаря надписи на подрамнике. А вот предположения о том, что это работа кисти Иоганна Готлиба Беккера, возникли значительно позже, когда в 2011 году, при подготовке выставки «Мера вещей: образ человека в русском искусстве», картину увидел её куратор — искусствовед и философ Евгений Барабанов.

Проведенное в 2023 году профессором философии Манчестерского университета Стивом Нарагоном сопоставление фотоизображений оригинала и архивных снимков полотна однозначно подтвердило эту догадку. И благодаря межмузейному сотрудничеству в год 300-летия со дня рождения Иммануила Канта (2024) Калининградский музей изобразительных искусств смог принять от Пермской художественной галереи портрет знаменитого философа для его экспонирования, чтобы нынешние калининградцы воочию увидели, каким был их знаменитый земляк при его жизни.

Барельеф королевы Луизы, любимицы прусского народа. Работа калининградского скульптора Федора Алексеевича Мороза
Барельеф королевы Луизы, любимицы прусского народа. Работа калининградского скульптора Федора Алексеевича Мороза
Фото: Анна Табаева, личный архив

Для меня приятной неожиданностью стала и представленная на этой же выставке работа калининградского скульптора Федора Алексеевича Мороза — барельеф королевы Луизы, любимицы прусского народа, о которой мы так много узнали во время наших экскурсий по Калининграду и области.

Ну, а третья выставка… Она настолько меня впечатлила, что заслуживает отдельного рассказа о ней.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 10.12.2025

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: