* * *
Ещё одна выставка, которую нам удалось осмотреть в Калининградском областном музее изобразительных искусств — «Город Гофмана. Тайны двух миров». С первых мгновений она окунула нас в таинственную сказку, созданную представленными декорациями и куклами полнометражного мультфильма «Гофманиада» студии «Союзмультфильм», а также антикварными предметами эпохи Гофмана.

Эрнст Теодор Амадей Гофман родился 24 января 1776 года в Кёнигсберге. Мальчик воспитывался в доме бабушки по материнской линии, потому что его родители развелись. В 1795 году закончил Кёнигсбергский университет, где изучал право. Занимался юридической практикой, зарабатывал на жизнь частными уроками музыки, был дирижёром, режиссёром и сценографом в театрах. С 1814 года и до конца своих дней Гофман служил чиновником в Министерстве юстиции Берлина.

Популярность в литературе Гофману принесли его сказки для детей, а всемирное признание — рождественское произведение «Щелкунчик и мышиный король». Гофман скончался в возрасте 46 лет 25 июня 1822 года.

Вообще-то, я считаю, нам с подругой просто чудовищно повезло. Мы побывали на выставке «Город Гофмана. Тайны двух миров» — единственной в России самой крупной экспозиции, посвященной творчеству писателя и композитора Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

Как мне показалось, удалось почувствовать основной ее посыл — отображение «двоемирия», которое присутствует в произведениях Гофмана. На выставке это достигается за счет соединения в одном музейном пространстве обыденного мира, реальных предметов, связанных с жизнью автора, и его воображаемого мира в виде декораций и персонажей мультфильма «Гофманиада».

На выставке, как и в сказках Гофмана «Золотой горшок» (1814), «Щелкунчик и мышиный король» (1816), «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819) и других, размыты границы между волшебством и реальным, повседневным. Два мира — бытовой и фантастический — смешиваются. Всегда можно убежать от реального в мир чувств, воображения и творчества; волшебство повсюду, стоит только захотеть его увидеть.

Разве не волшебство — куклы и декорации к мультфильму? Образы главных персонажей придумал художник Михаил Шемякин. Около 150 кукол — результат кропотливой ручной работы. Некоторые из них изготовлены в нескольких экземплярах, потому что их одновременно снимали на разных площадках. Есть куклы для массовки. Специально изготавливали кукол, которые появляются в кадре на несколько секунд.

Отдельная экспозиция посвящена Щелкунчику. Здесь представлены разные виды кукол, разных размеров, в разных одеждах и другие экспонаты на тему этого сказочного персонажа.

От сказочных кукольных интерьеров с диванчиками, стульчиками, роялем, с картинами на стенах и посудой на столах просто не оторвать глаз. Наверное, не лишним будет отметить, что все эти предметы выполнены по историческим образцам. Представлены и инсталляции с атмосферными декорациями: например, «Фасад театра» или «Интерьер театра».

В декорациях улочек, мостиков и домиков легко представить старинный Кёнигсберг времен Эрнста Теодора Амадея.

На выставке находится несколько экранов, транслирующих те моменты из мультфильма, которые связаны с декорациями.

Жизни и творчеству Гофмана посвящены подлинные предметы интерьера той эпохи, принадлежавшие писателю книги.
Часть выставки оформлена графическими иллюстрациями в виде комикса к книге для детей Ольги Дмитриевой «Биография Э.
Мурр — реально существовавший кот, живший у Гофмана, главный герой его романа «Житейские воззрения кота Мурра». В романе ученый кот, потомок Кота в сапогах, пишет о своей кошачьей жизни, рассуждает о науке, отпускает сарказмы в адрес людей и попивает селедочный рассол.
Когда в ночь с 29 на 30 ноября 1821 года умирает его любимый кот, самую малость не доживший до своего триумфа — выхода в свет второго тома «Житейских воззрений», опубликованного в середине декабря, Гофман разослал объявления о его смерти, а в конце романа написал о Мурре:
«…я тебя любил, любил гораздо более, чем многих иных…».
Очень понравился созданный московской художницей Надеждой Бугославской цикл иллюстраций к повестям и сказкам Гофмана, которым воссоздана атмосфера таинственного, волшебного рождественского праздника. Когда рассматривала эти иллюстрации, возникло лиричное, немножко грустное настроение, накрепко привязанное к воспоминаниям о новогодних праздниках детства.

Часами могла бы рассматривать сервизы, вазы и статуэтки, созданные по мотивам мультфильма «Гофманиада» художником Михаилом Шемякиным. С 2004 года он сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом, в изделиях которого, созданных по эскизам Михаила Михайловича, отражены фантазии о гофмановском сказочном мире.
Сам же художник, неоднократно затрагивая тему фарфора, обязательно подчеркивал, что это —
«искусство высокой рафинированной эстетики, чаще всего включающее в себя одному ему присущие элементы домашней интимности».
Как хорошо, а главное — тепло, сказано. Может, именно поэтому меня так заворожила эта часть экспозиции выставки?..

Сама же выставка в целом оставила в памяти приятные воспоминания об уникальности и красоте экспонатов, размышления о «двоемирии», в котором постоянно приходилось жить Гофману: его адвокатская служба требовала реального рутинного восприятия мира, а душа уносила в сказочные, фантастические миры.
Воодушевленная замечательной выставкой, по возвращении домой я перечитала сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», «Золотой горшок», «Крошка Цахес», с интересом впервые открыла для себя «Житейские воззрения кота Мурра». Все произведения написаны красивым, грамотным, местами возвышенным языком с многочисленными захватывающими сюжетами, где волшебство и реальное переплетено и взаимодействует. В них заложен и философский смысл, над которым можно подумать, поэтому творчество Гофмана не только для детей. В большей мере для нас, взрослых читателей.
Читайте. Читайте Гофмана, друзья! Поверьте, это не только интересно, но и… Увлекательно!
Продолжение следует…





Игорь Вадимов, а чистить не пробовали или вы эксперемент решили сделать, как образуется почва)) Я за лето раза три чищу плитку около дома....