• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Что такое самолеты бизнес-джет и когда они появились?

Проблемы быстрого перемещения богатых господ резко обострились в середине XX века. До этого они в комфортных условиях пересекали Атлантику в каютах первого класса, а в Европе и США раскатывали сначала в каретах индивидуального изготовления, затем в комфортабельных купе вагонов первого класса.

Фото: Richard Sagredo on Unsplash

В XX веке корпорации США стали расти, у них появились многочисленные филиалы в разных странах и у руководства возникла необходимость посещать их, поэтому тезис «время — деньги» для бизнесменов встал очень остро. Появилась нужда в самолетах для очень богатых.

В настоящее время считают, что business jet — это самолеты, предназначенные для перевозки небольших групп людей.

Хотя функцию перевозки корпоративных работников самолеты выполняли еще с «довоенного» времени, считается, что первый business jet фирмы Grumman, который назывался Gulfstream I, начал полеты в 1956 году.

Что же привело к его созданию?

С одной стороны, после окончания Корейской войны фирма Grumman переживала не очень хорошие времена. Они изготавливали различные самолеты для ВВС США, но война кончилась, количество заказов начало иссякать. С другой стороны, руководство фирмы уже заметило, что богатым американцам летать обычными рейсами, часто с пересадками, разонравилось.

И на базе созданного фирмой палубного транспортного самолета C-1 Trader было решено разработать небольшой частный самолет для богатых бизнесменов. Разработанный самолет назвали Grumman Gulfstream I.

Самолет имел успех у покупателей. Всего было произведено 200 самолетов этого типа (каждый стоимостью $ 2.5 млн). Почему так мало? Идея была великолепной, но турбовинтовые двигатели не позволяли летать новой «птичке» быстрее, чем со скоростью 560 км/час, а дальность полета была примерно 4000 км. Атлантический океан он мог бы преодолеть лишь при хорошем стечении обстоятельств, перелеты богатых пассажиров были возможны только с промежуточной посадкой для дозаправки. Впрочем, он и не предназначался для трансокеанских вояжей, его назначением были перелеты внутри США.

Вскоре эпоха господства турбовинтовых двигателей для самолетов прошла, их начали теснить реактивные двигатели. Фирма Grumman запланировала производство новых бизнес-джетов, которые решили назвать Gulfstream II.

Эти, уже чисто реактивные, самолеты имели дальность около 6500 км со скоростью 936 км/час и были способны совершать трансокеанские рейсы. Однако и их выпустили всего несколько сотен (каждый — стоимостью $ 21 млн). Причина? Начало войны во Вьетнаме. Фирма Grumman начала получать большие военные заказы. У нее просто не хватало проверенных инженеров и опытных рабочих.

В конце концов, компания Grumman отделила от своего основного производства компанию Gulfstream, которая и занялась производством бизнес-джетов.

Идея была подхвачена конкурентами, многие фирмы начали выпускать бизнес-джеты, хотя на какое-то время лидером в этом производстве стала американо-швейцарская фирма Swiss American Aviation Corporation, основанная Уильямом Лиром. Всего за время существования фирмы было выпущено 3055 самолетов типа Learjet разных модификаций, причем по сей день летает свыше 2000 лир-джетов.

В настоящее время существует несколько фирм, выпускающих бизнес-джеты.

  • Американская фирма Gulfstream, выпускающая модели Gulfstream G650 ($ 78 млн), G550 ($ 62 млн).
  • Американская фирма Cessna изготавливает Citation X ($ 23 млн), Citation Sovereign ($ 20 млн).
  • Канадская фирма Bombardier, выпускающая самолеты Learjet 75 ($ 13 млн) и Bombardier Global 7500 ($ 73 млн).
  • Французская фирма Dassault Aviation заняла сегмент рынка самолетами Falcon 2000 и Falcon 900LX, стоимостью от $ 40 млн до $ 52 млн.
  • Японская Honda Aircraft продает самолеты HondaJet ($ 5.3 млн).
  • Бразильская Embraer выпускает Phenom 300 ($ 9,65 млн), Legacy 600 ($ 30 млн).
    Пассажирский салон самолёта Embraer Phenom 300
    Пассажирский салон самолёта Embraer Phenom 300
    Фото: Matti Blume, по лицензии CC BY-SA 4.0

Самолеты такого типа изготавливают под заказ, по индивидуальным дизайнерским проектам. Здесь по желанию покупателя могут быть жилые зоны с кроватями, зоны комфорта для приятного времяпрепровождения, рабочие зоны, если во время перелета необходимо работать с документами или компьютером.

Джеты способны преодолеть без посадки расстояния больше 10.000 км, некоторые — даже свыше 15.000 км. То есть на них спокойно можно долететь от Нью-Йорка до Сиднея в Австралии или до Токио, им доступны даже перелеты через Тихий океан.

Просто заплатите сколько-то миллионов долларов за покупку, а потом в год по миллиону или немного более, чтобы «игрушка» все время была в полной готовности — и перед вами весь мир!

Статья опубликована в выпуске 27.12.2025
Обновлено 27.12.2025

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: