Его мать, Грасия де Лусьентес-и-Сальвадор, происходила из семьи обедневших идальго. 30 марта 1746 года у нее родился сын Франциско Хосе. Жили они тогда в городке Фуэнтедосе (Арагон, Испания). В семье было три брата, и Франсиско среди них — младший.
Старший сын Камилло стал священником. Средний, Томас, стал мастером золочения, как и их отец. А младший, Франсиско, с детства полюбил живопись. Правда, в этом он не был вундеркиндом, но в возрасте 14 лет стал подмастерьем у художника Жозе Лузана-и-Мартинеса. Затем, переехав в Мадрид, был принят в ученики художником Антоном Рафаэлем Менгсом, который в то время был очень знаменит и успешен.
Однако одаренность Франсиско Гойи долгое время не была признана окружающими. Многие периоды его жизни — до того момента, как он стал знаменит — совершенно неизвестны в наше время. Мы можем только предполагать, чем он занимался вплоть до своих 46 лет. Все-таки сын ремесленника и дочери обнищавшего идальго — невелика птица.
В Королевскую академию художеств он пытался поступать два раза, в 1763 и 1766 годах, но не был принят. Художник ездил по Европе, в Италии пытался учиться у мастеров кисти, вырабатывал свою манеру письма.
В Италии, в Пармской Академии художеств он участвовал в конкурсе на лучшую картину по античному сюжету и был удостоен второй премии Академии за картину на тему Пунических войн, изобразив знаменитого карфагенского полководца Ганнибала. Кроме Пармы Франсиско бывал и в Риме, но чем он там занимался — неизвестно.
Однако когда художник вернулся в Испанию, коллегия клириков церкви дель-Пилар, крупнейшего католического храма Сарагосы, предложила ему выполнить эскизы плафона капеллы собора. Темой росписи было «Поклонение имени Бога». Кроме малоизвестного художника Франсиско Гойи, эскизы делал и более знаменитый мастер — Антонио Гонсалес Веласкес. На конкурсе выиграл проект Гойи. Возможно, потому, что он за свою работу назначил цену в 15.000 реалов, а его конкурент запросил 25.000.
Гойя пишет картоны для шпалер, предназначенных для украшения парадных залов дворцов высших аристократов Европы, расписывает купола соборов столицы Испании. Его картины покупает не только король, но и другие высшие аристократы страны. При этом портреты работы Гойи котируются очень высоко, их заказывают многие представители высшей аристократии.
Мастерство его растёт, как и слава в качестве одного из лучших живописцев Европы.
В 1793 году Гойя тяжело заболевает. Из документов того времени следует, что он сначала страдал от внезапных приступов головокружения, а потом оказался временно парализованным. В то время он находился в Кадисе и рисовал портрет торговца Себастьена Мартинеса. По косвенным признакам исследователи нашего времени предположили, что он заболел крайне редким аутоиммунным заболеванием — синдромом Сусака. В результате болезни он оглох.
Выздоровев и вернувшись в Мадрид, художник чуть изменил свой метод работы, и в его картинах появился таинственный золотой свет, сделавший портреты ещё более живыми, чем у него получалось ранее. Слава Франсиско де Гойи возросла, в 1799 году он получил звание «первого живописца короля».
В начале XIX века Гойя создал парадные портреты короля Карла IV, его супруги, королевы Луизы и королевской семьи. При этом художник безжалостно показал членов королевской семьи, напыщенных и не очень умных. Портрет не понравился, однако дона Франсиско не лишили поста первого придворного живописца.
Люди искусства часто живут в своем мире, стараясь не слишком часто соприкасаться с миром обычных людей. Но часто грубость окружающего мира не просто прорывается в иллюзорный мир художника или композитора, а бывает, разрывает его в клочья.
В 1808 году Франция императора Наполеона напала на Испанию и оккупировала большую часть страны. В Мадриде народ восстал. Восстание против оккупантов было сразу же жестоко подавлено, однако по всей стране вспыхнула партизанская война. Королевская семья попала под арест. Заказы от них Гойя получать перестал, но рисовал он все равно очень много и платили ему очень хорошо.
В конце концов Наполеон был разбит, французов из Испании выгнали. Новый король Фердинанд VII не слишком жаловал нашего героя, сказывалась его обида за «Портрет семьи Карла IV». В стране началось «закручивание гаек», и люди либеральных взглядов предпочитали выехать. Скажем, во Францию.
В 1824 году Гойя, испросив предварительно разрешение у короля, выехал в Бордо. Здесь он жил и работал вплоть до своей смерти в апреле 1828 года. Похоронен он в церкви Сан-Антонио де ла Флорида.
Прошли века. И многих людей, некогда знаменитых в Испании, помнят сейчас лишь потому, что их портрет создал Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес.
Единственное, что можно поставить в упрек субкультуре хикикимори, это идеализацию гиподинамии и отказ от выполнения ряда домашних...