Поздней осенью 2004 года я впервые приехал в Харбин по рабочим делам. С этих времен мои посещения Харбина стали регулярными, и я через какое-то время искренне полюбил этот китайский город с русской душой.
В Харбине я познакомился с Николаем Николаевичем Заикой, последним из «русских харбинцев», человеком непростой судьбы. Еще его дед со всей своей семьей в самые первые годы двадцатого века перебрался сюда из Благовещенска. Там у них было свое хозяйство и магазин. Покидая Родину, семья деда погрузилась на лодки и по воде, по Амуру и Сунгари, с большими трудностями достигла Харбина.
В период расцвета Харбина, когда здесь жило от 200 000 до 350 000 русских, семья Заика имела большое колбасное производство. Сам Чурин покупал у Заики колбасу крупным оптом и, приклеив на нее свою этикетку, продавал в знаменитых на весь Дальний Восток, Маньчжурию и Китай Чуринских магазинах.
Семья Заика имела три жилых дома в городе и большое двухэтажное здание колбасного завода. Естественно, никакого отношения ни к красным, ни к белым Заика не имели.
Коля Заика (младший) родился в Харбине в 1936 году. Закончил среднюю школу и курсы кинооператоров. Но в 1961 году вся семья была вынуждена покинуть Китай и уехала в Австралию. В Китае нарастала страшная волна борьбы с «засилием иностранной культуры» — начиналась «культурная революция».
Уезжали навсегда. В никуда… Даже адреса не могли оставить соседям или друзьям. Беспредел наглых таможенников в Гонконге… Суета с погрузкой на теплоход, синева пустынного Великого океана…
Сидней, здравствуй! Здравствуй, новая Родина для неприкаянных русских душ! Здравствуй, страна кенгуру, кроликов и баранов! Здравствуй, вечнозеленый пятый континент!
В Сиднее Николай Заика перепробовал множество видов работ — от землекопа, администратора ресторана, оператора кинопередвижки, авиатехника, чертежника до конструктора. Женился на русской красавице Машеньке (Марии Ивановне). Родились двое сыновей. Вышел на пенсию. На родину в Харбин тянуло непреодолимо.
В 1991 году приехал посмотреть. Позже приехал надолго: оформил возврат одного из двух сохранившихся зданий (из всей бывшей собственности семьи Заика) на свое имя. Сегодня этот одноэтажный дом на Торговой улице знают во всех странах мира. Здесь живет русский харбинец с австралийским паспортом Николай Николаевич Заика.
Его дом больше похож на музей. Множество людей побывало и еще больше стремится побывать в гостях у Заики. Приезжая в Харбин по обычной турпутевке, самым главным мероприятием они считают поход в гости к Николаю Николаевичу. Правдами и неправдами они узнают его телефон и адрес. Созваниваются и просят о встрече, зачастую со слезой в голосе. Они надеются найти следы, адреса родственников, чья линия судьбы проходила через Харбин.
Разные люди приходят в этот дом и всем здесь рады. Чай, сладости, разговоры за полночь про Харбин, про русских в Харбине. Я искренне горжусь тем, что Николай Заика считает меня своим другом!
Именно с Николаем Заикой я впервые приехал в декабре 2004 года к стенам полуразрушенной Иверской церкви, и он лично показал мне место захоронения генерала
К этому времени харбинские власти, заметив, что это место привлекает внимание приезжих иностранцев, привели его в порядок, вывезли мусор и уложили землю вдоль всей северной части храма красным битым кирпичом. Валерий Иванович, как истинно творческая натура, сразу же предложил изготовить и установить здесь за свой счет памятник или надгробие на могиле генерала Каппеля.
Николай Заика высказал свое сомнение: китайские власти могут этого не разрешить (памятник русскому генералу, воевавшему против идей коммунизма в коммунистическом Китае — тот еще замысел). Просто заволокитят эту идею в коридорах своей бюрократии: переписка, запросы в Пекин, переговоры, протоколы совещаний
Разгоняев очень сильно горячился и ругался русским матом! «Кому какое дело! Это будет памятник известному русскому человеку! Воину!» Но срок его пребывания в Харбине подходил к концу, и идея с монументом была отложена до лучших времен.
Позже я выяснил, что Николай Николаевич Заика еще в 90-х годах ездил в Москву, в Патриархию, за благословением о переносе праха генерала Каппеля в Россию. Но московские церковные Иерархи в те времена были озабочены другими первоочередными задачами, и Заика вернулся в Харбин ни с чем.
В те далекие времена, он поинтересовался у местных китайских властей, что требуется для проведения эксгумации? Ему ответили: рабочие-землекопы, представители власти, судебный медик. Все затраты за Ваш счет. Копайте на удачу! Правда, упомянули про родственников генерала — мол, не было бы проблемы с их стороны…
О семейной истории исторической личности читайте далее.
наталья виноградова, вопрос на засыпку: что такое толока?