• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Кем был Морис Гарин – первый победитель гонки Тур де Франс?

19 июля 1903 года «маленький трубочист» или «белый бульдог», как его называли репортеры и зрители, Морис Гарин первым принял поздравления с победой в велогонке Тур де Франс. Помимо букета цветов ему вручили чек на 3000 франков и приглашение принять участие в следующей велогонке.

Тур де Франс, 1903 г. Фото: Жюль Бо, общественное достояние

На лице усатого Мориса трудно было найти следы усталости, хотя гонка и продолжалась 19 дней и состояла из 6 этапов. Кстати, старт в Париже приняли 60 гонщиков, а до финиша доехали только 20. Конечно же, он через год намерен защищать свой титул и ничуть не сомневается и в следующей победе, потому что сильнее французских гонщиков в мире никого нет…

Эх, Морис, Морис! Если бы он только знал, чем закончится будущая гонка 1904 года, то вряд ли бы излучал столько оптимизма. Но, слава Богу, заглядывать в будущее дано очень немногим…

Морис Гарин, 1901 г.
Морис Гарин, 1901 г.
Фото: Жюль Бо, общественное достояние

Выбор невесты

Мы вернемся в 1864 год, в окрестности маленького городка Вал де Аоста на северо-западе Италии. Именно здесь, в 14 км от Аосты, в деревеньке Арвью и проживал крестьянин Морис Клемент Гарин, который в возрасте 36 лет решил покончить с холостяцкой жизнью и жениться на 19-летней Марии Терес Озелло, работавшей в единственном в деревне отеле.

То, что жених практически вдвое старше невесты, никого не смущало, главное — человеком он был основательным. А кроме того, он очень любил детей, так что Мария занялась самым женским делом — рожала супругу одного ребенка за другим.

Первыми родились девочки, потом, 4 марта 1871 года, долгожданный сын, которого назвали в честь отца Морисом, спустя четыре года — второй сын, еще через четыре года — третий. В конце концов, семья Гаринов насчитывала 4 дочери и 5 сыновей.

Работа в поле с утра до вечера не очень-то радовала подрастающего Мориса. И он сбежал вместе с «купцами», которые забирались в самые высокогорные села для того, чтобы сманивать мальчишек для работы трубочистами за Альпами. Морису-младшему к тому времени едва исполнилось 14 лет, и Морис-старший очень долго не мог простить сыну такого поступка.

Переход Мориса через Альпы

А мальчишке некогда было думать о семье, оставленной в Италии. Через некоторое время он оказывается во Франции, в городе Реймсе, где и работает трубочистом. Потом перебирается в Бельгию, где состоялась историческая покупка первого велосипеда! Он обошелся в 405 франков, или месячную зарплату рабочего, который трудится по 12 часов в день 6 дней в неделю.

Морис не собирается участвовать в соревнованиях, просто любит кататься, но уже скоро его начинают называть «сумасшедшим» — он гоняет по окрестностям городка с бешеной скоростью. В конце концов, в 1892 году секретарь Велосипед-клуба убеждает трубочиста записываться для участия в велогонке на 200 км.

Это первое участие в гонке неожиданно приносит результат: он приходит на финиш пятым, несмотря на солнечный удар, который получил во время гонки. С тех пор Гарин собирается заняться каждый день тренировками, целенаправленно проезжая по 50, 100, 150 км.

Анри де Тулуз-Лотрек, «Циммерманн со своим велосипедом», 1895 г.
Анри де Тулуз-Лотрек, «Циммерманн со своим велосипедом», 1895 г.
Фото: общественное достояние

24 часа вокруг Марсового поля

В феврале 1895 года известный журналист Анри Дегранж устроил 24-часовую велогонку по следу на Марсовом поле. Она представляла собой езду за тренером, то есть в тандеме или даже на трехместном велосипеде.

Это было во многом бессмысленное занятие, так как гонщики то и дело останавливались, чтобы отогреться, причем не чем иным, как красным вином. После трех-четырех, а то и пяти литров выпитого винца многие плевать хотели на эту гонку, и только упорный француз итальянского происхождения гнал и гнал своего тренера в спину, останавливаясь только для приема пищи.

История велоспорта оставила полный список продуктов, которые Гарин уничтожил со своим английским тренером Уильямом за 24 часа гонки. Интересно, а незабвенный господин Портос смог бы уничтожить такую прорву продуктов: 19 литров теплого шоколада, 7 литров чая, 8 яиц в мадера, 45 отбивных, 5 литров тапиоки, 2 кг рисовых каш на молоке и устриц?! Хотя не исключены и приписки…

Да, чуть не забыл о спортивной стороне дела. За 24 часа Гарин преодолел 701 км. Прямо-таки скажем, негусто…

Я не буду останавливаться на всех победах Мориса. Скажу лишь об одном: скопив небольшой капиталец, он вызывает к себе двух повзрослевших братьев и открывает магазин по продаже велосипедов, который пользуется большим успехом у спортивной части французского общества. Одна только вывеска «Продажа велосипедов. Чемпион из чемпионов» притягивала к себе любителей руля и педалей…

Анри руки не подал…

Морис Гарен (в центре со скрещенными руками) после финиша гонки
Морис Гарен (в центре со скрещенными руками) после финиша гонки
Фото: Nationaal Archief — Eerste Tour de France/First Tour de France, общественное достояние

О гонке 1903 года я уже рассказал выше. Остается добавить, что уже на следующем старте на Тур де Франс Морис Гарин был пойман во время непристойного занятия — на одной из железнодорожных станций пассажиры засекли чемпиона садившимся со своим велосипедом в поезд, чтобы сократить время гонки. Морис был уличен и дисквалифицирован.

Эта дисквалификация произошла спустя четыре месяца после завершения гонки, причем на основании свидетельств, не вызывающих особого доверия. Так что оставшиеся более полувека жизни Гарин тщетно пытался доказать свою непричастность к плутовству.

Впрочем, «хитрожелтых» во время первых гонок хватало, особенно в ночное время, когда невозможно было проконтролировать всех велосипедистов. В частности, одним из самых популярных трюков был такой: тонкий трос привязывался к автомобилю, а другой его конец гонщик зажимал зубами. Для этого трос пропускали через специальную пробку, чтобы гонщик не повредил себе рот.

Конечно, было проще просто привязать велосипед, но если на этап велогонки прибывали проверяющие, они могли легко раскусить обман, ведь развязывать узел долго. А так — выплюнул пробку и ищи ветра в поле: я не я, и хата не моя…

Анри Дегранж
Анри Дегранж
Фото: Agence Rol, общественное достояние

Анри Дегранж не поспешил подать руку помощи дисквалифицированному «белому бульдогу». Он в том же 1904 году понял, что попал с организацией велогонки в самую точку. Так тираж его родной газеты L’Auto увеличился за год более чем в два раза — с 25 000 до 65 000 экземпляров. А уже в 1908 году на газету подписалось около 250 000 человек. А через 20 лет, в 1923 году, во время проведения Тур де Франс ежедневно расходилось 500 тысяч экземпляров газеты.

Так разошлись жизненные пути Дегранжа и Гарина. Последний, впрочем, тоже ни в чем не нуждался, получая доходы от работы собственного гаража. После войны он даже учредил команду своего имени, и ее гонщики неоднократно побеждали на Тур де Франс.

Гарин прожил долгую жизнь, и земной путь спортсмена завершился 19 февраля 1957 года. До запуска первого искусственного спутника Земли оставалось чуть более 7 месяцев. «А при чем здесь спутник?» — спросите вы. Меня не покидает ощущение, что существуй тогда спутники, Мориса Гарина называли бы не «маленький трубочист» или «белый бульдог», а именно «Спутник». Он ведь тоже открыл целую эпоху — эпоху Тур де Франс…

Статья опубликована в выпуске 19.07.2008
Обновлено 9.08.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: