• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Морозова Мастер

Почему Александр Косарев стал последним генеральным секретарём ВЛКСМ? Часть 2

29 октября 1938 года Александр Косарев сидел рядом с товарищем Сталиным на юбилейном пленуме в честь двадцатилетия ВЛКСМ. Гремели аплодисменты и славословия приветствия «отцу всех времён и народов», сияли воодушевлением глаза молодёжи, кричали: «Комсомольское ура любимому товарищу Сталину».

Как же должен был усмехаться в душе циничный тиран наивности неискушённых комсомольцев, хорошо зная, что Лаврентий Берия с его одобрения уже подготовил обвинение генеральному секретарю Цекамола и другим его единомышленникам в шпионаже, грозящее гибелью многим молодым жизням.

Великий вождь и наставник советской молодёжи был хорошо осведомлён обо всех тонкостях готовившихся репрессий против комсомольцев. Знал товарищ Сталин и о предстоящем пленуме, на котором должны были снимать Косарева вместе с другими секретарями ЦК, и об избрании преемника третьего генсека ВЛКСМ, Николая Михайлова, уже первым секретарём. Согласован был и арест жены руководителя комсомола с Лаврентием Берия, дочери Виктора Нанейшвили, «личного врага» их обоих.

На протяжении десяти предыдущих лет Иосиф Виссарионович относился к Александру Косареву с особой симпатией, вождь комсомольцев считался его любимчиком. Товарищу Сталину нравились задорная готовность молодого генерального секретаря, застрельщика разных комсомольских дел, успешно проводить начинания, одобренные ВКП (б), его энергичный, жизнерадостный характер, безграничная преданность коммунистической идее, честность и бескорыстие. Третий генеральный секретарь ВЛКСМ стал в тридцатые годы не только авторитетным лидером комсомола, но и очень уважаемым членом партии.

С одобрения товарища Сталина именем Александра Косарева назывались пограничные заставы, учебные заведения, спортивные клубы. Энергии Косарева хватало и на развитие ФЗУ, и на организацию комсомольских строек, и на спортивно-массовую работу среди молодёжи. В 1933 году в Париже на Всемирном антивоенном конгрессе его избрали в Международный комитет борьбы против фашизма и войны. Основные задачи комсомола он видел в воспитании здорового образа жизни, патриотизма, самоотверженного труда молодёжи во имя светлого будущего человечества.

Косарев способствовал развитию массовости в шахматном спорте среди молодёжи и всячески поддерживал комсомольцев, выступавших в ответственных соревнованиях. Он стал кумиром молодых строителей нового общества не только в городах, но и в сельской местности. В своей речи на семнадцатом съезде он с гордостью рапортовал: «…на каждые 100 колхозов мы имеем 48 комсомольских ячеек, и в решающих областях, скажем, Украина, Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга, Западная Сибирь, на каждые 100 колхозов мы имеем 70 комсомольских ячеек».

У товарища Сталина первые сомнения в абсолютной преданности Александра Косарева ему лично могли появиться после убийства С. М. Кирова. Расследуя в комиссии вместе с Николаем Ежовым обстоятельства дела, генеральный секретарь Цекамола засомневался в правильности окончательных выводов, не понимая, что все они согласованы с товарищем Сталиным. Однако в 1936 годах вождь партии ещё благосклонно относился к руководству комсомола, и председатель шахсектора исполбюро ВСФК Николай Васильевич Крыленко успешно решал вопросы финансирования третьего Московского международного турнира через Косарева.

С началом Большого террора Иосиф Виссарионович настоятельно посоветовал генеральному и другим секретарям ЦК ВЛКСМ «…возглавить борьбу с врагами народа». Однако Александр осмелился защищать свои кадры после их ареста, и товарищ Сталин был сильно разгневан. В разгар репрессий в августе 1937 года на Пленуме Ц К ВКП (б) было отмечено специальной резолюцией, что Цекамол, и в первую очередь товарищ Косарев, «…проявили нетерпимую политическую беспечность и проглядели особые методы подрывной работы врагов народа в комсомоле».

Но ничего не понял вождь комсомольцев, возомнил себя настоящим генеральным секретарём молодёжи в системе однопартийной тирании и в октябре 1937 года осмелился послать докладную записку товарищу Сталину с осуждением массового террора: «Самостраховка выгодна врагам партии, потому что честных людей на основании простых слухов, без разбора, без подлежащей проверки выгоняют из наших рядов, тем самым озлобляют их против нас». Спустя двадцать дней после юбилейного вечера, торжественно отметившего двадцатилетие образования комсомола, 19 ноября 1938 года состоялся внеочередной пленум ЦК ВЛКСМ по письму Мишаковой.

Это была, скорее всего, провокация по заданию генерального секретаря партии. По непонятной причине инструктор Ц К Мишакова, направленная на Чувашскую областную конференцию, вдруг стала разоблачать секретаря обкома, а также других мало знакомых ей комсомольских работников как врагов народа и буржуазных националистов. Косарев обсудил на бюро ЦК ВЛКСМ поведение Мишаковой, не имевшей полномочий распускать конференцию, и её освободили от работы за «грубейшие ошибки…». Инструктор написала письмо товарищу Сталину, обвинив генерального секретаря Цекамола в пособничестве врагам народа.

На внеочередной ноябрьский пленум ЦК ВЛКСМ товарищ Сталин пришёл вместе с Кагановичем, Ждановым, Молотовым, Маленковым и Андреевым. Косарева, Богачёва, Пикину вывели из состава секретарей ЦК. Несколько дней спустя их арестовали, обвинив в шпионаже. Косарев ни в чём не признался, никого не предал и на последнем допросе пророчески бросил в лицо следователю Б. В. Родосу: «…вы Советскую власть губите: всё равно за всё ответите, сволочи». 23 февраля 1939 года последнего генерального секретаря ЦК ВЛКСМ расстреляли.

Товарищу Сталину передали предсмертное письмо Косарева, в котором он назидательно поучал «отца всех народов», что «…уничтожать кадры, воспитанные Советской властью, безумие». После Косарева Иосиф Виссарионович перестал назначать руководителей комсомола генеральными секретарями, чтобы не зазнавались и знали своё место в системе однопартийной диктатуры.

Статья опубликована в выпуске 16.11.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Наташа Читатель 10 октября 2018 в 13:26 отредактирован 10 октября 2018 в 15:07 Сообщить модератору

    Само дело на Косарева, в том числе и протоколы его допросов, а также материалы судебных заседаний по его делу, — до сих пор недоступны. Они засекречены. Правда, из упоминавшейся выше докладной записки председателя Военной коллегии Верховного Суда СССР В.В. Ульриха известно, что на суде Косарев полностью признал свою вину.

    Тем не менее известно, что арест Косарева произошел 29 ноября 1939 года, то есть в то время, когда наркомом был уже Берия. Обычно бездоказательно намекают на то, что-де Косарев частенько высказывал весьма нелицеприятные оценки личности Лаврентия Павловича в частных разговорах, ну а тот, едва став наркомом внутренних дел, отомстил ему. Ну, полный бред. Например, потому, что до сих пор не названа хотя бы формальная указанная в постановлении на арест причина заключения Косарева под стражу. Она, кстати говоря, не была названа даже в справке для реабилитации. Видать, есть чего скрывать…

    В том небольшом количестве данных, которые известны о деле Косарева, есть серьезные основания подозревать, что он был арестован как соучастник заговора правых внутри НКВД во главе с Ежовым. Ведь Косарев был очень близок с Ежовым и его супругой, а также рядом лиц, составлявших ближайшее окружение Ежова. Заговор же Ежова — установленная реальность того времени. Одновременно известно, что на Пленуме ЦК ВЛКСМ 19–22 ноября 1938 г. Косарев был подвергнут очень резкой критике. И вот что удивительно. В попытке оправдаться Косарев поставил себе в заслугу тот факт, что руководимый им ЦК ВЛКСМ «нередко шел впереди НКВД», что многочисленные случаи ареста комсомольских работников происходили на основании материалов, которые он направлял в НКВД! И это на второй день после опубликования упоминавшегося выше Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г. «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия», в котором были вскрыты и подвергнуты резкой критике и осуждению серьезные недостатки и извращения в работе органов НКВД и прокуратуры! То есть он ничего не понял и по-прежнему считал, что «бездушно-бюрократическое и враждебное отношение к честным работникам комсомола, пытавшимся вскрыть недостатки в работе ЦК ВЛКСМ и расправы над ними» (это слова из постановления этого пленума ЦК ВЛКСМ)[74] — есть благое дело!

    Уже в наше время — в 2001 г. — были изданы написанные еще в 60-е годы прошлого столетия мемуары бывшего ответственного комсомольского работника 30-х гг., а впоследствии и первого секретаря ЦК КП Грузии Акакия Мгеладзе — «Сталин. Каким я его знал. Страницы недавнего прошлого». На стр. 172 этих мемуаров А.И. Мгеладзе рассказывает о своем разговоре со Сталиным о Косареве, который состоялся в 1947 году. Причем Мгеладзе, не стесняясь, высказал Сталину свое подозрение о том, что Косарев пострадал из-за личной неприязни Берия к нему. В ответ Сталин очень спокойно и терпеливо — Мгеладзе особо подчеркнул это обстоятельство — пересказал ему результаты тщательной перепроверки дела Косарева, в которой принимали участие A.A. Жданов и A.A. Андреев и которые в итоге подтвердили виновность Косарева. А далее Мгеладзе указывает, что он и сам припомнил отчет этих лиц о результатах проверки и доклад Матвея Шкирятова по делу Косарева, которые ему и в то время показались убедительными. Вот его слова, приведенные на указанной выше странице: «Я читал стенограмму Пленума ЦК ВАКСМ, на котором снимали Косарева. И в выступлениях Жданова и Андреева, и в докладе Шкирятова все было настолько обосновано, невозможно было ни в чем усомниться».

    /Мартиросян Арсен Беник

  • "Трагедия Александра Косарева никак не связана ни с вождем, ни с его великим соратником Лаврентием Берия".

    Трагедия Александра Косарева связана и с вождем, и с его соратником Лаврентием Берия. Подтверждение найдёте
    в архивных материалах.

    Автор: Татьяна Морозова
    Источник: https://www.shkolazhizni.ru/biographies/articles/22006/
    © Shkolazhizni.ru

  • Eugene Chernosvitov Читатель 1 октября 2015 в 00:06 отредактирован 26 мая 2018 в 09:30 Сообщить модератору

    Пишу от имени моего отца,Василия Петровича Черносвитова, ветерана ВОВ, орденоносца, из плеяды Чкалова, Марины Расковой, Полины Осипенко,Валентины Гризодубовой,Сигизмунда Александрович Леваневского - все его друзья, учил летать и прыгать с парашюта Александра Васильевича Косарева в Тушино... Данная статья вранье, написанное по уже известному клише! Отец первым вылетел на поиски Леваневского. Его Орден Великой Отечественной Войны 1 степени имеет номер 231. У погибшей из-за диверсии Марины Расковой 232, посмертно... Трагедия Александра Косарева никак не связана ни с вождем, ни с его великим соратником Лаврентием Берия.