Помимо двух Оскаров за лучшую мужскую роль, в его копилке находятся ещё 54 награды из 67 номинаций. И всё это за 26 ролей в кино, считая роли второго плана и эпизодические. Многие киноактёры, имея в послужном списке не одну сотню ролей, не могут похвастаться подобными результатами.
Я говорю об одном из лучших британских актёров в истории кинематографа и непревзойденном мастере перевоплощения. Имя этого актёра — Дэниел Дей-Льюис.
Дэниел родился 29 апреля 1957 в Кенсингтоне, западном районе Лондона. Ему посчастливилось родиться в творческой семье. Его матерью была известная актриса Джил Бэлкон, которая продолжала сниматься в кино до 1999 года. Отец Сесил Дей-Льюис был известным писателем, больше известным под именем Николаса Блейка. Даже его сестра Лидия Тамасин отличалась творческой судьбой — впоследствии она стала знаменитым режиссёром-документалистом. В такой атмосфере маленький Дэниел смог сформировать своё мнение о том, кем ему стать в будущем. Первый шаг к актёрской карьере был сделан…
В 12 лет юного Дэна отправили в школу-интернат «Севенокс», где, помимо школьного театра, светлых сторон практически не было. После многочисленных попыток нарушения сыном спокойствия в школе-интернате, мать направила его в обычную школу, благодаря чему состоялся его дебют в качестве актёра. Драма «Воскресение, кровавое воскресение» (1971) Джона Шлезингера дала ему эпизодическую, зато первую роль в кино. За эту маленькую роль Дэниел получил свой первый гонорар — пять фунтов. Но эта радость была омрачена горькой утратой — через год умирает его отец.
После школы Дэниел решил заняться тем, что у него получается лучше всего — стать профессиональным актёром. Однако в конце 70-х это не так-то просто. Пытаясь пробиться в киноиндустрию, он продолжал совершенствовать свою карьеру в Бристольской театральной школе. Дэниел был невероятно талантливым, не заметить его было просто невозможно, и в 1981 году ему доверяют роль в фантастической драме «Артемис 81». Эта роль ознаменовалась лишь дебютом на телевидении, но теперь Дэн был готов для серьёзной роли.
Восьмикратный обладатель Оскара историческая драма «Ганди» (1982) могла бы стать как раз тем самым прорывом в мир главных ролей, но Дэниелу досталась лишь эпизодическая роль. Главную роль сыграл Бен Кингсли, за что получил Оскар. В этом же году Дэниел берётся ещё за один телевизионный проект — «Сколько миль до Вавилона?», а через два года, в 1984-м, выходит очередной фильм с участием Дэна — «Баунти». Его роль наконец отметили критики, и теперь продюсеры Британии начали рассматривать Дэниела Дей-Льюиса как нового, подающего надежды актёра.
1985 год стал переломным в его карьере. Не считая главной роли в коротком (50 минут по хронометражу) фильме «Мой брат Джонатан», Дэниел сыграл в этом году ещё две полноценные роли: «Моя прекрасная прачечная» и «Комната с видом». Эти две абсолютно противоположные роли, наконец, дали чёткое представление о творческом потенциале актёра. Он идеально сочетал в своих персонажах жестокость и коварство, в то же время сохраняя чувственность и эмоциональность. Но самое главное — актёр привлек внимание со стороны Голливуда.
«Невыносимая легкость бытия» (1988) — фильм, в котором Дэниел сыграл свою первую главную роль в Голливуде. Мелодрама по мотивам романа Милана Кундеры стала неплохим дополнением для творческой карьеры Дэй-Льюиса. Через год Дэн ненадолго вернётся в Англию, чтобы сняться в романтической комедии «Ослепительная улыбка Нью-Джерси» (1989). Не менее важным стало знакомство с французской актрисой Изабелль Аджани. Они расстанутся только через пять лет, а в 1995 у них родится сын Габриель-Кейн.
В том же 1989 году, за полгода до поездки в Англию, Дэниел Дей-Льюис берётся за главную роль в своей жизни — в фильме «Моя левая нога» Джима Шеридана. Экранизация жизни Кристи Брауна, инвалида, с детства подверженного параличу, который с помощью пальцев левой ноги смог не только научиться писать, но и рисовать настоящие шедевры. Месяцы в инвалидном кресле и не меньше времени, проведённого за наблюдением пациентов, принесли Дэниелу не только всемирное признание критиков, но и первого Оскара. В битве за Оскар, он победил таких номинантов, как Том Круз, Морган Фримен и Робин Уильямс.
С этого года Дэниел Дэй-Льюис начинает серьёзнее относиться к самому себе и своей карьере. Теперь он уже сам выбирает себе роли, продолжая при этом действовать по системе Станиславского и полностью вживаться в образ. Именно такой работой стала картина «Последний из Могикан» (1992). Хотя фильм не принёс Дэну ничего, кроме номинации на премию британской академии. Роль Соколиного глаза была прекрасно воспринята зрителями, но не более…
«Эпоха невинности» (1993) дала Дэниелу знакомство с Мартином Скорцезе, однако эта романтическая драма была лишь промежуточной. Кассовые сборы были смешные при бюджете в 34 миллиона, а Дэниел, даже при всей требовательности к ролям, не получил и номинации. В 1994 году режиссёр фильма «Моя левая нога» Джим Шеридан вновь пригласил своего любимого актёра на главную роль в картине «Во имя отца». И вновь история по мотивам реальных событий. И вновь Дэниел получает номинацию на Оскар, но получить награду он не смог.
Историческая драма «Суровое испытание» (1996) хотя и принесла Дэниелу гонорар в 8 миллионов, но для большинства зрителей картина осталась практически незамеченной. В тот же год, после продолжительных отношений, актёр вступил в брак с Ребеккой Миллен, которая родит ему двоих детей. А вот в 1997 году уже небезызвестный режиссёр Джим Шеридан начал поиски на главную роль в своей новой драме «Боксёр». И кого же он мог ещё найти, как не своего любимого актёра, с которым они уже выпустили на свет два шедевра. Фильм получил приз газеты Berliner Morgenpost на британской церемонии вручения, а Дэниел ограничился номинацией.
После этого Дэниел ушёл в подполье. Он уехал в Италию, а на все приставания репортёров лишь заявлял, что слишком устал от кинематографа. Поэтому Мартину Скорцезе стоило невероятных усилий, чтобы уговорить Дэниела сыграть одну из главных ролей в исторической драме «Банды Нью-Йорка». В тот момент, когда Дэниел согласился, продюсер фильма Харви Ванштайн сказал следующее: «Четыре года без Дэниела на экране — это слишком». Роль мясника Билла стала одним из главных образов в его карьере. Российский зритель обычно вспоминает актёра исключительно по этой роли. Фильм был снят ещё в 2001-м, но вышел на широкие экраны только 9 декабря 2002-го. 10 номинаций на Оскар, включая «за лучшую мужскую роль», не принесли ни одной награды. Зато работу Дэниела очень высоко оценили на родине, о чём свидетельствует награда британской академии.
В 2005 году актёр снимается в малобюджетной драме своей жены Ребекки Миллер «Баллада о Джеке и Роуз». История о двух влюблённых, изолированных от современного общества, ничего не принесла ни самому фильму, ни Дэниелу.
Зато через четыре года Дэниел произвёл фурор. Будучи поклонником творчества Пола Томаса Андерсона и конкретно его работы «Любовь, сбивающая с ног», Дэниел соглашается на роль алчного нефтяного магната Дэниела Плэнвью в картине «Нефть» (2007). Это была его вторая большая гонка за Оскар. Главным противником был Джонни Депп с ролью в фильме «Суини Тодд: Демон-парикмахер с Флит-Стрит». В тот год Дэниел Дэй-Льюис стал дважды лауреатом Оскара. Всего за этот фильм Дэниел получил 22 награды, включая самые престижные.
На сегодняшний день это последняя и наиболее оценённая роль Дэниела Дэй-Льюиса. В будущем в его порт-фолио появится роль в драме «Девять» (2009) от режиссёра «Чикаго» Роба Маршалла. Фильм выйдет на широкие экраны лишь 11 декабря 2009 года, если ничего не изменится. Для такого эксклюзивного актёра, как Дэниел Дэй-Льюис, каждая роль может стать последней в его творческой карьере. Можно с уверенностью сказать, что актёр уже добился очень многого, что позволяет ему в полном праве уйти на покой. Но для такого профессионала это было бы слишком легко…
Мне кажется, что из треснувшего кочана можно сделать все то же, что и из целого. Может быть, будет проблема с голубцами, но и там можно...