• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Как художник Поль Сезанн, не желая того, стал основателем нового направления в живописи – сезаннизма?

В восьмидесятые годы XIX века жизнь Поля Сезанна протекала неспешно вдали от Парижа в городке Экс-ан-Прованс. Получив в 1886 году, после смерти отца, большое состояние, художник всецело посвятил себя творчеству. Он наконец-то смог официально оформить отношения со своей бывшей натурщицей Гортензией Фике, родившей ему сына еще в 1872 году. Все это время фактический брак приходилось скрывать, опасаясь гнева отца, от которого художник полностью финансово зависел. Когда же отец в 1878 году случайно узнал о наличии у Поля гражданской жены и сына, то наполовину урезал ему денежное содержание и грозился лишить наследства.

В эти годы картины Сезанна только изредка появлялись на выставках и в галереях. Единственный коллекционер, Виктор Шоке, периодически покупавший его работы, умер, и продажи картин стали совсем редкими. Чтобы обосновать свое затворничество, Сезанн заявлял: «Я решил молча работать вплоть до того дня, когда почувствую себя способным теоретически обосновать результаты своих опытов». Но главным все-таки было не теоретизирование, а то, что картины не находили спроса, а подстраиваться под вкусы публики художник не хотел.

В этот период художник и на самом деле начинает серьезно заниматься теорией живописи, стараясь осмыслить путь живописца к вершинам мастерства. «Художник обладает двумя вещами: глазами и интеллектом. — Писал Поль Сезанн. — Нужно содействовать их обоюдному развитию, упражняя глаз путем наблюдения природы, интеллект путем логики ощущений, создающей выразительные средства… Форма создается точным соотношением тонов. Когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создается сама собой».

В конце 80-х годов Сезанн много и плодотворно работает, пишет пейзажи и натюрморты, значительно реже — портреты и небольшие жанровые картины. Он уже привык к спокойной жизни в неизвестности и не ждет подарков от судьбы. Друзья-художники, ставшие к этому времени знаменитыми, всячески пытаются его поддержать, помогают хотя бы изредка пристраивать картины на выставки и в галереи, где их сможет увидеть и оценить публика. Им даже удается выставить три его полотна в Брюсселе на выставке в Королевском музее современного искусства. Но зрители к работам Поля Сезанна равнодушны.

Если где и можно постоянно увидеть работы Сезанна, то в Париже в лавке папаши Танги, которому нравится живопись Поля и он искренне хочет помочь художнику. Не в пример зрителям, творчеством Сезанна начинают интересоваться молодые художники, ищущие свой путь в искусстве. Они часто захаживают в лавку Танги, с интересом рассматривают картины «затворника из Экса». Преданным почитателем Сезанна становится Поль Гоген, заявлявший, начиная работать над очередной картиной: «Попробую писать по сезанновски или как Эмиль Бернар».

Постепенно Сезанн начинает выходить из забвения. В 1892 году появляются две статьи, в которых пусть и коротко, анализируется его творчество. При распродаже коллекции работ импрессионистов Теодора Дюре, три картины Сезанна продаются за 650, 660 и 800 франков. Цена не плохая, если не учитывать, что картины других импрессионистов ушли за суммы в 10−20 раз выше.

Очередной аукцион больно задел самолюбие Сезанна. Когда после смерти папаши Танги распродавались картины из его лавки, шесть работ Сезанна купили всего лишь за 902 франка. Единственное, что успокаивало Поля, что за работы Писсарро, Гийомена, Сёра дали еще меньше.

Переломным в отношении к творчеству Сезанна стал 1895 год. Перед этим Поль прервал длительное затворничество и несколько раз приезжал в Париж, где общался с друзьями, молодыми художниками и критиками. В это время он написал несколько интересных портретов, в том числе критика Гюстава Жеффруа, с которым во время сеансов вел беседы о живописи. Критику портрет понравился, естественно, он не мог не упомянуть Сезанна и его мысли об искусстве в своих статьях.

Но главное, в этот год состоялась первая персональная выставка Поля Сезанна в галерее Амбруаза Воллара. Галерея существовала уже несколько лет, но покупателей у Воллара было не много. Работы Сезанна галерист видел раньше в лавке Танги и даже к ним приценивался. Как Писсарро смог уговорить Воллара рискнуть и выставить большую коллекцию Сезанна, история умалчивает. Обрадованный столь необычной просьбой, Сезанн прислал около 150 картин. В галерее для всех его работ даже не хватило места. Первая персональная выставка Поля Сезанна состоялась, когда художнику уже исполнилось 56 лет. Успех выставки превзошел все ожидания.

Париж снова открыл для себя самобытного художника. О творчестве Сезанна стали писать в прессе, появились новые почитатели и подражатели, цены на его картины стремительно взлетели. Через два года новая выставка у Воллара, затем участие в нескольких престижных экспозициях, в том числе юбилейной — «Столетие французской живописи», открывшейся в период работы Всемирной выставки в Париже.

Но подлинный триумф наступил в 1904 году, когда в парижском Осеннем салоне живописи Сезанна отдали целый зал. Это уже было признание, подобного удостаивались не многие мастера. Художник оказывается в центре внимания, тихой и спокойной жизни пришел конец. С одной стороны, Поль Сезанн был этому рад, но всеобщий интерес, несомненно, ему мешал, отрывал от творчества.

В Экс-ан-Прованс потянулись коллекционеры, почитатели творчества мастера, молодые живописцы, желающие поработать под руководством признанного мэтра. Каких-то занятий с начинающими художниками Сезанн не проводил, он просто вел с ними беседы о живописи, давал советы, вместе с молодежью выходил на этюды. Тем не менее, многие молодые художники стали называть себя сезаннистами, заявляя, что это новое направление в живописи. Сезанн относился к этому скептически, но не возражал. Искреннее почитание молодежи его, несомненно, радовало.

После смерти мастера термин «сезаннизм» практически забудется. Но то, что Поль Сезанн был одним из крупнейших представителей постимпрессионизма, стоял у истоков таких направлений в живописи, как фовизм и кубизм, сомнений не вызывает. Именно он, обосновывая новые направления в живописи, еще не имевшие названий, писал: «Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь, чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки».

К сожалению, возраст давал о себе знать, несмотря на пошатнувшееся здоровье, Сезанн продолжал много работать. Он чувствовал, что силы его оставляют. 15 октября 1906 года художник написал сыну: «Я продолжаю работать с трудом, но все же что-то выходит». Когда он стоит за мольбертом, возраст и болезни забываются, остается только творчество. Вот и в этот день после обеда он отправился на этюды. Начавшаяся гроза не заставила художника оторваться от этюдника. Только полностью промокнув, ощущая озноб в теле, он поспешил вернуться в мастерскую. Но силы оставили художника, он упал без сознания. Сколько Поль Сезанн пролежал на дороге, пока его не подобрал проезжавший возчик, не известно.

Уже на следующий день мастер снова стал к мольберту, но долго работать не смог, силы окончательно его оставили, пришлось лечь в постель. Подняться ему уже было не суждено. 22 октября 1906 года сердце Поля Сезанна остановилось.

Мастер ушел из жизни, но остались его ученики и последователи, остались его полотна, которые теперь украшают лучшие музеи и картинные галереи, давая людям возможность взглянуть на мир глазами истинного Художника.

Статья опубликована в выпуске 24.10.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: