Как умудрился рассмотреть Быков в мешковатом смешном внешне человеке, который играл типовые комедийные роли, незаурядного драматического актера, непонятно. Но этот персонаж вносит в фильм требуемую нотку показа, что не одними героями была выиграна эта страшная война. Необходим был вот такой внешне спокойный и безусловно надежный человек, механик Божьей милостью, который мог за спиной летчика благословить его крестным знамением на подвиг с последующим счастливым возвращением на землю.
У актера в его творческом багаже было много прекрасных ролей, но Макарыч — это нечто особенное. Возможно, этому способствовало боевое фронтовое прошлое актера. Он был простым солдатом, который реально проливал кровь за Родину. При этом совершил такое количество подвигов, что простое перечисление наград займет немало места. Достаточно сказать, что Алексей Макарович награжден двумя самыми главными солдатскими орденами — орденами Славы, и всем все должно стать ясно. Такие ордена за красивые глаза не вручались.
Алексей был умелым и достаточно удачливым солдатом. Командир огневого взвода минометного полка дивизии прорыва РГК успешно выполнял свои воинские обязанности минометчика, при этом частенько ходил в разведку в глубокий тыл противника, неоднократно участвовал в рукопашных схватках с врагом. Но ведь все это было его священным долгом солдата, защищающего свою Родину.
Вот что написано в наградном листе от 15 сентября 1944 года к ордену Славы 3-й степени: «20 июля 1944 года в районе высоты 283 противник силой до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Товарищ Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой, отбил нападение гитлеровцев. На поле боя осталось 17 немцев, сам лично взял в плен 7 гитлеровцев…»
И подобных наградных листов имеется целая пачка, места для цитирования только маловато.
Орденом Славы 2-й степени Смирнов был награжден 22 января 1945 года, а вот больше не получилось, и причина этому оказалась очень и очень уважительная — тяжелая контузия с длительным лечением в госпитале и последующим комиссованием.
Родился будущий заслуженный артист РСФСР 28 февраля 1920 года в городе Данилове Ярославской области. Он был еще совсем маленьким, когда семья перебралась в Ленинград, где поселилась в коммунальной квартире. Вскоре умер отец, и Анна Алексеевна, мать мальчика, осталась одна с двумя малолетними сыновьями на руках, при этом Алексей был старшим. Мальчик, когда еще учился в школе, всерьез увлекся театром. В 1940 году он окончил студию при Ленинградском театре музкомедии и был принят в его труппу. Сыграть ему удалось лишь одну роль, поскольку практически сразу же он был призван в армию. Весной 1941 года Алексей собирался жениться на своей соседке по двору Лидии, они даже пару обручальных колец приобрели и заявление в ЗАГС подали, но в их жизнь ворвалась война. Кольца были спрятаны, а свадьба перенесена на потом, на после войны.
О своем актерском призвании Алексей не забывал и на фронте, в свободное от основных обязанностей время был руководителем полковой художественной самодеятельности, давшей только в мае-июне 1944 года 10 концертов перед внушительной аудиторией общей численностью в 6500 красноармейцев. Признаться, это вызвало у меня особое уважение к молодому артисту. Во всех смотрах красноармейской художественной самодеятельности, проведенных в 1943 и 1944 годах, «труппа» Смирнова занимала первые места среди частей дивизии.
Тяжелая контузия не только не позволила ему завершить войну в Берлине вместе со своими сослуживцами, она лишила его возможности иметь детей. Решив взвалить всю тяжесть переживаний по этому поводу на себя одного, Алексей без объяснения причины порвал всякие отношения со своей возлюбленной. Глубоко обиженная девушка, не понимавшая, что с ним произошло, вскоре вышла замуж. Свадьбу играли всем двором. Не было только Смирновых. Утром около дверей квартиры молодоженов лежал букет цветов и конверт с обручальными кольцами и запиской «Будь счастлива». Только через много лет Лидия узнала истинную причину такого поведения.
Младший брат Алексея Аркадий с фронта не вернулся, у его матери, узнавшей о гибели сына, развилось тяжелое психическое заболевание. Все заботы в семье легли на плечи Алексея, который в 1946 году вернулся в актерский коллектив Ленинградского театра музыкальной комедии. Это было очень тяжелое время для молодого артиста. Для кино его еще не существовало, а в театре у него была очень небольшая занятость. Приходилось непрерывно мотаться с гастролями по стране, чтобы хоть что-нибудь зарабатывать на жизнь.
Постепенно талантливого актера заметили. Он начал получать пусть и не главные, но очень яркие и запоминающиеся роли в кино, да и в театре музыкальной комедии ему стали доверять все больше и больше. Но зачастую это было использование его характерной внешности комедийного актера. Ему, мечтавшему о серьезных драматических ролях, приходилось смешить зрителей, потешавшихся над его героями, такими как матрос Кныш из «Полосатого рейса» режиссера Владимира Фетина или посол из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Александра Роу.
Встреча на съемочной площадке с Леонидом Гайдаем только добавила популярности и узнаваемости Алексею Смирнову. Билл Дрисколл, добродушный смешной простак, решивший заработать себе на жизнь похищением детей, из новеллы «Вождь краснокожих» в фильме «Деловые люди», до сих пор входит в число лучших комедийных персонажей советского кино. Ну, а уж великовозрастный хулиган и бездельник Федя из «Операции „Ы“ и другие приключения Шурика» — это вообще одна из актерских вершин в отечественной комедийной фильмографии. «Надо, Федя, надо!» — эту фразу можно услышать до сих пор в любой компании и всем сразу же все становится ясно без каких-либо пояснений.
Достаточно просто перечислить знаменитых советских кинорежиссеров и назвать фильмы, в которых снялся у них Алексей Смирнов, и перед любителями отечественной кинокомедии сразу же встают его герои, ни один не остался незамеченным.
Меня изумило откровение президента Лукашенко о его беспокойстве, что ИИ (искусственный интелект) выйдет их-под контроля и приведёт к...