Но не только их. Одной из самых удачных покупок во всемирной истории оказалась покупка у индейцев всего острова, на краю которого первоначально была построена фактория. Индейцы обменяли его на товары, общая стоимость которых была по тогдашним ценам, ценам 1626 года, 60 гульденов. В переводе на сегодняшние цены это около 700 долларов. Нынешняя оценка земли острова, который сегодня называется Манхеттен, — 49 миллиардов долларов.
Словом, «маннахата» голландцы называли и сам остров, и саму реку тоже. Словно бы не знали, к чему лучше новое название приложить. В конце концов, разобрались. Остров Манхэттен, река Гудзон, а индейцы… Какие такие индейцы?
Почти двести лет спустя, писатель Жюль Верн опишет путешествие капитана Гаттераса к Северному полюсу в одном из своих романов. Даже в середине XIX века роман этот был фантастическим. Штурм полюса только начался, и никто не знал, что там можно отыскать. Герои романа полюс покорили, однако капитан Гаттерас повредился умом. Заключенный в лечебницу, он каждый день ходил по больничному саду, причем всякий раз приходил в одну и ту же точку. Капитана непрестанно влекло к северу.
С Генри Гудзоном, похоже, произошла та же история. В 1610 году север снова позвал мореплавателя. Группа лондонских купцов собрала в плавание корабль «Discovery» («Открытие»). Цель была все та же — открыть северо-западный проход в Тихий океан.
Корабль отплыл из Лондона в середине апреля 1610 года. В июне Гудзон провел свой корабль у берегов Гренландии, а в июле отыскал пролив, ведущий на запад, то есть в нужную сторону. За проливом оказался большой залив, который путешественники исследовали в течение августа, безуспешно пытаясь найти здесь проход в Тихий океан. Взглянув на современную карту, легко найти на севере Канады и Гудзонов пролив, и Гудзонов залив. Легко также увидеть, что прохода в Тихий океан здесь нет. Но это мы знаем сейчас, а Гудзону, стремящемуся к географическим открытиям, пришлось в этом убедиться на своем горьком опыте.
Он слишком задержался, обследуя залив. Наступили холода, и корабль вмерз в лед. Команда сошла на берег для зимовки.
Пережить зимовку в районе полуострова Лабрадор — почти то же самое, что перезимовать в Сибири. Ясно, что весной, когда вода очистилась ото льда, большинство команды «Discovery» хотели только одного: возвратиться домой. В ответ на решение Гудзона продолжать исследования вспыхнул бунт. Гудзона, его юного сына и еще семь членов команды, ослабших после зимовки, или тех, кто поддерживал Гудзона, посадили в лодку практически без оружия и припасов и покинули в пустынных северных водах. Понятно, что они погибли…
Еще в течение нескольких лет европейские капитаны входили в Гудзонов залив через Гудзонов пролив, исследуя его и пытаясь отыскать здесь северо-западный проход в Тихий океан. Но поиски оказались безуспешными. Никакого северо-западного прохода в более или менее ласковых широтах не оказалось. Окончательно это стало ясно в конце XVIII века после плавания вдоль тихоокеанского побережья Америки капитана Ванкувера. Мечта о том, чтобы пройти из Атлантики в Тихий океан была похороненной. Надежда, как ей водится, умерла последней. Даже позже капитана Гудзона.
Имя капитана Генри Гудзона, как исторической личности, неоднократно увековечено на географических картах. Кроме залива, пролива и реки, имя Гудзона носит город в штате Нью-Йорк и округ Хадсон в штате Нью-Джерси. Кроме того, в Нью-Йорке есть мост Генри Гудзона.
Познера озадачило, почему называют жителей турками, а должны бы турЦами от слова Турция.