Тициан написал множество картин и стал великим мастером живописи. Его творчество переживало расцвет в 20-е годы ХVI века. Если Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело стремились создавать возвышенно-идеальные образы героической личности, то Тициана привлекала окружающая действительность и образ реального современника. Василий Суриков говорил о Тициане и других венецианских мастерах ХVI века:
«…до Веласкеса эти старики ближе всех других понимали натуру».
Но мне меньше всего хотелось бы, чтобы статья была похожа на трактат о живописи, понятный лишь для знатоков искусства. Гораздо интереснее изучить связь нестареющей живописи великого мастера с жизненными коллизиями его биографии.
Переворачивая страницы истории, мы узнаем, что с 30-х годов ХVI века, когда в большинстве итальянских городов торжествовала феодальная реакция, Венеция осталась последним оплотом ренессанского духа, свободолюбия и превратилась в прибежище для всех тех, кого преследовала реакция. Именно тогда в Венеции творчество Тициана несло отпечаток светлого и лирического настроения.
Для картин Тициана того времени характерно праздничное и радостное восприятие мира, спокойствие, любовь к гармонии красок. Таково произведение живописи «Любовь земная и любовь небесная», вдохновленные античной поэзией «Праздник Венеры» и «Вакханалия». Интересен тот факт, что «Вакханалия» стала источником вдохновения для певца физической красоты и изобилия природы Рубенса и строгого классика Пуссена.
Тициан был великим портретистом. В 10-е и 20-е годы его портреты пользовались бешеной популярностью, но своего высшего расцвета портретное творчество знаменитого художника достигло в 40-е годы. Ему позировали могущественные правители Европы, в том числе папа Павел III и Карл V.
Но уже в 50-е годы в творчестве Тициана происходит резкий перелом. Художник переживает большую трагедию. Ему пришлось стать свидетелем гибели тех светлых и возвышенных идеалов, которые питали все его искусство. Это было временем нарастания политического и экономического кризиса в последнем оплоте Возрождения — Венеции, разгула католической реакции и кровавого террора инквизиции.
В картине «Мученичество св. Лаврентия», которая была написана в 50-е годы, меркнут краски и все погружается в ночной мрак. Фигура святого, погибающего на костре, смутно освещенные фигуры палачей сообщают всей картине тревожно-взволнованное настроение.
В 60-е годы старый художник окружен уже непониманием, он получает все меньше заказов и все острее и острее чувствует свое духовное одиночество. Тициан пишет целый ряд картин только для себя.
Одна из самых значительных картин позднего периода творчества Тициана — это, без сомнения, картина «Св. Себастьян», которая хранится в Эрмитаже. Картина производит неизгладимое впечатление. Кажется, что вокруг юного героя рушится сама вселенная, а лицо Себастьяна искажено страданиями. Пронзенное стрелами тело юноши говорит нам не о покорении судьбе, а о героическом страдании, непобежденном духе Себастьяна. Одна из самых грандиозных картин Тициана была практически отторгнута современниками…
Как странно устроена человеческая жизнь. По меткому замечанию Чезаре Ломброзо, не только в славе отказано при жизни людям гениальным, но даже в средствах к существованию. Зато после смерти им воздвигают памятники и курят фимиам. Но если даже удастся человечеству решить такой непростой парадокс — станет ли оно более счастливым?
Спасибо на добром слове, Леонид.