Родители рассказывали об очень приличном жилье в трехкомнатных домиках с кондиционерами, раздельными туалетом и ванной, бассейнами, спортплощадкой и начальной русской школой для детей строителей. Старших детей советское посольство не выпускало по вызову даже на две недели — а вдруг, собравшись вместе, семья останется в золотом государстве.
Родители действительно были восхищены культурой Ирана, которая возродилась в гордой Персии во время царствования просвещенного и прозападного шаха и его потрясающе красивой и образованной третьей супруги Диба Фарах Пехлеви.
Она была очень привлекательной, образованной и мудрой женщиной, обожаемой народом. И сейчас, накануне своего 80-летнего юбилея, которое будут праздновать 14 октября 2018 года, она выглядит безупречно.
Однако до нее у шаха были предшественницы…
Известно, что покойный правитель Ирана, вынужденный покинуть страну во время революции 1977 года, слыл настоящим сердцеедом. Всю взрослую жизнь шаха окружали первые красавицы мира, а его любимым типом женщин была британская актриса Вивьен Ли, известная нам по фильму «Унесенные ветром», «Мост Ватерлоо» и другим, принесшим красавице Вивьен заслуженную славу.
Первой из трех супруг шаха стала Фавзия Фуад, принцесса Египта. Кстати, она действительно была очень похожа на знаменитую британскую актрису. С точки зрения Реза Пехлеви, его стране было выгоден брак с принцессой Египта. Будущей шахине было всего 17 лет, когда ее царствующий отец решил выдать дочь за столь значительную персону, как шах Ирана. Когда выбор шаха остановился на ней, девушке было всего 17, однако она уже получила образование в Швейцарии, выглядела как настоящая европейка, любила западный стиль в одежде и аксессуарах, могла говорить мягко, но авторитетно на очень разные темы, от культурных до политических. По мнению шаха, она была достойна занять положение его супруги.
Бракосочетание состоялось в Тегеране и стало невероятно громким событием для Востока. Но этот брак, несмотря на скорое рождение дочери, оказался несчастливым. Масло в огонь подливала мать шаха, которая решила использовать все свое влияние и интриги, чтобы охладить отношение молодого Реза к своей законной супруге — она ревновала сына. Он снова начал вести свободный образ жизни «иранского плейбоя».
Красавица супруга впала в депрессию. Она не ела, не пила, душевное нездоровье вызвало и соматические проявления. Врачи посоветовали истощенной болезнями женщине вернуться в Египет. Она не читала послания от супруга, пришла в себя и вновь стала вести нормальный образ жизни. Она не желала больше видеть Пехлеви.
В 1948 г. было объявлено о разводе супругов. «The Times» опубликовала статью о том, что принцесса Фавзия вернулась домой для прохождения курса лечения от малярии и что авторитетные медики не разрешают ей вернуться в Иран. Поэтому по согласию обеих сторон супруги расстались.
Реза Мохаммед вновь был поставлен перед необходимостью найти себе половину, благодаря которой на свет должен появиться наследник престола. Ему было предложено много кандидаток на трон.
Но руководствуясь своим собственным вкусом Реза Пехлеви не прошел мимо незамужней тогда американской звезды, актрисы Грейс Келли, которая долго выбирала между сыпавшимися ей на голову предложениями руки и сердца от самых влиятельных людей середины ХХ века. В итоге она решила стать супругой князя Монако.
Шах упорно искал свою единственную. Интересы престолонаследия лично для него стояли тогда на втором месте, тогда как все верноподданные ждали появления наследника трона.
Неожиданно Реза Пехлеви встречает женщину, любовь к которой он, бывший донжуан, пронес через всю жизнь. Это была Сорейя Исфандияри Бахтиари, дочь посла Ирана в ФРГ. Когда кто-то из знакомых шаха показал фотографию своей дальней родственницы, Реза заочно влюбился в портрет зеленоглазой красавицы с первого взгляд. Она была выпускницей швейцарского «Смольного» и, судя по этому, должна была обладать в дополнение к чудесной внешности европейским лоском.
Правитель Ирана познакомился с девушкой и тут же предложил ей свою руку и сердце. Буквально сразу после судьбоносной встречи он попросил у ее отца благословение на брак. Сорейя была несколько ошарашена таким напором, но молодой Реза был великолепен и соответствовал ее ожиданиям. Тем более ее, как любую девушку, привлек шанс стать настоящей принцессой. В день помолвки будущему супругу исполнился 31 год, его невесте было 18.
Свадьба должна была состояться в 1950-м, но у девушки обнаружили страшную болезнь — брюшной тиф, и долгое время она была на грани жизни и смерти. Однако в 1951-м в Мраморном дворце с невиданной пышностью и помпой свадьба все же состоялась. Качающаяся от слабости невеста была потрясающа в платье от Диора, расшитом драгоценными камнями.
Молодая пара стала очень популярна в Иране и за его пределами, они нанесли официальные визиты правителям Индии, Турции, Испании, президенту США и даже генеральному секретарю СССР. Сорейя с энтузиазмом погрузилась в открытие благотворительных проектов и искренне полюбила новую родину и ее народ. Но…
Вот тут и возникло препятствие, из-за которого шаху пришлось отстранить от себя любимую супругу: у молодой пары не было детей. Возможно, причиной стала серьезная болезнь, от которой она так и не смогла оправиться. По крайней мере, такой вердикт после консилиума вынесли врачи.
По конституции Ирана у правителя непременно должен был появиться мальчик — для продолжения династии. Впервые в жизни встретившему настоящую любовь шаху Пехлеви самому не так уж важно было появление наследника, он и думать не мог о расставании с любимой женщиной. Более того, его посетила идея принять в семью другую, здоровую жену, которая смогла бы подарить стране наследника престола. По исламским законам это было не запрещено.
Но европейская женщина, Сорейя отвергла все помыслы о таком варианте, она слишком любила своего супруга, чтобы делить его с кем-то. Спустя семь лет Сорейя вернулась в Германию, под родительский кров. А в марте шах Пехлеви, рыдая, сообщил по радио, что у них с бывшей супругой состоялся развод. Более того, он сообщил, что он не планирует искать новую жену. По крайней мере, в ближайшем будущем.
После расставания Сорейя получила от бывшего супруга огромные ежемесячные алименты, оставила себе драгоценности и все подарки от него. Она могла путешествовать по всему миру. Но самое главное — ей разрешили оставить титул принцессы. В отличие от экс-супруга она пыталась изменить свою личную жизнь, но счастья не обрела.
Переехав в Париж, Сорейя собралась написать свою автобиографию. Книга называлась «Дворец одиночества». В возрасте 69 лет Сорейя ушла из жизни по некоторым версиям в результате перенесенного инсульта, а вместе с ней шах потерял свою главную и единственную любовь. Огромную часть ее богатства и подарков шаха продали на аукционе в Париже уже в этом столетии на сумму более восьми миллионов долларов, а знаменитое свадебное платье ушло за почти полтора миллиона.
Познера озадачило, почему называют жителей турками, а должны бы турЦами от слова Турция.