Дурацкой была она еще и потому, что ее замешали на дурно пахнущей смеси русского национализма и классового подхода. Не будь этого, вероятно, не пришлось бы придумывать крепостных-воздухоплавателей и мифических изобретателей паровоза с Урала. Потому что у России всегда имелось достаточно творцов, которыми можно было гордиться во всемирном масштабе.
Например, петербургским академиком, родившимся в Швейцарии, Леонардом Эйлером, или гениальным инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым (1853—1939), происходившим из дворянской семьи.
Из полуторавековой дали жизнь российских дворян до революции кажется нам завидной и красивой.
Балы, красавицы, лакеи, юнкера…
Из всего этого привлекательного набора удовольствий в городке Грайвороне Курской губернии, где появился на свет Владимир Шухов, имелись только красавицы, да и тех немного. С балами, лакеями и собственными кучерами было хуже. Денег у местного дворянства водилось не много. Впрочем, жизнь в этом южном степном краю была недорогая.
Отец Владимира Шухова занимал в Грайвороне должность, прославленную в русской литературе. Он был городничим. Городничий — это единоличный начальник уездного города. Городничими обычно назначались отставные военные или статские, имевшие чин 7-го или 6-го класса по табели о рангах (коллежские или надворные советники, соответственно). Должность эта, если не брать взяток, подобно герою гоголевского «Ревизора», неплохо обеспечивала жизнь семейства в провинции. Но когда в 1856 году Шуховы переезжают в Санкт-Петербург, деньги уже пришлось считать.
Именно поэтому Владимир Шухов по окончании гимназии поступает не в Санкт-Петербургский университет, а в Московское высшее техническое училище. Во-первых, обучение здесь было дешевле. А во-вторых, в те годы, когда вся Россия начала покрываться сетью железных дорог, карьера инженера становилась предпочтительнее карьеры университетского профессора, не говоря уже о карьере государственного чиновника, которая для Владимира Григорьевича была малоперспективна, ибо знакомых в верхних эшелонах власти Шуховы не имели. Ну, и наконец, в-третьих, Владимир Шухов любил предметы конкретные и науки точные. Например, математику.
Высшее техническое училище тогда еще было Императорским и понятия не имело о том, кто такой
Надо сказать, что во время учебы у Владимира Шухова начался настоящий роман с математикой. Кому-то эта дама кажется сухой и бездушной. Но умелому — все пути открыты. В последней трети XIX века еще не многие будущие инженеры понимали, каким важным становится в их ремесле виртуозное владение математическим анализом. На подходе были абсолютно новые, еще не опробованные на практике механизмы и конструкции.
Можно, конечно, строить их, руководствуясь чутьем, совершая, как писал
Все дальнейшие успехи инженера Владимира Шухова были следствием его математических способностей и фундаментальной подготовки.
Но инженер — профессия практическая. В учебный курс входила обязательная реальная работа в разнообразных мастерских: токарной, слесарной, кузнечной, модельной, литейной… Постижение рабочих специальностей, так сказать.
Приучали студентов и к тому, что инженер должен обладать не только цепким умом и умелыми руками, но и деловой хваткой. Уметь продать и свой ум, и свои умелые руки, а главное — плоды своих мыслей вместе с делом рук своих.
Первое свое изобретение Владимир Шухов сделал в ходе написания дипломного проекта. Темой его была специальная паровая форсунка для распыления в топке мазута.
В чем была прелесть изобретения? Мазут — тяжелая фракция, получавшаяся при перегонке нефти. Теоретически мазут мог быть очень выгодным топливом. Но поскольку он очень густой, зажечь его было совсем непросто. Поэтому мазут не использовали в качестве топлива, а попросту выливали в водоемы или же в специально вырытые котлованы, которые тоже загрязняли природу.
В форсунке конструкции Шухова мазут распылялся с помощью пара высокого давления. Получившаяся в результате мазутно-паровая взвесь прекрасно горела!
Дипломная работа была защищена патентом (первым, но далеко не последним патентом В. Г. Шухова) и получила высокую оценку преподавателей. В 1876 году
Эта поездка была не только интересной, но и полезной в том смысле, что определила ход дальнейшей жизни юного инженера. Группу гостей из России сопровождал американский инженер русского происхождения Александр Вениаминович Бáри (1847—1913). Через год он приехал в Россию, осел здесь, оставаясь гражданином США, и организовал «Техническую компанию инженера Бари», первую в стране инжиниринговую компанию.
Чем занимаются инжиниринговые компании? Они специализируются на оказании инженерно-технических услуг. Берут на себя проектирование и строительство производственных объектов, занимаются поставкой, установкой и наладкой оборудования, ведут монтажные работы, осуществляют технический надзор и инженерное сопровождение проектов. В общем, инженерная работа в самом ее чистом виде.
Одним из первых заказчиков у фирмы Александра Бари оказалась компания «Братья Нобель», среди основателей которой был и знаменитый Альфред Нобель, «укротитель» нитроглицерина и основатель Нобелевской премии. Компания «Братья Нобель» занималась добычей нефти на Апшеронском полуострове.
Будучи знакомым с
Абсолютно согласен с Вашим мнением о том, что постановка диагноза "умными" соседями/педагогами и прочими далекими от медицины...