• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Соколиная охота. Как это было 400 лет тому назад?

В 1620 году Питер Пауль Рубенс написал парадный портрет Алатеи Тальбот — жены Томаса Говарда. Оба — богатейшие аристократы с родословной от 1138 года.

Питер Пауль Рубенс, «Портрет Алатеи Тальбот» (фрагмент), 1620 г. Фото: ru.wikipedia.org

Алатея Тальбот была охотницей, на картине есть собака и сокольничий в специальных перчатках и с соколом на правой руке. Соколиная охота, видимо, доставляла особенное удовольствие.

Питер Пауль Рубенс, «Портрет Алатеи Тальбот» (фрагмент), 1620 г.
Питер Пауль Рубенс, «Портрет Алатеи Тальбот», 1620 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Эжен Эмануэль Виолле-ле-Дюк в книге «Жизнь и развлечения в средние века» писал:

Разве не восхитительна смелость такого маленького существа, как сокол, когда он бьет журавля или дикого лебедя! И не видим ли мы, как сокол атакует спереди и сзади поднявшуюся к облакам цаплю; в их борьбе мы теряем их из вида; потом ловчая птица, улучив момент, хватает цаплю за голову, и обе вихрем низвергаются вниз. Что может быть занятнее, чем охотиться на реке с гордым соколом или с двумя?

Питер Пауль Рубенс, «Портрет Алатеи Тальбот» (фрагмент «Сокольничий»). На руке сокольничего сидит большая пустельга, 1620 г.
Питер Пауль Рубенс, «Портрет Алатеи Тальбот» (фрагмент «Сокольничий»). На руке сокольничего сидит большая пустельга, 1620 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Большая пустельга
Большая пустельга
Фото: Thomas Schoch, ru.wikipedia.org

В своем трактате «De Arte Venandi cum Avibus» («Искусство охоты с птицами») император Священной Римской империи Фридрих II Гогенштауфен (ΧIII век) писал:

Соколиная охота есть искусство, а потому других охот благороднее и достойнее.

Страница из средневекового трактата «De Arte Venandi cum Avibus» («Искусство охоты с птицами»)
Страница из средневекового трактата «De Arte Venandi cum Avibus» («Искусство охоты с птицами»)
Фото: ru.wikipedia.org

Историки пишут, что это сочинение — «фундаментальное руководство по соколиной охоте с непревзойдёнными орнитологическими наблюдениями».

Голландский художник Кристофель Пирсон в 1660 году написал картину «Ниша со снаряжением для соколиной охоты». В те времена соколиная охота была популярна, а через город Валкенсвард в Северном Брабанте (Нидерланды) пролетали стаи диких соколов. Их отлавливали и приручали, и это занятие (как пишут историки) было основой экономики города.

Картина может быть понята как наглядное пособие соколиному охотнику — художник показал весь инструментарий сокольничего.

Кристофель Пирсон, «Ниша со снаряжением для соколиной охоты», 1660 г.
Кристофель Пирсон, «Ниша со снаряжением для соколиной охоты», 1660 г.
Фото: ru.wikipedia.org

У Сергея Тимофеевича Аксакова в «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах» есть, можно сказать, поэтическое описание всех принадлежностей для соколиной охоты. Соединить это описание с картиной не удалось: разные страны, разные приемы тренировки птиц и охоты на животных. Есть общие предметы: колпачок на голову сокола, ягдташ для подвески добычи, рог для сбора разбежавшихся охотников, колокольчик (подает сигнал соколу — куда ему возвращаться, если он улетел далеко). Слева на картине — подвешенные на стене предметы, назначение которых осталось непонятным.

Естественно, птицу надо поймать — иначе тренировать нечего. Для ловли — силки с колышками, клетка со всеми принадлежностями и устройствами для ухода за птицей (лоток с водой, лоток для корма, выдвижной пол для чистки клетки).

Здесь — вещи, назначение которых осталось неясным.

Кристофель Пирсон, «Ниша со снаряжением для соколиной охоты» (фрагмент), 1660 г.
Кристофель Пирсон, «Ниша со снаряжением для соколиной охоты» (фрагмент), 1660 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Скудные биографические сведения не дают намека на побудительный мотив. Может быть, художник ходил с друзьями на охоту и точно знал что и для чего. Может быть, он не ходил на охоту, но слышал от друзей, что нужно для охоты. И вот это (то, что нужно) он взял на складе гильдии св. Луки в Схидаме — городе, где он работал.

Непонятно назначение картины: то ли это пособие для охотника, то ли воспоминание о полученном на охоте удовольствии. В любом случае картина приводит зрителя в мир развлечений аристократии.

Статья опубликована в выпуске 11.06.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: