Как только появилась цивилизация, сразу появились и подделки. Самые первые поддельные бусы из обсидиана, найденные в Месопотамии, относят примерно к концу второго тысячелетия до нашей эры. Видимо, у мастера просто не нашлось столько обсидиана, чтобы составить бусы, и недостающие бусины он сделал из обожженной глины, облитой очень темной глазурью.
А самые древние ювелирные подделки относят примерно в 3000 году до н.э. Раскопки на территории Израиля в древних ханаанских городах Лахиш и Мегиддо принесли множество находок, среди которых были бронзовая позолоченная статуэтка и бронзовый посеребренный жезл. Предположительно, это были предметы культа какого-то местного бога того времени. Посетители храма видели золотые и серебряные предметы, которые на самом деле были сделаны из бронзы и лишь покрыты драгоценными металлами.
Как с подделками боролись 5000 лет назад, мы не знаем, но уже около 2100 лет назад в Сиракузах аферисты, пытавшиеся украсть золото, полученное ими для выполнения заказа царя Гиерона, были изобличены самим Архимедом.
Мастерам-ювелирам было выдано определенное количество золота для изготовления царской короны. Заказ был выполнен. Корона весила именно столько, сколько было выделено золота. Но потом царю прислали донос, что, де, часть золота была заменена более дешевым серебром. Задачу изобличить возможное мошенничество поставили перед Архимедом, который оную и решил (ну, сами помните, вода в ванной, «Эврика!» — и эксперимент, изобличивший мошенников).
Но если с драгоценными металлами было попроще, раз Архимед показал способ решения проблемы, то с изделиями искусства долгое время дела обстояли далеко не так радужно. Однако поначалу и проблемы с этим не было, ибо не существовало емкого по деньгам рынка предметов искусства.
Начиная с эпохи Ренессанса (XIV−XVII век) картины стали показателем статуса коллекционера. В эпоху Барокко (XVII век) некоторые художники, например Рембрандт, Рубенс, Караваджо, создавали картины, спрос на которые был очень велик, что повышало цену этих картин.
В XIX веке был взрыв в художественной области, появились новые стили, коллекционеры высоко ценили некоторые из них, для широкой публики картины стали доступны. А в XX веке цены на картины определенных мастеров попросту взлетели до небес. Они превратились в товар. И сразу после этого их начали подделывать.

Довольно долгое время экспертиза картин была не наукой, а искусством. Преобладали качественные методы оценки: как сам эксперт-искусствовед считает, написана ли данная картина в стиле художника, которому приписывается данная картина, соответствует ли одежда персонажей тому времени, к которому предположительно относится картина, и прочее. Именно поэтому голландский художник середины XX века Ван Меегерен сумел провернуть такую аферу с поддельными картинами.
Однако, по мере формирования рынка картин и роста цен на нем, сформировались и организации, способные достаточно точно идентифицировать время создания того или иного произведения искусства. Появились научные способы установления срока написания картин по возрасту их основы (холст, доска). Возможный диапазон времени написания картины определяли по тому, какие именно пигменты были использованы при написании, стали применять методики просвечивания самих картин для выявления скрытого изображения.
Но и авторы фальшивых картин постоянно совершенствуют свои технологии, позволяющие обмануть не только простого покупателя, а и некоторых экспертов. Поэтому в наше время аппаратные экспертизы пусть и длятся весьма долго, зато позволяют установить абсолютно точно, может ли данная картина принадлежать тому или иному мастеру кисти из прошлого.
А если кто попробует определить древность картины на глаз… В краску добавляют соль, и тогда на красочном слое картины появляются трещинки, крейкле или кракелюры — вроде бы неоспоримое свидетельство подлинности картины и принадлежность ее к эпохе «старых голландцев». А в грунтовку добавляют чуть-чуть керосина, который, высыхая, также придает картине более старый вид.
А вот специальной аппаратурой можно сразу установить, что в этой картине использовались, например, краски, которые появились только в XX веке.
Инфракрасный спектрометр позволяет «заглянуть» под изображение, на эскиз: когда картина подлинная, художник обычно меняет положение фигур, и если видно эскиз, это становится ясно. А поддельные картины рисуются сразу, ведь это просто копии, творчества в них нет.
Рентгенофлуоресцентный пистолет-анализатор позволяет бесконтактно определить состав красок. Если там титановые белила, значит, эту «древнюю» картину рисовали не более 100 лет назад.

В XX веке появилось великое множество разнообразных красок, при этом известно, когда и какую начали выпускать. И если на экспертизу попадает вроде бы картина Малевича, а синий цвет в ней достигается при помощи краски «кобальт спектральный», которую начали выпускать в 1960 годы, то и без экспертизы искусствоведа понятно, что это подделка.
Однако изготовители фальшивок стремятся обмануть экспертов. Берут какую-то картину старого мастера, на самом деле написанную в XVII веке, и делают краски по рецептам того времени. Очистят от старой краски, нарисуют «правильными красками» что-то в самом деле по стилю похожее на Рембрандта (как делал Ван Меегерен лет 90 назад), в краску добавят соль, чтобы получить трещинки-кракелюры — и при некоторой оплошности экспертизы картину можно будет принять за подлинную. Если при помощи специальной камеры эксперт не посмотрит на эскиз картины, скрытый под краской, или анализ не покажет наличие в красках соли…
Впрочем, попытки жуликов заработать большие деньги, возможно, смогут обмануть даже современную экспертизу. Ведь в желании схитрить человеку нет равных.





Услышал однажды зимний разговор: нет плохой погоды, есть плохо одетые люди.