Особенности головных уборов
Удмурты-калмезы, проживающие на территории Сюмсинского, Селтинского, Увинского, Вавожского, частично Кизнерского районов современной Республики Удмуртия гордятся традициями родов и дизайном в одежде, отличающимися от удмуртов «северных» и «западных», проживающих на территории современного Шарканского района.
Женщины этой территории надевали не сборчатые женские шапочки (йыршет), а шапочку подургу белого цвета, края которой обшивались кумачом, оторачивались цепочкой и позументом. Сверху подургу покрывали головным платком. Та же шапочка называлась «ыркышет» у завятских удмуртов, и «чалма» — у южных сородичей.
Женская шапка айшон издавна считается в удмуртской культуре традиционным головным убором. В переводе означает «наглядная вывеска» от пермского ай — «передний» и шон — «развесить». Такова высокая конусовидная шапка на кожаной основе и текстильной материи. Рисунок-послание на ней — это отражение самобытности и информации, по условной аналогии с QR-кодом сегодня.
Подугру носили в местности, где другой головной убор — айшон не был традиционным, она закрывалась платком и по традиции надевалась женщиной после рождения первого ребенка. По другим данным подугру надевали первый раз после венца, покрывая ее красивым платком.
Были популярны самодельные обшитые кумачом, сукном и ситцем косынки из холста треугольной формы с непременной вышивкой и позументом. Такой головной убор назывался куиньсэрго. Его надевали поверх мягкой поурги и прически чузырет. Угол платка, покрывающий спину также обшивался бахромой.
Удмурты, как и представители многих других малых народностей, ревностно относились к сохранению традиций не только рода, но и конкретной семьи.
Традиционный костюм завятских (арских) удмуртов имел разнообразие в двух вариантах головных уборов: девичий такъя, женский ашъян с покрывалом сюлык. Причем на рубашки с короткими рукавами в мелкую клетку красно-черного колера в форме туники пришивали оборки шириной до 15 см, а сверху надевали украшения из металлов и минералов. Причем так, чтобы они были видны не только спереди, но и сзади одеяния.
Не менее интересна форма головного убора шымакш. Эта шапочка напоминает ровный конус, прикрепляемый со стороны широкой части (раструба) к волосам, как колпак «Петрушки» из детской сказки. Но в то время заколок в широком распространении не было, зато шапочка-конус имела у раструба длинную палочку-шпильку, крепившуюся в волосах заплетенной косы. Обязательного в то время элемента женской прически.
Акценты мужского костюма и цветовой раскраски
На границах сел и условных районов это было особенно заметно: мужчины калмезы ходили в красных домотканых рубахах туникообразного покроя с вышивкой на рукавах, на груди и на подоле, а соседствующие удмурты-ватка носили преимущественно белые. Это давало контраст, видимый даже издалека.
В традиционном народном костюме выделялось три стилистических варианта — северный, южный и бесермянский. То, что красный цвет преобладал в элементах старинной одежды удмуртов — разъясняется поверьем, что цветовая гамма с доминирующими оттенками красного способствовала повышению тонуса и защитных иммунных сил организма. Но были и поверья, объясняющие пристрастие к белому, натуральному цвету льна.
Основой мужского комплекта были льняные рубаха-дэрэм и верхний халат-шортдэрэм. Рубаху из белого льна, традиционно «урожайного» на территории Удмуртии, мужчины носили только с халатом, причем элементы одежды из разных комплектов не смешивали. Это и многое другое показывает особенное смысловое отношение удмуртов к национальной одежде.

По народным поверьям удмуртов одежда могли использовать злые люди для нанесения вреда, привлечения болезни и даже смерти ее владельцу. Поэтому при пошиве одежды женщины спрятали лоскуток ткани, пришивали его к внутренней стороне недалеко от ворота рубахи. По распространенному среди удмуртов поверью дополнительный оберег делал мужчину более защищенным. Рубашку надевали прямо на тело без исподнего.
В более позднее время, начиная примерно с XIX века вышивка уступает аппликации с пестрыми цветами с преобладанием цветастого ситца или кумача.
Эти и другие традиции в каждом районе были свои, особенные, но по смыслу напоминали привычку украшать-покрывать голову в центральной России — непокрытая голова «на людях» считалась показным неприличием, имелось даже негативное понятие «опростоволоситься», дошедшее до наших дней.
Удмуртское рукоделие в предметах кроме одежды
Вместо ковров на стены вешали вышитые в том числе шерстяные гобелены, покрывала. Такие рукодельные предметы шириной во всю стену избы или светлицы считались признаками умения и достатка в конкретной семье. Выставкой достижений — их вывешивали на виду и гордились по той же аналогии как «театр начинается с вешалки». Мужчины следовали традиции и развешивали на гобеленах холодное оружие.
Рисунок квадратных фигур, образов, ромбов и перекрещенных элементов наиболее традиционный для удмуртов. Они почти не использовали закругленные грани. Современные рубашки в клетку тоже часть удмуртской рукодельной культуры «старого времени».

«Клетчатую одежду», где соседствуют в рисунке квадратные фигуры разного цвета, добавляя контраст в визуальном восприятии, носили и женщины. Однако костюмы по расцветке различались у невест и замужних. У невест клеточки означали «желания». Причем, чем мельче клетка — тем лучше: от количества клеточек в костюме удмуртки можно судить сколько детей будет в семье. От количества клеточек на фартуках и передниках замужней удмуртки узнавали — сколько детей в семье фактически.
Южные удмурты носили как оберег монисто, северные — аппликативные нагрудники муресазь и кабачи — вышитый нагрудник. Его прикрывал фартук — айшет или передник — азькышет. Особенности рисунка, сочетание (переход) цветов в одном рисунке — все имело значение — каждый элемент. С одной стороны — оберег, талисман от сглаза, с другой — информация для тех, кто знает «шифр» и «код», то есть для своих.
Особенно интересно читать росписи на головных уборах, укогутах — платках и рассматривать пояски. Тут важен каждый видимый элемент, количество полосок, узелков.
С давних времен удмурты считались мастерицами в ткацком ремесле и вышивании. Каждая женщина с молодости училась вышивать и ткать даже если родители были богатыми людьми. Девушкам прививали культурные традиции предков с практическим- прикладным смыслом: женщина должна уметь из подручных средств, шерсти и тканей сделать одежду как для себя, и для своего мужчины. Даже чулки — чуглэс ткали сами, а для нижнего белья использовали сшитые отрезки кожи и мех. По-удмуртски шортдэрем с эрезью — это кафтан поверх штанов.
Как и у других народов различались комплекты одежды для дома и «на выход», обыденные и праздничные облачения и украшения. Примерно так же — значительно различались повседневная одежда и праздничные наряды у деревенских и городских жителей. В 30−40 годы ХХ века вышитая одежда в Удмуртии постепенно сменяется фабричной, и кроме образцов в краеведческих музеях и театральных реквизитов, сегодня национальные костюмы с вышивкой сохранились только в частных коллекциях, передаваемых из поколения в поколения от матери к дочери.
Чем глубже изучаешь исторические и национальные традиции — тем интереснее становится познание нового, и так мы можем никогда не закончить… В каждой культуре есть необычные истории и смыслы. Удмурты в в этом примере одна из интереснейших народностей.





Не знаю, как на вершинах новозеландских хребтов, а у меня на даче, в Новгородской области, бетонные плиты пешеходной дорожки, залитые...