• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Валентина Пономарева Грандмастер

Почему народ прозвал лису Патрикеевной?

Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек,
любит уточек, свернет шею гусю жирному,
не помилует и кролика.
К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

История это давняя, случившаяся много веков назад. Героиня русского фольклора получила отчество от имени Патрикей, имеющего античные корни: по-гречески patricos — «отчий», по латыни patricius — «благородный». Так что давалось оно людям знатного происхождения.

Фото: Janusz Pienkowski, Shutterstock.com

Одним из таковых был родовитый княжий отпрыск Патрикей (Патрикий, Патрекей), сын Нариманта Туровского, внук знаменитого литовского владыки Гедиминаса. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода:

В Новгород приеха Князь Патрикей Наримантович, и прияша его новогородци, и дашв ему кормление, пригороды: Орехов, и Корельскии, и пол Копорьи городка, и Луское село.

Любопытно, что те же самые вотчины за полвека истории Руси до того были получены его отцом Наримантом, изгнанным с них через пять лет за пренебрежение к управлению землями и защите Новгорода от Ливонии.

Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Поговаривали, что сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин ушкуйников и руководству их разбоем как по северным землям, так и за их пределами.

Уже через год жители ореховские и корельские прислали делегацию в Новгород с жалобой на князя, а тот в ответ поднял смуту в городе. Сразу два веча собрались: одно на Ярославовом дворе, другое — при святой Софии, одно за Патрикея, другое — против. И оба схода — при оружии. Долго стояли так:

…Три конца — Неревский, Загородский и Людин — вооружились на Славянский конец (прим. — у В. Янина он назван Славенским) и стояли у св. Софии на вече от обеда до вечерни; с ними сначала согласился и Плотницкий конец, желая также идти на славлян (прим. — так в источнике), но на другой день отказался, и только три конца написали три одинаковые грамоты обетные — стоять заодно, а славляне с князем Патрикеем всё стояли на вече на Ярославовом дворе. (С.Соловьёв).

В. Г. Худяков, «Новгородское вече. Вечевой колокол», 1861 г.
В. Г. Худяков, «Новгородское вече. Вечевой колокол», 1861 г.
Фото: общественное достояние

Дело удалось в конце концов решить миром: у князя отобрали предоставленные земли, взамен дали Русу, Ладогу и Нарвский берег. Через несколько лет повторилась история, произошедшая некогда с Наримантом: в 1388 году Патрикей лишился земель новгородских, в 1397 был позван на них вновь, а в 1408 году перешёл служить Москве.

Между прочим, от рода Патрикея произошли многие именитые фамилии российские. От сына Фёдора — Хованские; от другого, Юрия — Булгаковы, Щенятевы, Куракины, Голицыны; от третьего, Александра — Корецкие.

Почему народ прозвал лису Патрикеевной?
Фото: Depositphotos

Примечательно, что во времена Руси у свободолюбивых новгородцев практика то звать, то прогонять приглашённых князей была не единичной (среди таковых был, к примеру, и Александр Невский). Но в памяти народной «лисий характер» навсегда остался эпитетом именно Патрикея, а затем закрепился и в фольклоре в образе сказочного персонажа — хитрой рыжей плутовки лисицы.

Статья опубликована в выпуске 2.07.2008
Обновлено 6.08.2022

Комментарии (34):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: