• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Любите ли вы кино так, как любили и любят его…? Часть 3

В 60-е годы в кинематограф приходят молодые талантливые режиссеры. В период хрущевской «оттепели» А. Тарковский снял фильм «Иваново детство» в главной роли с актером Н. Бурляевым. Автор фильма стремился показать войну глазами подростка, у которого погибли взрослые. Тарковский сумел отобразить не только внешнюю сторону жизни, но и переживания героев кинокартины.

Но чиновников от искусства все больше раздражает этот молодой, но уже зрелый режиссер. Его второй фильм «Андрей Рублев», в котором рассказана история жизни художника-иконописца, выходит на экраны после больших переделок. На смену «оттепели» приходит застой. Творческие замыслы Тарковского чиновники встречают враждебно. За 20 лет работы в Советском Союзе режиссер смог снять лишь 5 картин.

Его фильмы «Сталкер», «Солярис», «Зеркало» подвергались в прессе издевательствам, постоянным придиркам. Стремление режиссера показать «тайники» души своих героев встречалось со стеной непонимания людей, далеких от искусства. И хотя все его фильмы получали премии и награды на международных кинофорумах, в прокат поступало минимальное количество кинокопий.

Когда его пригласили в Италию сделать фильм совместного производства, режиссер согласился. Но и там от него не отставали всевидящие чиновники, последовало напоминание о том, что пора вернуться в Союз, но Тарковский отказался. В прессе его тут же объявили предателем родины, поступил приказ об изъятии всех его фильмов из проката. Тарковского не стало в 54 года, он умер в Париже в 1986 году. У него на могиле есть надпись: «Человек, который увидел ангела…»

Трагична творческая судьба режиссера А. Аскольдова, который в 1967 году снял фильм «Комиссар», где женщину-комиссара Вавилову блестяще сыграла актриса Н. Мордюкова. В кинокартине рассказана история женщины, которая во время боев в годы гражданской войны уходит из отряда, чтобы родить ребенка. Она селится в семье еврея Ефима, после рождения ребенка возвращается в отряд. Жизнь этой женщины, сначала непонятная для Ефима, впоследствии открывает для него весь мир. Ее преданность своему делу, вера в лучшее делают его другим человеком.

По распоряжению ЦК партии фильм был запрещен для показа на экранах кинотеатров. Режиссер был исключен из партии, его осудили за профнепригодность. И только через 20 лет фильм попал к зрителю. Его впервые показали в рамках Московского международного кинофестиваля. Кинокартина «Комиссар» с триумфом обошла все экраны мира. В 1988 году фильм был удостоен приза «Серебряный медведь» в Берлине, завоевал около 10 наград на различных кинофестивалях…

Каждый режиссер, снимавший фильм, знал, что ему придется пройти несколько этапов проверок, прежде чем его картина попадет на экран. Существовали инстанции внутри главных редакций, художественного совета, включая Госкино. И везде требовали поправок, уточнений и дополнений. Кроме того, за процессом съемок фильмов зорко смотрели кураторы в обкомах и ЦК КПСС.

Для молодой и красивой девушки Ларисы Шепитько учеба на режиссерском факультете ВГИКа не была случайностью. Свой первый учебный фильм «Зной» она сделала рукой настоящего мастера, чем несказанно удивила не только коллег, но и педагогов. В 1964 году Лариса приступила к съемкам полнометражного фильма «Крылья», где в главной роли бывшей летчицы Петрухиной сыграла актриса М. Булгакова.

Затем Л. Шепитько снимала кинокартины «Ты и я» (Серебряный приз на кинофестивале в Венеции), «Восхождение» (приз «Золотой медведь» в Берлине). Шепитько была бескомпромиссным режиссером. Почти все ее фильмы, а их было немного, вызывали недовольство у чиновников от кино. Так, фильм «Ты и я» был в буквальном смысле изрезан ножницами. Очень скоро режиссер приобрела славу неуживчивого человека. Ее последний фильм по повести В. Распутина «Прощание с Матерой» доснимал ее супруг, режиссер Э. Климов. Л. Шепитько погибла в автомобильной катастрофе в 1979 году, в 41 год…

После работы «Восхождение» Л. Шепитько, завоевавший главный приз в Берлине, только спустя 10 лет «Золотой медведь» был присужден фильму «Тема» режиссера Г. Панфилова. А через два года этот приз достался К. Муратовой за картину «Астенический синдром». В годы перестройки, в 1991 году, приз Венецианского кинофестиваля был присужден режиссеру Н. Михалкову за фильм «Урга.Территория любви». Пять лет назад «Золотого льва» с Венецианского фестиваля увез наш молодой режиссер А. Звягинцев за картину «Возвращение».

В этом году фильм «Бумажный солдат» режиссера А. Германа-младшего был удостоен «Серебряного льва» в Венеции. Каннский кинофестиваль не раз награждал фильмы режиссеров Н. Михалкова, А. Кончаловского, А. Сокурова. В этом отношении самым богатым на награды стал 1990 год. Призы получили сразу три фильма: «Такси-блюз» П. Лунгина, «Мать» Г. Панфилова и фильм «Замри, умри, воскресни» В. Каневского. Кинокартины Н. Михалкова, А. Сокурова и П. Лунгина на сегодня имеют уже свой фестивальный рейтинг. Но ни один из этих фильмов не имел в Каннах такого триумфа, который сопровождал в 1958 году киноленту «Летят Журавли» М. Калатозова.

Надо сказать, что фильм П. Лунгина «Остров», затрагивающий проблему связи реальной жизни с церковными обрядами в России, посмотрело почти 40% населения в стране.

Если раньше киноиндустрия была убыточной отраслью, то сейчас многое поменялось в этом плане: 20 лет назад было расформировано Главное управление по прокату фильмов, отменена цензура, вопросы создания репертуара стали решаться на местном уровне. Большой прокат был у фильма В. Меньшова «Москва слезам не верит», это лента завоевали премию Американской академии «Оскар». А фильм «Маленькая Вера» В. Пичула в 1988 году посмотрело чуть ли не все население страны. Было куплено 50 миллионов билетов.

Кинотеатры активнее стали показывать зарубежные фильмы. Появилась и новая профессия — продюсер. Д. Дондурей, главный редактор известного журнала «Искусство кино», вспоминает, как в разговоре с одним чиновником мечтательно сказал: «А ведь и у нас когда-нибудь будут продюсеры…» На что тот ответил: «Ну, это когда будет…»

Самым сложным для кинопрокатчиков стал 1996 год: сняли всего 20 фильмов. Кино переживало очередной кризис. Гайдаровские реформы в стране сказались и на киноиндустрии. Закрывались кинотеатры, в кино почти никто не ходил. Американская компания «Кодак», договорившись с правительством Москвы, взяла в аренду старое помещение профсоюзного клуба и, вложив свои средства, «раскрутило» кинотеатр «Кодак-Киномир». Уже через год компания смогла вернуть все затраты.

Но уже в 1999 году фильм «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова «перешагнул» по сборам в прокате миллионный рубеж. Большой популярностью у зрителей пользовались кинокартины «Турецкий гамбит», «12 разгневанных мужчин», «9-я рота». Однако фильмы режиссера Т. Бекмамбетова «Дневной дозор» и «Ночной дозор» принесли самые крупные сборы среди отечественных и западных кинокартин.

Россия — это огромный кинорынок, где живут люди, которые всегда любили и любят хорошее кино. После дефолта кинотеатры стали везде расти как грибы. Приоритет был за кинотеатрами с несколькими залами, от 4-х и более залов. С 2000 года началась стабилизация, появились меценаты, готовые вкладывать финансовые ресурсы в киноиндустрию. Темпы роста рентабельности кинотеатров продолжают набирать обороты. По данным социологов, раз в неделю ходит в кино каждый пятый москвич.

И все же порой вспоминаешь с ностальгией вопрос, который часто можно было услышать у кинотеатров: «А у вас нет лишнего билетика?»

Статья опубликована в выпуске 13.11.2008
Обновлено 20.09.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: