• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Катерина Богданова Грандмастер

Кто был отцом для льва и медвежонка? Федор Хитрук. Мультфильмы из детства

Когда говорят о великой советской анимации, в первую очередь вспоминают Юрия Норштейна, создавшего лучшие фильмы всех времен и народов. А я хочу назвать еще одно имя — Федор Хитрук. Как минимум в рисованной анимации. Он не создал уникальную «многослойную» картинку, не лепил своих персонажей из пластилина. Но он был одним из первых, кто отошел от диснеевской манеры прорисовки персонажей с правильными «человеческими» пропорциями.

Фрагменты жизни

Федор Хитрук — дитя Первомая. Он родился в Твери 1 мая в год двух революций — 1917. Семья самая обыкновенная. Мама домохозяйка, отец — слесарь. Первая самостоятельная сцена — короткая, практически немая, сделанная Хитруком, была в фильме «Дядя Степа» 1938 года. Даже герой был не главный — дворник, подметавший улицу и ворчавший «Ох-ох-ох». Во время первого просмотра Федор так долго ждал свое «детище», что… не узнал его в общем показе мультфильма.

Его первая жена — Мария Мотрук тоже из мультипликаторов. И называет он ее подчеркнуто — Мария Леонидовна. Он ненавидит войну. После нее, вспоминает, отвык держать в руках карандаш. И первую послевоенную сцену в мультфильме «Слон и муравей», можно сказать, провалил. Правда, потом пришел к пониманию, что его «конек» — характер, а не динамика. У него ведь и мультфильмы такие — с характером.

Его герои разные — вытянутые в струну или приземистые, как будто приплюснутые. Но всегда с несомненным характером и завораживающей харизмой. И даже не сомневайтесь — вы всех их знаете. Напомнить? Винни-Пух и Пятачок, артист цирка лев Бонифаций на каникулах, крикливый квадратненький режиссер кино из «Фильм, фильм, фильм». Кстати, многие деятели киноискусства утверждают, что это самый удачный фильм про кино.

А вот аниматором Федор Хитрук стал под влиянием… диснеевской мультипликации. Он сам вспоминает, как в 1935 году (семья только вернулась из Германии, где работал отец) в Москве показывали фильмы Уолта Диснея. Движущиеся картинки так впечатлили юного иллюстратора, что через три года он, совсем молодой юноша, оказался на «Союзмультфильме». И последующие двадцать пять лет рисовал, рисовал, рисовал… В первой половине 1940-х этот процесс прервался войной. Видимо, поэтому путь к первой авторской работе был долгим: режиссером Федор Савельич стал в возрасте 45 лет.

Его герои

Его первым фильмом стала «История одного преступления» 1962 года. Кино отнюдь недетское — как модно было говорить «остросоциальное», призывающее не шуметь соседей по ночам. Впрочем, отвлекаясь от фабулы, в форме повествования уже тогда было заметно — сделано мастером. Схематичные образы вырисовались в сложный затянутый этюд, который после получил призы на международных фестивалях.

Но самые знаменитые — это, конечно, Винни-Пух (1969−1972 гг.) и Бонифаций (1965). Причем любой ребенок Советского Союза навсегда останется категоричным — наш Винни лучше диснеевского, как ни крути. Но мы не будем об этом спорить. Скажем только, что в свое время Борис Заходер, русский папа Винни-Пуха, крайне неодобрительно относился к идее экранизации. А потом притерпелся и даже водил на показы своих знакомых. Только Пятачок ему был как-то не очень.

Но Федор Савельевич не согласен: «В книге написано, что он был такой маленький, что мог пролезть в почтовый ящик. Как бы это выглядело на экране? И мы сделали его невесомым, он весь хрупкий и как будто держится на пуговице штанов».

Вовремя уйти

Федор Хитрук все делает своевременно. Удивительно даже, как ему это удается. Его режиссерская карьера продлилась чуть больше двадцати лет. В 1983 году он снял свой последний — снова не совсем детский — фильм «Лев и бык» и ушел. В преподавание. Впрочем, тогда ему уже было 66. Он вел высшие курсы сценаристов и режиссеров и был одним из создателей отделения режиссеров-мультипликаторов. Говорит, что преподавая стал понимать намного больше в профессии, из которой ушел навсегда. В 2008 году увидела свет его книга «Профессия — аниматор»…

В его биографии можно встретить несколько «идейных» фильмов. В отличие от Норштейна, ему не удавалось отстоять свои мультфильмы перед комиссией. Он все успевал делать вовремя. Черта, совершенно не свойственная творческому человеку.

И разменяв десятый десяток (Федору Савельевичу уже 92), он умеет находить смешное. Вечный сказочник. И вы только представьте себе, как бы мы жили без нашего забавного хитроватого плюшевого Винни-Пуха. Никак ведь…

Статья опубликована в выпуске 1.05.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: