• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Принцесса цирка. Какая она по эту и… ту сторону манежа? Часть 1

Фильм «Полосатый рейс» сделал дрессировщицу Маргариту Назарову знаменитой. Он имел шумный успех у зрителей, был награжден «Серебряным призом» международного кинофестиваля детских фильмов в Калькутте. Кто смотрел фильм, тот наверняка помнит его сюжет. Непосредственная и немного взбалмошная буфетчица Марианна добивается любви строгого старпома с корабля «Евгений Онегин», на котором перевозили… тигров. Когда тигры выходят из клеток, на судне начинается переполох. И только отважная Марианна не теряется в трудную минуту, загоняя своих полосатых «друзей» снова в клетки.

До этой знаменитой киноленты Маргарита Назарова успела побывать в качества дублера в фильмах «Тигроловы», «Человек и зверь», «Случай в тайге» и не менее любимой зрителями комедии «Укротительница тигров», где главную героиню с блеском сыграла актриса Л. Касаткина.

Внешне казалось, что в жизни Назаровой всегда сопутствовал успех. Мало, кто знает, что она из семьи лесника и учительницы, с детства увлекалась балетом. Но безоблачное детство оборвала Вторая мировая война: 15-летнюю Маргариту вместе с ее сверстниками угнали в Германию. Там, в плену, ей пришлось стать танцовщицей в кабаре. Только после войны Назарова смогла найти свою семью. Позади были побои и унижения, впереди — новая и интересная работа.

В цирке, где Назарова выступала с акробатическим номером, ей посчастливилось познакомиться с известным дрессировщиком тигров К. Константиновским. Именно он ввел ее в мир своей профессии, помог стать дрессировщицей. Став мужем и женой, эта красивая пара всегда радовала своих зрителей. К сожалению, Константиновский умер в расцвете сил, ему было 52 года. Сказались производственные травмы. Маргарита Петровна еще долгие годы выступала в цирке, закончив свою карьеру участием в фильме «Стюардесса», где сыграла небольшую роль…

Если верить знатокам циркового искусства, первыми укротителями зверей были… мужчины. Среди них — француз А. Мартэн, создавший номер со львами в 1831 году, англичанин Т. Батти, голландец В. Амбург и др. Однако историки донесли до нас сведения о том, что в России еще в1619 году дрессировал льва Григорий Иванов. Поначалу вагоны-клетки для зверей делали из дерева, отчего укротитель всякий раз подвергал свою жизнь риску. И только в конце 19 века братья В. и К. Гагенбек из Германии, владельцы крупного зверинца, изобрели разборную клетку, которую можно было установить на весь манеж.

В советское время фундамент нового вида дрессировки заложил Н. Гладильщиков, который использовал гуманный метод работы с животными В. Л. Дурова. Женщины, как правило, были помощниками своих мужей, но выступали и самостоятельно, включая в свои номера прирученных голубей, обезьян, кошек.

Внучка клоуна и дрессировщика Анатолия Дурова, Тереза Васильевна, вспоминала, что ее семья была против того, чтобы она стала дрессировщицей. Но, проявив упорство, Тереза Васильевна стала дрессировать животных, она больше полувека выходила на арену, сумела «воспитать» около ста животных. Среди них — верблюды, слоны, пеликаны, пони, кенгуру. Прославилась и правнучка второго брата Дуровых, Владимира, Наталья Юрьевна, которая дрессировала моржей, морских котиков, сивучей, рысей.

Цирковая семья Сидоркиных, Тимофей и его жена Елизавета, были воздушными гимнастами, а потом стали дрессировать животных. Примеру родителей последовала дочь Тамара (известная по фамилии Брок), которая была в 20−30-е годы прошлого века известна не только как дрессировщица, но и жонглер, исполнительница танцев разных народов. Впоследствии ученица Тимофея Сидоркина, Ирина (выступала как Сидоркина), став дрессировщицей, подготовила номера «Морские львы», «Медведи и морской лев». Лучшие из ее номеров были показаны в фильмах «Арена смелых» и «Два друга».

Каждый выход на арену — это огромный труд дрессировщика, от которого требуется воля, смелость и терпение, прежде чем красивые и опасные животные станут покорными и послушными. Об этом писала известная дрессировщица Ирина Бугримова. Она за свою большую цирковую жизнь «воспитала» 80 львов. Каждое выступление дрессировщицы — это еще и спектакль. Бугримова добивалась не только слаженности в работе, но и… изящества и красоты. Зрители с удовольствием смотрели номера «Лев на мотоцикле», «Лев в воздухе», «Лев на проволоке», «Прыжки через огненное кольцо» и др.

А ведь Ирина в юности окончила музыкальную школу и балетную студию. Потом занялась спортом, была чемпионкой Украинской ССР по толканию ядра, в метании диска. Ей прочили большое спортивное будущее. Кто знает, как сложилась бы ее судьба, если бы она не встретилась с известным цирковым мотогонщиком Александром Буслаевым (настоящая фамилия Бутенко), который стал ее мужем. Впервые с ним Бугримова выступила в 1929 году в номере «Полет на санях».

Однако их союз распался после Второй мировой войны. Но и в последующие годы знаменитая дрессировщица постоянно оттачивала свое мастерство в работе со львами. В ее номерах также выступали лошади, собаки. Бугримова много гастролировала, везде ей сопутствовал неизменный успех и благодарность зрителей.

Второй женой дрессировщика А. Буслаева стала молодая выпускница циркового училища, артистка Ростовского цирка, Тамара. Вместе они прожили 30 лет, до самой смерти Буслаева. В год их знакомства девушка в основном выступала с акробатическими номерами, пока Буслаев не предложил ей начать репетировать конный номер. И уже через три недели Тамара прекрасно чувствовала себя в седле.

Но Буслаев не хотел останавливаться на этом, хотя их номер «Школа верховой езды» был по достоинству оценен ростовчанами. Он обратился в Главное управление цирка с просьбой разрешить им подготовить новый аттракцион «Львы на лошадях». Как позже вспоминала Тамара Буслаева, в управлении к их затее отнеслись с недоверием, заявив, что «это невозможно сделать».

Но Александр был настойчив. Тамара ежедневно делала заметки в своем дневнике. Однажды она написала: «Лев просидел на скачущей лошади 2 минуты». Свой номер супруги готовили около года. После каждого выступления зрители им аплодировали стоя. На одном из представлений в Париже актер Жан Марэ подарил укротителям львов большое яйцо, сделанное из шоколада, наверху которого сидел игрушечный львенок.

С давнего времени в цирке складывались целые династии актеров. Династия дрессировщиков Филатовых насчитывает 5 поколений. В 19 веке был известен передвижной цирк Ивана Филатова, который дрессировал медведей. Стала дрессировщицей его дочь Мария, которая работала на манеже с мужем. Сын Ивана Филатова Валентин принес мировую известность династии, создав аттракцион «Медвежий цирк», в котором его «воспитанники» ездили на велосипедах и мотоциклах, катались на роликах и даже боролись на импровизированном ринге. Этот номер был удостоен Большой золотой медали на Всемирном фестивале циркового искусства в 1956 году в Варшаве. Дочери знаменитого дрессировщика Валентина Ивановича, Татьяна и Людмила, тоже работают в цирке. Татьяна с мужем дрессирует медведей и слона, им удалось сохранить легендарный номер отца «Медвежий цирк».

Их слониха Рада снималась в фильмах «Потерялся слон», «Лев ушел из дома», «Сын клоуна», а медведица Кузя появилась вместе с актрисой И. Муравьевой в киноленте «Карнавал», где прекрасно чувствовала себя на роликах. Во время съемок рядом со своими подопечными находилась дрессировщица Татьяна Филатова. Сегодня в цирке дрессируют животных дочери сестер Филатовых, которые работают вместе с мужьями. Когда Татьяну Валентиновну спрашивают о секретах дрессуры, она в ответ говорит: «Руки у нас, у Филатовых, особые. Мы любим животных».

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 14.09.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: