• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Корзунова Профессионал

Какая ложь таится в учебниках истории, или Куда пропали книги о войне?

Мне могут возразить — узнавать об истории войны можно и из других источников. Согласна, можно и нужно. Да вот, как показала практика, с этим у нас тоже все неблагополучно.

Я обошла все городские книжные магазины. В итоге удалось найти аж пять книг на военную тематику! Сборник рассказов Алексеева, «Два капитана» Каверина (хоть и часть, но все же про войну), сборник стихов и хрестоматию для обязательного чтения с тремя рассказами и (вот удача!) томик Е. Ильиной «Четвертая высота» про Гулю Королеву.

Как подумаю о своем детстве, в памяти всплывают десятки, если не сотни книг, посвященных ВОВ. Конечно, какая-то часть есть в библиотеках, но скажите честно, многие ли дети ходят туда?

Раньше о войне немало читали и на уроках литературы, сейчас же изучают Солженицына. Молодая коллега поразила меня тем, что из курса вывели даже «Повесть о настоящем человеке», видимо, как идеологически невыдержанную. О Симонове и Эренбурге, Полевом и Катаеве нынешние дети даже не слышали. Да и откуда бы им знать, если книги этих авторов днем с огнем не найдешь. Кстати, со «взрослыми» книгами дело обстоит не лучше — кроме единственного тома В. Быкова, больше ничего найти не удалось.

Аналогичная ситуация и с фильмами. Нет, кино про войну у нас выпускают сотнями серий, да вот только, за редким исключением, все они построены по двум шаблонам: сначала герой сидел, а потом воевал в штрафбате и победил, либо — герой воевал, победил, а его потом посадили. Честно скажу, надоело уже смотреть про то, как половина страны гнила в лагерях, а вторая ее охраняла.

Старые же фильмы о ВОВ, к великому сожалению, редки. А уж детские и вовсе являются исключением на экранах. Недаром мой знакомый Димка удивился: «А разве есть такие?» Хотя в свое время снимали великолепные истории: «Юнга Северного флота», «Мальчишки», «Секретный фарватер»… Перечислять можно очень долго. К счастью, их можно скачать из Интернета. К сожалению, для того, чтобы качать, нужно знать, как именно называется кино.

Александр Верт в своей книге «Россия в войне 1941−1945», изданной в 1967 году, писал: «Так, 21 июня 1942 г. Эрнест Бевин (с 1945 года министр иностранных дел Великобритании) заявил: „Вся помощь, какую мы смогли оказать, невелика, если сравнить ее с титаническими усилиями советского народа. Наши внуки, сидя за своими учебниками истории, будут думать о прошлом, полные восхищения и благодарности перед героизмом великого русского народа“.Теперь я сомневаюсь, что даже дети современников Бевина, не говоря уже о внуках, испытывают подобные чувства».

А ведь это было всего через 20 лет после окончания войны. Что уж говорить о нашем времени. Знаний мало, зато легенд и мифов — хоть отбавляй. Отнюдь нередки высказывания в стиле «Вот и жили теперь бы, как немцы!», мол, ну и победили бы нацисты, нам бы только лучше было! А так вроде и победители, а живем плохо, зато побежденные жируют. Однако при этом апологеты конформизма забывают, что на Западе живут побежденные немцы! Вынужденные играть по правилам, которые навязали союзники. А вот если бы победили птенцы Адольфа, то всем россиянам небо бы с овчинку показалось.

Надо сказать, что Адольф Гитлер был весьма откровенным человеком и, начиная геноцид того или иного народа, не стесняясь в формулировках, объяснял — зачем это нужно сделать. К примеру, население Крыма планировалось переселить в Сибирь, дабы на волшебных берегах Черного моря устроить Ривьеру для представителей высшей нации.

Для «бесполезных» регионов были другие планы, ясно изложенные в рекомендациях штаба «Ольденбург» от 23 мая 1941 года. «Десятки миллионов людей в этих областях излишни, и они либо умрут, либо будут вынуждены переселиться в Сибирь. Попытки спасти население потребляющих областей от голодной смерти привлечением избытков продовольствия из черноземной зоны могут лишь сказаться на снабжении Европы. Это подорвет стойкость Германии в войне и отразится на способности Германии и Европы выдержать блокаду.»

Москва и Ленинград вместе со своим многомиллионным населением просто-напросто подлежали полному уничтожению. Нет, я не ошиблась — не пленению людей, не конфискации имущества, а разрушению и уничтожению. Об этом более чем откровенно говорят документы…

29 сентября 1941 вышла директива начальника штаба ВМС Германии «Будущее города Петербурга», в частности там содержались такие пункты:

«2. Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в существовании этого города непосредственно у ее новых границ.

4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.

Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения."

Но об этом на уроках истории не говорят и фильмы об этом не снимают. Ведь лучше рассказать о том, какие милые люди были фашисты, как они трогательно ухаживали за приглянувшимися русскими девчонками, как красиво отдавали честь своим офицерам. Вспоминать про зверства, видимо, неполиткорректно, как и про то, что большая часть населения страны подлежала уничтожению, а другая переводилась в ранг скота, обслуживающего господ.

Кто помнит слова И. Эренбурга, написанные в первые дни войны? «Немцы надеялись вызвать гражданскую войну. Но стерлись все грани между большевиками и беспартийными, между верующими и марксистами: одни защищают время, другие пространство, но и время и пространство — это родина, это земля, это такая-то высота, такой-то рубеж, такое-то селение. За Красную Армию молятся в старых церквах, купола которых затемнены, чтобы не служить приманкой немецким летчикам. За Красную Армию молятся муфтии и раввины. Для старых бабок в деревне Гитлер — это Антихрист. Для молодого астронома, шорца, отец которого верил в колдовство и отдавал последнюю овцу шаману, Гитлер — это тьма.» 4 октября 1941 г.

Но ведь это так, агитпроп, кому он нужен… Что эти писатели-фронтовики видели, знали, понимали!

И вот думаю, а так ли уж виноваты дети в своем неведении, незнании истории, непонимании — что же происходило почти семь десятков лет назад. Почему людей той поры называют героями и говорят о том, что они прошли через невозможное…

Статья опубликована в выпуске 5.12.2010
Обновлено 21.07.2015

Комментарии (66):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А всей правды не о чем никто не знает. А то, что Гитлер был в Бресте, а вы и не знали, так это только ваши проблемы, а не учебника истории или учителя. Ну был и был, вот радости то. Было много более значимых вещей, на которые следовало обратить внимание.

    Оценка статьи: 2

  • я открыла для себя новую правду о войне, когда начала смотреть цикл передач канала ВВС о войне, Гитлере, уничтожение евреев по датскому ТВ. я даже не знала, что Гитлер был в Бресте!А ведь всей правды о войне мы так и не знаем

  • еВГЕНИЯ МОНИНА Читатель 7 марта 2012 в 23:19 отредактирован 27 мая 2018 в 12:41 Сообщить модератору

    Это еще что. Вы дальше почитайте Белку и Стрелку в космос запустили оказывается американцы. А Гагарин был скрытым американцем

  • Прямо ностальгией повеяло - я тоже помню фильмы "Секретный форватер"...
    Хотя сейчас их тоже показывают, правда гораздо меньше - в дневное время по культуре или 3 каналу.

  • Валентина Корзунова, а что вы хотели сказать своей статьей.Что в учебнике истории есть неточности? Так они везде есть. Что в школах плохо преподают историю? Так не только историю. Что в продаже нет книг о ВОВ? Так это вы плохо ищите, или не там ищите. Что в кинотеатрах нет хороших фильмов о ВОВ? Так купите себе диски и смотрите. Молодежь историю не знает? Вот давайте не будем обобщать. Вы сами то что нибудь знаете о поисковых отрядах? Вы знаете кто в этих отрядах? А о военно-патриотических клубах слышали? Если бы вы все это знали - вы не стали бы писать такую статью. Кстати, ваши дети и внуки (если есть конечно), уж они то историю ВОВ знают намноголучше сверстников.

    Оценка статьи: 2

    • Александр Петров,
      А вам же и не нужен мой ответ, вы все сами знаете.
      Что в магазинах есмть книги, хотя их там нет.
      Что фильмы можно купить на ДВД, только вот нету детских фильмов. Скачать можно, но надо знать - что качать.
      Что если плохо преподают историю и т.д., то с этим надо смириться.
      Так?
      А про поисковые отряды , полагаю, знаю побольше вашего, с некоторыми сотрудничаю уже несколько лет. Только причем тут поисковики? Речь шла совершенно о другом, но вам же это не интересно

      • Валентина Корзунова, тогда тем более я не понял, что вы хотели сказать своей статьей. Поисковики при том, что это молодежь, о которой вы печетесь, что она не знает истории.

        Оценка статьи: 2

        • Александр Петров,
          Попробую еще раз. Итак, по этим учебникам учатся все дети, а сколько ребят занимаются в поисковых отрядах? Их единицы.
          Есть у нас дети, которые учатся в музыкальных школах и слушают классику, но разве на этом основании можно говорить - что все дети разбираются в хорошей музыке? Да процентов 90 ни разу в своей жизни не ходили на оперу или в органный зал. И это я еще с оптимизмом процент дала.

  • Россия - страна крайностей. Либо - герои-красноармейцы, идущие с именем Сталина на танки, либо - победили штрафники, подгоняемые заградотрядами. Да надо просто дать людям возможность изучать историю, а не идеологию. А то, что изучают у нас... Зашел как-то в школу, беседовал с преподавателями. Затронули тему и о знаниях школьников о ВОВ. Пригласили троих учеников. Я спросил: "Кто такой Георгий Жуков?" Ответы потрясающие - космонавт, политик! Один только сказал, что КАКОЙ-ТО герой войны!!!
    Да, были и заградотряды, была Катынь, была паника в 41-м, вот насчет технического превосходства не припомню, но Бог с ним, пусть была. Но был и Александр Матросов! И патриотизм нужно воспитывать на таких примерах. И историю учить ту, которая была, ВСЮ, а не только то, что было в ней плохого. А то может уж сразу предложить юным россиянам плюнуть на солдатские могилы - ведь дутые герои то!

    Оценка статьи: 5

  • Валентина Корзунова,
    Друзья мои! Вы бы наши украинские учебники полистали. Договорились-дописались уже до того, что и Великая Отечественная война — не наша война, а какая-то "война русских с немцами", а мы в стороне". Что из всех постсоветских республик только в Беларуси Великая Отечественная война осталась Великой и Отечественной.
    Сегодня в каждой из стран настойчиво утверждается новый сонм национальных героев. В Украине — это вояки УПА, в Узбекистане — басмачи.
    В научных кругах родилось даже понятие поп-истории, по аналогии с поп-музыкой и поп-культурой. Смысл его в доведении содержания курса до научного примитивизма. Так легче оболванивать и воспитывать патриотов. В США, например, где, очевидно, свой вариант истории, молодые люди считают, что во Второй мировой войне против фашизма боролась только Америка, которая победила на всех фронтах. Опасность мифов, которые преподносят школьные учебники, в том, что они впоследствии сыграют разрушительную роль в межнациональных отношениях в СНГ.

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий удален
      • Влад Коган, а Вы интересовались, почему советские войска остановились, не пошли на Варшаву? Посмотрите, почитайте архивы... Подсказываю. Они были измотаны в предыдущих боях, предлагали повременить с восстанием, но польские "патриоты", подзуживаемые лондонским правительством, сделали всё возможное, чтобы АКовцы, а не АЛовцы (т.е. не "Советы"), в дальнейшем были главными в послевоенной политике Польши, ну а не получилось... Значит, Советы виноваты. И не имеет значение, что общее число погибших советских воинов в результате неподготовенной наступательной (Висло-Одерской) было бы в разы больше! Ну а "любовь" поляков к России - это отдельная песня. Катынь? Не всё так однозначно. Вспомните 20-е годы, десятки тысяч советских военнопленных, замученных в польских концлагерях. Впрочем, у Вас сложилось своё представление о истории... Учились мы в разных школах (я -СШ, техникум, военное училище, военная академия - курс военной истории, юрид. институт), так что в некомпетентности меня сложно упрекнуть.
        Честь имею!

        • Комментарий удален
          • Влад Коган, еще не плохо бы вспомнить основательно забытый на Западе факт предательства союзниками Польши в 1939, а так же "политику умиротворения" гитлеровской Германии (аншлюс Австрии, раздел Чехословакии, Рейнскую область). И отвергнутые Западом предложения СССР о создании антигерманской коалиции... Хотя, о чем я? Ведь это делал Запад, так что все это поводом к началу 2-й Мировой быть не может по определению
            А уж в плане образования... Изучать историю по художественной литературе конечно намного круче, чем в академии. И так, на всякий случай - в 1920 Сталин генералиссимусом не был.

            Оценка статьи: 5

            • Комментарий удален
              • Влад Коган, спасибо, что открыли мне глаза на мою серость. Действительно, откуда я могу что-то занть! Ну, кроме махорки, разумеется.
                Сильные у Вас аргументы!!!
                А по поводу моей статьи - к подавлению мятежа в Моршанском районе "товарищь" Тухачевский не имеет ни какого отношения. Вы путаете Моршанский мятеж и антоновское восстание. Это далеко не одно и тоже.

                Оценка статьи: 5

                • Комментарий удален
                  • Александр Яковенко Александр Яковенко Читатель 7 декабря 2010 в 14:55 отредактирован 7 декабря 2010 в 14:58 Сообщить модератору

                    Влад Коган, про махорку. Не по теме, но всё же-всё же...
                    «Не свернете ли махорки?» – Кто-то вытащил кисет
                    Автор: Сергей Пустовойтов
                    03.12.2009 13:19
                    Те, кому за 70, относятся к ней с трепетом. Те, кому за 50, знают ее вкус. Поколение помоложе наверняка слышало о ней от отцов и дедов. Речь о махорке, которая не раз спасала, когда надеяться было уже не на что.
                    Козья ножка
                    Считается, что махорка «эмигрировала» в Россию из Южной Америки в начале XVI века. И, несмотря на южное происхождение, без проблем прижилась в наших широтах. Высаживайте ее хоть в теплолюбивом Краснодарском крае, хоть под Магаданом – взойдет всюду. ...
                    После Октябрьской революции табачные фабрики, как и все остальные, были национализированы. Перебои с куревом длились до конца 1920-х годов, после чего жизнь курильщиков стала налаживаться. А в Великую Отечественную именно махорка из-за дешевизны и непритязательности обрела вторую жизнь, став для бойцов окопным куревом.


                    Матрас моей бабушки

                    Нарком пищевой промышленности Анастас Микоян говорил: «Без махорки даже воевать нельзя. Это, правда, не пушка, не аэроплан, но без нее и на фронте трудно. После хорошего боя надо хорошо закурить…»

                    Актер Юрий Никулин вспоминал свое участие в картине «Они сражались за Родину»: «Война – трудная тема. Вернее, не тема. Жизнь. В нее уйти надо с головой. Когда мы приехали на съемки фильма «Они сражались за Родину», чувствую: дух захватило, даже запах войны вспомнил, махорку опять начал курить, козью ножку крутить научился заново…»

                    В годы войны махорка была бесценной в прямом и переносном смысле. Ее курили после атак и перед боем, она входила в паек каждого бойца. Те, кто не курил, меняли махорку на сухари и сахар, которые отправляли семьям.

                    На рынке блокадного Ленинграда махорку меняли на полкило хлеба.

                    Петербуржец Игорь Богданов писал в книге «Дым отечества»: «В 1941 году часть оборудования фабрики Урицкого, выпускавшей еще в первой половине года папиросы «Фестивальные», «Зефир», «Северная Пальмира», была эвакуирована на Урал; производственная мощность предприятия существенно сократилась. Да и с сырьем возникли проблемы. Вместо табака стала поступать махорка, обработка которой требует иного оборудования. Только к 1942 году удалось наладить производство махорки, однако сырья поступало все меньше. В 1942 году на фабрике было налажено производство мин, снарядов, ручных гранат и другой военной продукции – и одновременно производство суррогата махорки из опавших листьев, изготовление медикаментов. Махорку, смешанную с листьями клена и дуба, выпускавшуюся фабрикой Урицкого, в народе называли «матрас моей бабушки». Потом к ним стали добавлять листья осины и липы. Блокадные остряки не оставили без внимания табачные суррогаты. Махорку, приготовленную из мелко истолченной древесной коры, в зависимости от степени крепости называли по-разному: «вырвиглаз», «память Летнего сада», «смерть немецким фашистам», «сено, пропущенное через лошадь»...

                    Ищем в сети, найдём всё... со временем.

                    • Комментарий удален
                      • Влад Коган, ну что ж, отвечаю.
                        Кроме курения ещё используют для употребления как "понюшка табака", т.е. вдыхания, для жевания (ну ооочень для любителя), в сельском хозяйстве - борьба с вредителями, в эксплуатации деревянных домов - пропитка стропил и других деревянных деталей , в дому - от моли. Можно порассуждать о папиросах, чей диаметр вроде как совпадает с "тремя линиями", т.е. 7,62. Также махорка стратегический резерв, вместо табака в тяжёлое время, типа война, впрочем, это я уже говорил.
                        Если есть что сказать - пишите.

              • Влад Коган,
                К истории воинского звания "Генералиссимус"
                Генералиссимус Советского Союза — высшее воинское звание в Вооружённых Силах СССР. Введено указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1945 и на следующий день, 27 июня, присвоено И. В. Сталину.

                В 1945 году по предложению Политбюро ЦК ВКП(б) И. В. Сталину, в ознаменование исключительных заслуг в Великой Отечественной войне, было присвоено звание Генералиссимуса Советского Союза. Он был награждён вторым орденом «Победа», и ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

                По воспоминаниям современников, вопрос о присвоении звания генералиссимуса обсуждался несколько раз, однако Сталин неизменно отклонял данное предложение. И только после вмешательства Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского дал своё согласие, когда последний заявил: «Товарищ Сталин, вы маршал и я маршал, вы меня наказать не сможете!»

                • Комментарий удален
                  • Влад Коган, ну что ж, пусть буду для Вас юмористом. Пусть посмеются над данным высказыванием те, кто меня знают. А, насчёт генералиссимусов. Навскидку...
                    Генералиссимус (лат. generalissimus — самый главный) — высшее воинское звание во многих странах.
                    Первый генералиссимус Александр Эдуар Анри де Валуа, герцог Анжуйский
                    Исторически это звание присваивалось полководцам, командовавшим в ходе войны несколькими, чаще союзными, армиями, а в некоторых случаях государственным деятелям или лицам из семей царствующих династий в качестве почётного звания.
                    В России первым это звание получил 28 июня 1696 воевода А. С. Шеин от Петра I за успешные действия под Азовом, а также Фёдору Ромодановскому было присвоено звание «генералиссимус потешных войск», официально же звание генералиссимуса в России было введено Воинским уставом 1716 года.
                    12 мая 1727 звание было пожаловано князю А. Д. Меншикову,
                    11 ноября 1740 — принцу Антону Ульриху Брауншвейгскому (отец императора Ивана VI; 1714—1774),
                    28 октября 1799 — А. В. Суворову.
                    Следует учесть, что из вышеуказанных полководцев только А. В. Суворов получил звание генералиссимуса в полном соответствии с Воинским Уставом, так как являлся наследным принцем Сардинского королевства, графом Российской империи, графом Священной Римской империи и главнокомандующим австрийских и сардинских войск.
                    После Октябрьской революции звание генералиссимуса было отменено вместе с другими воинскими званиями, однако 26 июня 1945 указом Президиума Верховного Совета СССР было введено звание Генералиссимус Советского Союза и 27 июня присвоено И. В. Сталину. В настоящее время в России это воинское звание законодательством не предусмотрено.
                    По остальным странам коротко.
                    Франция - порядка 10 человек.
                    Великобритания - 6 и т.д., включая Польшу (Радзивилл).
                    В целом, около сотни самых разных военачальников и, как минимум, неординарных личностей.
                    По моему, пора заканчивать бесплодную дискуссию.
                    Вы,я так понимаю, видите только чёрное в истории СССР (России), я же стараюсь понять всё взаимосвязано, в исторической плоскости, реалиях того времени.
                    Честь имею!

          • Александр Яковенко Александр Яковенко Читатель 7 декабря 2010 в 10:12 отредактирован 7 декабря 2010 в 11:47 Сообщить модератору

            Влад Коган, а мне стыдиться нечего своего образования. Я знаю, что Польша, например, отвоёвывала "восточные кресы", как она по скудоумию называла земли нынешней Беларуси, воспользовавшись Гражданской войной, отдельная песня о "любви" старого поколения моих земляков-белорусов к полякам, как они считали белорусов "быдлом", как Господу-Б-у молились за здоровье Советской власти (и это было!!!). Как отдали Белосточчину Польше... Впрочем, каждый видит то, что ему интересно видеть.
            А Вы путаете причину и следствие. Кстати, учился в военной академии я не при Советской власти, а в нынешнее время. Впрочем, по Вам видно, что у Вас есть установка на охаивание всего того, что было в 20-м веке со сороны России. Б-г Вам судья.
            Кстати, а что Вы скажете про раздербанивание Чехословакии Германией и, внимание, ПОЛЬШЕЙ? Да и звание генералиссимуса Сталина (20-е годы), меня поразило! Ну чтож, читайте дальше свою литературу, Бабеля, в т.ч. (к нему я отношусь с уважением). Интересно, а какое у Вас было образование, если Вы про Польскую войну изучали по художественным произведениям? Явно проблемы в образовательном учреждении, где Вы учились...

            • Валентина Корзунова Валентина Корзунова Профессионал 7 декабря 2010 в 18:30 отредактирован 7 декабря 2010 в 18:32 Сообщить модератору

              Александр Яковенко,
              Мда... Не хотелось холивара - но куда ж без него.
              Оппонентны, обвиняющие меня/нас/тех, кто верит в героев Великой Отечественной, верит в мощь тогдашнего, конечно же и безусловно тоталитарного и бездемократического государства, прибегают к настолько уже скучным доводам, что надоело их отрицать.
              Причем темка-то идет далеко не из 20-го века.
              Вспомним:
              "раздел Польши, насколько в нем принимала участие Россия, был делом совершенно законным и справедливым, был исполнением священного долга перед ее собственными сынами, в котором ее не должны были смущать порывы сантиментальности и ложного великодушия, как после Екатерины они, к сожалению и к общему несчастью России и Польши, смущали ее и смущают многих еще до сих пор. Если при разделе Польши была несправедливость со стороны России, то она заключалась единственно в том, что Галич не был воссоединен с Россией. Несмотря на все это, негодование Европы обрушилось, однако же, всею своей тяжестью не на действительно виновных - Пруссию и Австрию,- а на Россию. В глазах Европы все преступление раздела Польши заключается именно в том, что Россия усилилась, возвратив свое достояние. Если бы не это горестное обстоятельство, то германизация славянской народности,- хотя для нее самой любезной из всех, но все же-таки славянской,- не возбудила бы столько слез и плача."
              Но, аппологеты" правильного восприятия истории тут же скажут, что надо читать иные книги, и вообще действовать в русле нынешней политики: "Польша! Россия кается за все!"
              За Катынь (хотя не понимаю, если все так было сурово, то отчего ж отказываются власти от нормального уголовного процесса с предъявлением документов и экспертизами, а не доводами. Почему не учитываются заявления тех же Илюхина и Мухина - врут, докажите!)
              И почему даже если правда о Катыни и есть правда, в ответ Россия не просит покаяния от поляков за 20-е годы?
              Но нет. Нам же не это нужно! Нужно же доказать, что еще те оставшиеся идиоты, которые помнят не только слова, но и чувства: Родина-честь-Отчизна просто не должны быть. Место новым - ubi bene ibi patria.

              В моем материале, между прочим, я даже не ставила задачей историческое обоснование преподанных фактов, в большей мере - их алогичность. Либо полное отсутствие.

      • А если уж честными быть хочется, так надо признать: в статье тоска не об истории, не о точности исторических фактов - об идеологии. Автору хочется, чтобы история была столь же идеологичной, какой была в советские времена. И идеологичность - не в том, чтобы представлять в учебниках, книгах, фильмах и - да-да! - мемуарах - то, что бы идеологии соответствовало. А в том - и это главное! - чтобы существовал запрет на представление мнений даже не противоположных, но просто - иных.
        То же читается и в реплике Игоря - народ, который не может выбирать (не умеет типа)))), 7 декабря должен читать не про Перл-Харбор, а про контрнаступление сов. войск под Москвой.

        • Люба Мельник, "7 декабря должен читать не про Перл-Харбор, а про контрнаступление сов. войск под Москвой".
          Нет, не правильно поняли.
          Читать надо и читать много. А 5 ноября можно было бы и почитать и о Битве за Москву, а 7 ноября, и о Перл Харборе, тоже трагедии американского народа.
          А что бы различать "Кто есть Ху", знания нужно закладывать в школе, и не надо мелких подробностей, даже знание того, когда был открыт 2 фронт, и где встретились сов. и амер. войска, многое бы прояснило.
          Идеология была, есть и будет в любой стране.
          Где вы видели правдивые американские фильмы о войне Корее, во Вьетнаме? Где вы читали о зверствах американцев в концлагере для пленных немцев на севере Германии сразу после войны?
          Воспитывать патриотизм американцы умеют, мы это утратили и проигрываем.

          Оценка статьи: 5

          • читать дальше →

            • Люба Мельник, исправить не дают
              Частный корреспондент
              Леха Ниолаев суббота 16 октября 2010 года
              Идеальный овощ
              «Они уверены, что мир был создан в минуту их рождения»

              Оценка статьи: 5

              • читать дальше →

                • Люба Мельник,читать дальше →

                  Оценка статьи: 5

                  • читать дальше →

                    • Люба Мельник, "Ох, скушно, девушки! "
                      "Вопросы по информатике для 5 класса
                      Текст билета:
                      ...шлет с письмом она гонца,
                      Чтоб порадовать отца.
                      А ткачиха с поварихой,
                      С сватьей бабой Бабарихой
                      Извести ее хотят,
                      Перенять гонца велят;
                      Сами шлют гонца другого...
                      Вопросы к тексту:
                      1.Назовите источник информации, её приемник и информационный канал? 2.Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?"

                      Оценка статьи: 5

          • Комментарий удален
            • Влад Коган, История - очень тонкая и многогранная штука и я даже не представляю, как ее можно учить не рассматривая весь пласт событий того времени - в том числе подковерные игры политиков, которые до сих пор хранятся с грифом секретности (когда-то в детстве попался двухтомник Юр.Королькова "Тайны войны" - интересно). Пытаются упрощать, но с тем или иным уклоном, абсолютизируя те или иные стороны той истории.
              В общем - даже не знаю, как быть - давать в школе все подробно и полностью - нецелесообразно (не поймут детишки, да и зачем разными хитростями той политики забивать им головы), а урезано - имеем что имеем, при чем и при Союзе, и сейчас.

              Оценка статьи: 4

  • "И вот в ночь с 5 на 6 декабря части Красной армии начали мощное контрнаступление по всему фронту. Это было полной неожиданностью для германского командования. Москва, которую оно считало почти побежденной, внезапно оказалась недоступной…

    В ходе советского наступления к началу января германские войска были отброшены на 100-250 км от столицы. Таким образом была ликвидирована угроза захвата врагом Москвы и сорваны его планы овладения Ленинградом.
    В боях под Москвой и в период контрнаступления зимой 1941-1942 гг. Красная Армия нанесла тяжелое поражение главной группировке фашистских войск. Был развеян миф о «непобедимости» германской армии и похоронен фашистский план молниеносной войны против СССР. Победа русских войск под Москвой положила начало коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны."
    Кто помнит?
    А мы наверное 7 декабря будем читать статью о Перл Харборе

    Оценка статьи: 5

  • Несколько дней назад читал статью журналиста, где он описывает встречу с одной молоденькой студенткой МГУ, для которой явилось откровением, что московское метро служило бомбоубежищем в годы ВОВ, что немцы стояли под Москвой.
    - А что они тут делали?
    Автор клянется, что это правда, что это он не выдумал.

    А мы рассуждаем о 800 километрах, о Мюнхенском сговоре, о пакте Молотова, а поколение 90-х вообще ни чего не знает.

    Оценка статьи: 5

  • А у меня такое впечатление, что немалая часть изучала историю по книгам Резуна и Солженицина.

    на фоне абсолютного технического превосходства СССР на земле, в воздухе и на море
    Ух ты! И где ж это превосходство было?

    кости не погребенных воинов, до сего дня валяются в лесах Брянщины, Псковщины, да и в Ленинградской области их сколько угодно и во многих других местах, а количество без вести пропавших превышает все разумные пределы
    Ну и какое это имеет отношение к изложению истории ВОВ в учебниках?
    К слову о памяти конкретных людей и помощи конкретным людям у меня тоже есть статья, где рассказано, как благодаря помощи конкретных поисковиков в Латвии, мне удалось помочь розыскать сыну солдата могилу погибшего на войне отца.

    А вообще, да, я поняла - пчелы у меня неправильные: книги не те, авторы не те, воспоминания не тех участников. Вот те, кто говорит, что победили в ВОВ чудо вкупе с заградотрядами - они да, в теме.

    Марина Неделина,
    Ух ты! Вот это круто - про такое я где-то читала, но чтоб на уроках объясняли... Дурдом.

  • Валентина Корзунова, а у нас в школе в первом классе ввели новый экспериментальный предмет "Истоки". Что из чего и из-за чего произошло. На первом уроке объясняли, что такое мама и папа. На втором - о победе в ВОВ. Так вот, в учебнике написано, что в 1945 году майская пасха совпала с днем Георгия Победоносца, что бывает крайне редко. Поэтому война и кончилась нашей победой. Так что великий советский народ вообще не причем.

  • Вы б определились, что вам нужно. Пока получается, что в качестве источников информации о войне вы используете один учебник, личные воспоминания о детских книжках и фильмах конца 40-х-начала 70-х гг. 20 века и мемуары военачальников, сочинения не без тенденции, часто изобилующие неточностями, ошибками и натяжками. И - да-да, именно, агитпроп. Источники эти неравнозначны, иные таковыми назвать даже нельзя. Ну, разве только источником по истории ментальностей)))
    Кстати, заинтересовало о затемненных куполах старых церквей, в церквах этих, мол, за Кр. Армию молятся. В городе, в котором живу, к войне из двадцати двух церквей осталось действующими две. Пять монастырей были закрыты, некоторые снесены полностью или частично, один был занят под военные склады, другой - сначала был концлагерем, потом отдали под детдом для детей изменников Родины. Шестой монастырь, за городом, превращен был в тюрьму.
    Вот это - та правда, которая надоела: "надоело уже смотреть про то, как половина страны гнила в лагерях, а вторая ее охраняла".
    Вообще тоска берет от произведений такого жанра - о прошлых золотых временах, о том, чего сейчас "лишены наши дети". Так тенденциозно, так непрофессионально!
    По сути, автору ведь не правда нужна, а - чтобы дети знали про войну. И не вообще знали - а имели бы тот же багаж знаний, каким обогатили автора книжки и фильмы ее детства.
    Из первой части: "Похоже, что авторы плохо учились на уроках географии – СССР и Германия не имеют общих границ, между нами лежат Польша, Чехия и Словакия, Австрия, Венгрия и Румыния. По самому короткому пути – около 700-т километров" - похоже, что глубокоуважаемый автор, взявшись судить работу авторов учебника, просто продемонстрировала, что она не в ладах с историей.
    Единица вам за обе статьи, за передергивания, надрыв и ложный пафос.

    • Люба Мельник,
      Я-то определилась, что мне нужно.

      в качестве источников информации о войне вы используете один учебник, личные воспоминания о детских книжках и фильмах конца 40-х-начала 70-х гг. 20 века и мемуары военачальников
      Хм, говоря об учебниках по истории, что еще можно использовать, как не их? Один учебник, был взят, как пример (в других, примерно, тоже самое). Анализировать ВСЕ учебники, в рамках ШЖ - нереально. Это же не площадка для монографий.

      Про прочие источники тоже понравилось - то есть мемуары - ерунда, архивные документы - не катят. А из чего тогда получать информацию нужно - из астрального откровения?

      И про личные воспоминания о книжках и фильмах не менее здорово. Мне сложно использовать чужие воспоминания - не научилась я телепатии

      Кстати, заинтересовало о затемненных куполах старых церквей, в церквах этих, мол, за Кр. Армию молятся.
      Ага, конечно, и Эренбург врет. И в церквях не молились, деньги на самолеты и танки не собирали.

      Вот это - та правда, которая надоела: "надоело уже смотреть про то, как половина страны гнила в лагерях, а вторая ее охраняла".
      да-да-да - войну выиграли толпы зэков с черенками от лопат, которых гнали впереди себя войска НКВД.
      Это, конечно, не агитпроп - а самая, что ни на есть, правда и жизнь не по лжи.

      По поводу границы - да, соглашусь, здесь нужно было более развернуто подойти, учитывая, что кто-то будет опираться на подобные карты. Вот только, фактическая граница с Гемранией имела маленький кусок на севере. Таки ж Генерал-Губернаторство никто не отменял. И оно Германией не было! Хотя и находилось под ее влиянием.
      если следовать такой логике, то получается, что все страны, окупированные Германией, фактически ей и стали. В том числе территория СССР, занятая немцами. Так, да?

      • читать дальше →