• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Триллер «Я плюю на ваши могилы». Что такое эксплотейшн?

Эксплотейшн — кинематографическое направление, периодом расцвета и упадка которого являются шестидесятые-семидесятые годы прошлого века. В основе этого течения лежит английское слово Exploitation — эксплуатация.

Для начала немного сухой статистики. Картина «Я плюю на ваши могилы» режиссера Стивена Р. Монро является осовремененной версией культового триллера 1978 года «День женщины» Мейра Зарки. Последний выступил в ремейке в качестве продюсера, а само название новый вариант целиком и полностью позаимствовал из слогана оригинала. Сюжет также претерпел некоторые изменения — в основном косметические, вроде сотовых телефонов, ноутбуков и прочих элементов сегодняшней действительности. Но суть фильма осталась та же: зло порождает зло.

…Молодая писательница Дженнифер по фамилии Хилс решает, что для написания следующей книги ей непременно нужны тишина и покой. Понятное дело, трудно собраться с мыслями в шуме и гаме мегаполиса. А вот Богом забытая американская глубинка — прекрасное место, чтобы погрузиться в атмосферу будущей книги, не распыляясь на звонки, друзей и прочие отвлекающие факторы.

Однако Дженнифер не повезло. Не успела она уютно обосноваться в заброшенном домике на берегу заплывшего ряской озера, как ей пришлось столкнуться с местным населением в лице группы скучающих реднеков под предводительством местного шерифа. Негодяи, озлобленные на себя, свою дерьмовую жизнь и на «городскую стерву, вихляющую задом во время утренних пробежек», решили поиграть в неправильную игру.

Всё бы ничего, да только там, где заканчиваются игры, начинается самая настоящая жесть. По очереди изнасиловав несчастную, подонки уж было собрались замести следы, да только упустили девчушку из виду. Отчаявшись найти ее мертвое тело, они уничтожили все улики и вернулись к своему привычному распорядку. Зря, конечно, потому что Дженнифер сумела выжить и теперь намерена навестить своих обидчиков и вернуть им должок…

О времена, о нравы. Это я не о самом фильме, а том, что подобная продукция в наше время в некоторых странах, обделенных кинорейтинговой системой (включая Россию), может беспрепятственно попасть в широкий прокат. В США и Великобритании лента «Я плюю на ваши могилы» закономерно получила рейтинг R (только для взрослых), чему способствовала не только сама тематика работы, но и нецензурная брань, насилие и обнаженка на экране.

В связи с этим неудивительно, что у нас картина Монро заработала в кинотеатрах больше, чем на родине, чего, впрочем, всё равно не хватило, чтобы окупить полуторамиллионный бюджет.

Поймите меня правильно, я вовсе не моралист, но и фанатом множественных «Пил» и «Хостелов», проповедующих культ насилия на киноэкране, тоже не являюсь. Подобные зрелища у любого нормального человека вызывают как минимум — тошноту, а как максимум — полное отторжение. Сомнительное удовольствие лицезреть в кадре жестокое изнасилование, выдирание зубов, отрезание гениталий. Складывается впечатление, что авторы фильма задались целью искупать своего зрителя во всевозможных девиациях нездоровой человеческой психики. Главный вопрос: с какой целью?

Вот как раз с целями у создателей «Я плюю на ваши могилы» — тотальная напряженка. Даже если отвлечься от излишне натуралистичных образов, всё равно хочется спросить: «Ради чего снимался фильм?». Чтобы показать загнивающую американскую сельскую молодежь, представители которой постоянно жрут, курят, пьют, развлекаются Бог знает чем и готовы в любой момент запросто убить неугодного им чужака? Или в назидание хорошим белым девочкам (в этом плане картина Монро абсолютно неполиткорректна, в кадре не замечено ни единого негра, простите, афроамериканца), которым не стоит расхаживать в мини-бикини'69 по домикам, арендованным в лесу у какого-то сомнительного типа?

Сдается мне, что в данном случае мы имеем дело с чистым примером эпатажа, призванного в очередной раз продемонстрировать широкой аудитории, что немотивированное насилие причудливо в своих формах и проявлениях. При этом сложно сказать, то ли реальность дает пищу фантазии авторов, то ли они сами подобными поделками инициируют дальнейшую эскалацию жестокости в обществе. Или, скорее всего, эти два процесса тесно переплетены и взаимосвязаны. Коррида и гладиаторские бои нуждаются в одобрении зрителей в той же мере, что и зрители — в периодическом кровопускании на песочной арене.

Забегая вперед, скажу, что добро в ленте торжествует. Хотя понятие «добро» здесь размыто донельзя, его и добром-то назвать язык не поворачивается. Это, скорее, апокалипсис, судный день, низвергающий на головы провинившихся самые страшные кары. Месть из разряда «руку за око, голову за зуб». Героиня фильма, испытав унижение, боль и страдания, воздает своим врагам в десятикратном размере, отказывая им и в прощении, и в самой жизни.

Некоторые рецензенты поругивают исполнительницу главной роли Сару Батлер. Мол, как-то ее перевоплощение из жертвы в убийцу неестественно выглядит. Не соглашусь. Очень хорошо девочка сыграла. Особенно, учитывая, что ей пришлось побывать не в самых гламурных позах. Сама Батлер, кстати, удивительно смахивающая на Элизабет Херли в молодости, далеко не сразу согласилась принять роль, будучи убежденной противницей подобного жанра.

Отморозки тоже вышли на славу. Простые, ничем не примечательные, парни, для которых что человеческая, что рыбья жизнь — всё едино. Впрочем, не будь в их группе явного лидера в лице местного шерифа, возможно, что история не закончилась бы столь печально.

Роджер Эберт из «Chicago Sun Times» проставил обоим фильмам, и оригиналу, и ремейку, по нулю, тем самым явно обозначив свое негативное отношение. Я фильмам оценки не ставлю, ибо уверен, что и у этой ленты есть свой зритель. Мое субъективное отношение не должно вас волновать, и вы вправе самостоятельно убедиться, что я стараюсь говорить правду, еще раз правду и ничего, кроме правды. Так что не рекомендую просмотр данной картины беременным, впечатлительным и слабым желудком.

P. S. Эксплотейшн — это действительно эксплуатация. Наших низменных желаний, наших страхов, наших темных мыслей. Доведение до абсурда, до крайностей, до тотального превосходства формы над содержанием.

Статья опубликована в выпуске 3.03.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: