• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марина Опарина Грандмастер

Что такое Халлю? Часть 1. Корейская волна, захлестнувшая весь мир

Мы уже упоминали такое понятие, как Халлю (Халью), или «Корейская волна». Поскольку ее распространение в последнее время приобретает поистине мировые масштабы, стоит рассказать об этом культурном феномене подробнее.

Постер к сериалу «Зимняя соната» kinopoisk.ru

Еще совсем недавно молодежь по всему миру поголовно увлекалась кавайными японскими персонажами аниме, фанатела от японских айдору или айдолов, но Японию с этого культурного пьедестала как-то дерзко и между делом сместила южнокорейская поп-культура. Мало кто заметил, когда именно и как именно это произошло, но сейчас k-pop-группы единолично властвуют на вершинах азиатских, латиноамериканских и европейских хит-парадов, а после оглушающего успеха «Gangnam Style» PSY сдались и американские чарты.

Такое организованное массовое распространение корейской поп-культуры по всей Азии, а после по Латинской Америке, Европе и США получило с легкой руки китайских журналистов название «Корейская волна», или Халлю. Началось оно еще в конце 90-х годов, а к 2000-м превратилось в настоящий k-pop-шторм. Причем штормить начало именно Китай, и с тех пор и по сей день именно Китай является основным потребителем продукта k-wave в мире. В своей статье «„Корейская волна“ в Китае» Мунко Гармаханов, в частности, приводит в качестве примера покупку китайским сайтом Youku Tudou южнокорейского сериала «Пиноккио» по цене 280 000 долларов за один эпизод, то есть в целом сериал этот обошелся покупателю больше, чем в пять с половиной миллионов долларов США.

Халлю: метод «мягкой силы»

Халлю «захватывала» мир очень мягко, целенаправленно и беспощадно — это после назвали методом «мягкой силы». Происходило это по инициативе государства, в соответствии с государственной идеологией, по нескольким направлениям, среди которых и современная музыка, которая даже была выделена в отдельное музыкальное направление, получившее название k-pop, и кинематограф, и телеиндустрия, в частности, производство дорам, и тхэквондо, и конечно, мода и непередаваемая корейская кухня.

Есть несколько мнений относительно того, что именно послужило толчком к такому масштабному культурному наступлению Южной Кореи сначала на Китай, а потом уже на другие страны и континенты. Википедия говорит, что произошло это на фоне экономического кризиса, который разразился в Корее в конце 90-х годов прошлого века по причине того, что руководство Южной Кореи непродуманно следовало указаниями МВФ, в результате чего повергло страну в экономическую депрессию. Пытаясь найти выход из создавшейся ситуации, сторонники так называемого «социентального» движения предложили взять курс на привлечение инвестиций в культуру, вернее в шоу-бизнес, ведь, как известно, именно эта индустрия всегда прекрасно окупается. Первые дивиденды пошли уже через пару лет, когда о моде на все корейское заговорили в полный голос.

Началась волна с распространения по Азии дорам, то есть корейских телевизионных сериалов, а конкретно с сериала «Зимняя соната» с Пэ Ён Чжуном в главной роли. Позже к этому процессу подключилась эстрадная музыка, так называемый k-pop, и именно с корейской музыкой сейчас больше всего ассоциируется понятие Халлю. Еще одно популярное направление — корейские видео-игры, которые заполонили Интернет и продолжают безраздельно властвовать в нем и по сей день.

Сами корейцы невероятно гордятся своим культурным феноменом. Каждую новую культурную вершину, которую покоряет кто-то из k-wave звезд за рубежом, они встречают с большой радостью и с удовольствием комментируют этот факт. И их можно понять, ведь именно благодаря «Корейской волне» экономика страны не только выправилась, но и пошла в уверенный рост, во многом, кстати, за счет сферы туризма, которая с 90-х годов получила бурное развитие. Министерство культуры и созданное на его базе Корейское агентство креативного контента используют все направления «Корейской волны» для того, чтобы повысить интерес иностранцев к корейскому культурному туризму.

География Халлю

Кстати сказать, «Корейская волна» потихоньку просачивается и в соседнюю Северную Корею, чему там особо не рады и стараются всячески с этим проникновением бороться. Люди, пытающиеся распространять диски с записью корейских дорам, попадают в тюрьму и наказываются довольно жестоко.

«Вирус» корейской культуры поразил и Индию, и Непал, и Пакистан, причем там корейская волна, принесшая моду на все корейское, просто вышла из берегов. То же самое можно сказать о Филиппинах и Таиланде.

Накрыла волна Халлю и страны Европы: французские фанаты, к примеру, даже выступили с флеш-мобом на фоне Лувра, требуя, чтобы агентство SM Entertainment привезло своих питомцев на гастроли во Францию. Концерт вскоре состоялся, собрав четырнадцать тысяч зрителей.

Что касается США, то если корейские поп-исполнители только пытаются освоить перенасыщенную звездами американскую почву, то сериаломаны уже делают свой выбор в пользу корейских дорам, которые, по их мнению, гораздо добрее, красивее их собственных, американских. Американцы признают, что сериалы производства США, Канады или Австралии вульгарнее корейских, да и к тому же слишком затянуты. Стремясь сделать побольше денег на успешном телешоу, создатели стараются продлить сериал на как можно больше сезонов, что часто не идет на пользу.

Такая история, увы, произошла даже с лучшими — сериал «Дневники вампира» на сегодняшний день переживает не самые лучшие времена: с уходом из каста Нины Добрев, исполнительницы главной роли, рейтинги телешоу настолько сильно обрушились, что уже принято решение сделать восьмой сезон последним. И не спасает даже приятная мордашка Йена Сомерхалдера. Корейские же сериалы состоят из 16−20 серий, от них не успеваешь устать, и после финальной серии остается тонкое приятное послевкусие, а не оскомина.

Отсутствие секса в корейских дорамах, как это ни странно, американские телезрители считают достоинством, а не недостатком — видимо, американские сериалы с их постоянными постельными сценами и льющейся кровью с экрана порядком утомили даже сериаломанов США, а ведь они считаются одними из самых преданных фанатов в мире.

Халлю в России

Конечно, шторм этот если не накрыл Россию, то основательно «подмыл» трогательную привязанность большей части российских подростков и молодежи к японским аниме, а любителей манги «завербовал» в ряды своих фанатов. Очередной всплеск интереса русской молодежи к к-поп культуре был зафиксирован после выступления на Универсиаде в Казани культовой корейской группы EXO, еще с Луханом и Крисом в составе. Пластичные мальчишки с разноцветными головами покорили юных россиян своим выступлением: толпа фанатов буквально следовала за ними по пятам от самого аэропорта.

Для туристов из России в Южной Корее даже открывают специализированный центр, который будет заниматься популяризацией туристического направления, связанного с темой Халлю. Уже более шестидесяти стран находятся под «Корейской волной», и Национальная организация туризма Кореи решила, что пора в этот список добавить и Россию, для чего и открывает так называемый K-Style Hub, в работе которого примут участие как туристические, так и культурные организации, которые будут продвигать Халлю в России и привлекать российских туристов в такие популярные у туристов районы Южной Кореи, как Намдэмун, Мёндон и Инсадонг.

Надо сказать, что подобный опыт работы с другими странами уже есть: в результате такой работы туристы могут рассчитывать на существенные скидки на жилье и трансфер, рестораны и шопинг. Для иностранных туристов даже был организован специальный рейс из Сеула в другие города Кореи, который назвали K-Shuttle. Естественно, что в преддверии зимней Олимпиады 2018 в Каннын-Пхёнчанге работа в этом направлении будет расширена. С 2014 года между Россией и Южной Кореей действует безвизовый режим, так что российским поклонникам k-pop культуры можно смело планировать поездку.

Кто же они, люди, покоряющие мир? О звездах «Корейской волны» стоит поговорить подробнее. Не переключайтесь!

Статья опубликована в выпуске 17.05.2016
Обновлено 23.03.2021

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: