• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

Какой женский идеал предпочитал русский царь Петр Первый ?

Через судьбу Петра Великого прошло несколько женщин, но не каждая из них сумела оставить свой незабываемый след в его мятущейся душе.

Первой женой юного Петра по наставлению матери-царицы стала Авдотья Федоровна, такая же юная и малоопытная в делах любви, как в то время и сам Петр. Ее домостроевское воспитание и постоянное желание во всем угождать мужу только злило и раздражало Петра. Авдотья быстро ему надоела, и он стал настаивать на ее добровольном удалении в монастырь. Молодая красавица не понимала, чем она не угодила мужу, и стала оказывать сопротивление его царской воле. Она любила Петра, и их первенец, сын Алексей, казалось, связал ее с мужем навеки.

Однако Петр настаивал на разводе и бедной Авдотье Федоровне пришлось подчиниться. После четырехчасовой личной беседы с Петром она была заточена в Суздале в Покровский девичий монастырь.

Петр называл свою первую жену глупой. Она представляла собой идеал русских допетровских женщин, но именно этому домостроевскому идеалу не только в любви, но и в жизненном устройстве всей Руси противился Петр. Именно этот идеал он отвергал и разрушал своими реформами. А потому и женщина оказалась нужна ему другая: более деятельная, деловая, энергичная, способная стать не только матерью его детей, но и другом, умеющим разделить с ним все тяготы и заботы о государстве, умеющая легко и беззаботно проводить свой досуг, плясать вместе с ним до упаду на балах, давать мудрые житейские советы.

Рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак», преподнесённой в 1689 г. в качестве свадебного подарка Петру Первому
Рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак», преподнесённой в 1689 г. в качестве свадебного подарка Петру Первому
Фото: Источник

Первоначально такой идеальной женщиной показалась ему Анна Монс, проживавшая со своим семейством в Немецкой Слободе. Но как показало время, в своем первом сознательном выборе Петр ошибся.

Он был влюблен в эту красотку-немку, и она как будто выказывала ему заботу и внимание. Однако это было притворство. Во многом юная Анна действовала по наущению своей корыстной матери и одаривала своей любовью Петра, исходя из банального расчета на его царские милости и богатства.

В письмах к Петру она не стеснялась выпрашивать у него земли и драгоценности, крепостных крестьян и целые имения — не только для себя, но и для своих многочисленных родственников Монсов. Также она беззанстенчиво вмешивалась в государственные дела, просила царской милости за тех, кто был наказан Петром за государственные преступления.

В конечном итоге любовные отношения Петра с Анной Монс закончились ее открытой изменой. Девушка влюбилась в саксонского дипломата Кенигсека. Она засыпала его любовными письмами, он же хранил их в кармане своего камзола.

Однажды Кенигсек провожал Петра с переговоров, случайно упал с моста в реку и утонул. Карманы его камзола были вскрыты Петром и в них обнаружены любовные послания Анны Монс к своему возлюбленному.

В ответ на измену Петр посадил под арест в собственном доме как саму Анну, так и ее сестру, которая, по его мнению, свела этих двух изменников вместе.

Анна Ивановна опять обратилась к письмам, в которых убеждала Петра в своей преданной любви, надеясь на великодушное прощение русского царя. Она обращалась даже к гадалкам и к колдовству, чтобы вернуть себе расположение государя, однако все ее попытки восстановить былые теплые отношения были тщетны.

Лишь через несколько лет, когда у Анны появился новый влиятельный при дворе поклонник, она смогла, опираясь на его заступничество перед царем, вернуть себе право посещать немецкую церковь (кирху) и выезжать на религиозные службы из дома. Все остальные богатства, подаренные ей Петром, были у Анны отобраны и возвращены в царскую казну.

В то время когда Анна Монс предпринимала отчаянные попытки вновь приворожить к себе сердце государя, Петр уже нашел ей замену, отдав свое сердце новой, пока неизвестной, иноземке. Это была шведская пленница Марта Сковаронская, неграмотная 23-летняя красавица, дочь крестьянина и будущая императрица Екатерина Алексеевна.

Именно эта молодая женщина оказалась тем женским идеалом для Петра, который он лелеял в своей душе и неосознанно искал на протяжении многих лет. Несмотря на свою необразованность и незнатность, она сумела окружить русского государя женским теплом и заботой, умела поддержать его в дальних походах и в личных делах. Его привязанность к ней крепла из года в год и очень ясно прослеживается в его письмах к Екатерине.

Карел де Моор, «Портрет Екатерины I», 1717 г.
Карел де Моор, «Портрет Екатерины I», 1717 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В начале своих отношений с ней он называет ее в своих цидульках просто «матка», с годами же его письма становятся только нежнее и вот он уже пишет ей: «Катеринушка, друг мой, здравствуй!» После торжественной свадьбы, а затем и коронации Екатерины (7 мая 1724 года) в письмах царя появится и уважение к ней, и равное к ней отношение. Прежняя надпись будет заменена на «государыне царице Екатерине Алексеевне».

Свадьба Петра I и Катерины Алексеевны, гравюра А. Ф. Зубова, 1712 г.
Свадьба Петра I и Катерины Алексеевны, гравюра А. Ф. Зубова, 1712 г.
Фото: общественное достояние

Так на Руси на смену допетровскому домостроевскому идеалу женщины пришел новый женский идеал (прозападный и европейский), когда жена стала рассматриваться мужчиной не только как приложение к нему в лице матери семейства, занимающейся только домом и детьми, но как равноправный партнер в делах государственных, экономических и политических, как близкий друг и советчик.

Свои же представления о правильном поведении женщины в семье Петр изложит позднее в форме наказов собственной дочери Анны Петровны, когда будет выдавать ее замуж за герцога Голштинского. В своем духовном завещании дочери он напишет:

1. Веру и закон, в которых родилась, сохрани до конца своей жизни.
2. Не забывай свой народ, но люби и почитай его больше других.
3. Мужа люби и почитай, как Главу, и слушай во всем, кроме вышеописанного.

Так, любовь к своей родине и своему народу, верность своей вере царь Петр ставит выше принципа послушания жены своему мужу и учит свою дочь никогда не предавать ни в душе, но и в поступках все, что связано с русским народом и государством.

Статья опубликована в выпуске 11.02.2017
Обновлено 3.09.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: