• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Как провести игру «Дебаты» дома?

Чем заняться долгими осенними вечерами в кругу семьи? Можно, например, рисовать, читать, готовить вместе любимые блюда — вариантов много. А можно провести свободное время не только с удовольствием, но и с пользой для всех домочадцев. Попробуйте поиграть в «Дебаты». Во-первых, будет повод собрать родственников, во-вторых, займетесь развитием своего ребенка (мужа, свекрови, тещи — нужное вставить).

Игра «Дебаты» позволяет, в первую очередь, привить навык ораторского мастерства, чему в отечественных школах, к сожалению, уделяется минимальное внимание. Кроме того, эффект дебатов заключается в научении вести дискуссию, аргументированно высказывать свою точку зрения, мыслить логически.

В наше время эта интеллектуальная игра приобрела массу поклонников: проводятся международные турниры школьников и студентов, соревнования внутри класса. Но как организовать «красивую» дискуссию в домашних условиях?

Если когда-то вы сами участвовали в «Дебатах», то с организацией особенных проблем не возникнет, а вот если вы впервые слышите про «дискуссию по правилам», то обратите внимание на несколько важных моментов.

«Дебаты» требуют предварительной подготовки. Главное — определиться с форматом, от чего будет зависеть и выбор темы для будущего спора. Как показал собственный опыт, для дискуссии в кругу близких предпочтительнее формат Линкольна-Дугласа. В этом случае тема должна включать противопоставление двух ценностей, по поводу которых и спорят участники. То есть данный формат не включает обсуждение практической стороны своей позиции. Например, участник, выступающий за то, что «правительство должно заботиться о беспризорных», доказывает необходимость тех или иных социальных программ, но не оценивает их эффективность. Такая форма дебатов особенно интересна для детей из-за недостаточных знаний и склонности пофантазировать: здесь можно творчески работать с информацией и придумывать собственные аргументы.

Далее необходимо определиться с темой будущей игры. Можно выбирать всем вместе либо, если вы собираетесь сделать «Дебаты» семейной традицией, можно составить список «живой очереди». В этом есть свой плюс: ребенок научиться работать с информацией, которая, возможно, не слишком интересна для него.

Классический вариант «Дебатов» включает две команды по три человека плюс судья. Но можно обойтись и вчетвером: одна команда — папа, вторая — мама, ребенок выбирает сам, к кому присоединится, а кто-то из старших может стать судьей. Самые маленькие — зрительный зал. Кстати, малыши будут выбирать победившую команду исключительно на эмоциях. Для них победитель тот, кто лучше всех говорил. Вот вам и возможность развить навык публичного выступления!

Следующий этап — поиск информации. Искать можно, где угодно — библиотеки, Интернет, мнения знакомых. Важно объяснить ребенку, какую именно информацию ему нужно собрать. Это могут быть статистические данные, законодательство — работайте вместе, обсуждайте аргументы, прогнозируйте, какие доводы могут быть у другой стороны.

Чтобы игра стала интересней и веселее, можно сделать театрализованные «Дебаты»: поставить пюпитр, одеть выступающих в мантии или попробовать снимать все на камеру — это придает абсолютную серьезность происходящему.

И вот вы собрались для вашей первой интеллектуальной дискуссии. Что делать? Как начать? Ничего не понятно! Вам необходимо разработать регламент игры или её план. Сначала решите, сколько времени отводится на выступление — обычно это 2−3 минуты, нужны ли перерывы между выступлениями, сколько раундов будет в вашей игре, определите очередность выступающих, обсудите, будут ли перекрестные вопросы. Один из самых важных пунктов — разъяснение и определение используемых понятий. В игре принимают участие ваши родные разного возраста, а значит уровень знаний, представлений, принцип мышления у всех разный. Поэтому обязательно обсудите, что следует понимать под тем или иным термином — особенно, если речь идет о таки понятиях, как «дружба», «любовь» и т. д.

Итак, роли распределены, информация собрана, аргументы выстроены — приступаем к дискуссии! Не забудьте напомнить своим увлекшимся спором родственникам, что в «Дебатах» проигравших нет, равно как и выигравших. Есть умение вести дискуссию, правильно выстроенные аргументы и горячий чай с пирожными.

Статья опубликована в выпуске 25.09.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Помню, в детстве мои родственники часто играли в эту игру. Как соберутся за праздничным столом, так и начинают выяснять Горбачев ли развалил страну, в чем виноваты олигархи, кому страна должна обеспечить достойную жизнь и т.д. Делятся на два лагеря и пошло-поехало...
    У меня с тех пор аллергия на бесплодное обсуждение вечных тем.

  • все немножко сложнее)))

    Если говорить о реальности, то провести дебаты дома намного сложнее, чем их описать текстом. И проблема, в первую очередь, в возрасте детей. Малышей параллельно надо занимать еще чем-нибудь, а лет с 10 вполне можно брать темы и посерьезней (мы, например, любим экологию). В нашей семье пробовали провести дебаты и не раз. Получалось и заканчивалось все хорошо. Само собой, говорить о четком "форматном" проведении смысла нет - среди своих все равно по правилам не получится))) Формат "Линкольна-Дугласа" упомянула, чтобы заинтересовавшиеся смогли найти больше информации и разобраться получше. В любом случае, дебаты дома - это полная импровизация))
    Конкретный пример: двоюродный брат - подросток-разгильдяй после домашних дебатов серьезно занялся историей - зацепило. В принципе, мы дебаты проводим как профилактику и по многодневным праздникам. Просто дома все максимально упрощается.

    Оценка статьи: 5

  • Мария Тукова, игра, возможно, и интересная. Но слишком уж сложно представить семью, увлечёно роющуюся в поисках информации, соствляющую списки тем, и систематически в неё играющую. Не семья, а академия наук. Вы, кстати, много таких ботан-семейств встречали? Я вот за всю жизнь - ни одной!

    • Наташа Деспи Наташа Деспи Профессионал 25 сентября 2011 в 13:02 отредактирован 25 сентября 2011 в 13:03 Сообщить модератору

      Татьяна Гусева,
      Я подозреваю, что все намного проще.. просто автор перемудрила с объяснениями...а темой может быть что угодно..допустим, те же ватрушки..мама доказывает, что она их печь не будет (мука закончилась, хочется книжку почитать), а дети, что она должна (ее обязанность, накормить семью, что она будет радоваться, когда они будут с удовольствием чавкать, а то и помогут)..что-то в этом роде.. по крайне я так поняла идею и применила бы ее на практике.читать дальше →

  • У меня вопрос к автору. В вашей семье такие игры в дебаты проводятся? Какова их тематика? На мой взгляд автор совершенно далёк от реальной жизни и пытается перенести методы активных форм обучения в школе ( в частности, на уроках обществознания учителями лет 20 точно такая форма применяется ) в семью. Но в семье существует несколько другой формат общения. Здесь проблемы , будь то бытовые или государственного, общественного значения, обсуждаются искренне, а не по заранее формально распределённым ролям. И при обсуждении любых вопросов обязательно приводятся аргументы. В условиях хронической нехватки времени у работающих в подавляющем большинстве семей родителей, я бы лучше нашла минуточку пообщаться со своим ребёнком на волнующие его темы, помочь разобраться с очень непростыми вопросами действительности. И свои аргументы привела бы и его выслушала. Но третейский судья мне при этом не нужен. Я против того, чтобы процессы формализации затронули институт семьи, хотя такая тенденция сегодня явно прослеживается. Формализация ведёт к утрате доверия, искренности. А без этого нет семьи.
    А сейчас я пойду на кухню и поставлю тесто, чтобы у моих любимых к завтраку были горячие ватрушки. Кто против такого аргумента?

  • Наташа Деспи Наташа Деспи Профессионал 25 сентября 2011 в 01:16 отредактирован 25 сентября 2011 в 14:50 Сообщить модератору
    Понятно, что мало что понятно!

    хм.. написано умно и логично... даже красиво...но, судя по лексике, использованной в статье, данное развлечение дОлжно проводить где-то на факультете МГУ...
    Как Вы полагаете, в каком возрасте ребенок должен знать, что такое статистические данные и аргументы?
    особенно заинтересовал формат Линкольна-Дугласа (что за фрукты такие ?)...
    правильно ли я поняла, что если один участник доказывает, что «правительство должно заботиться о беспризорных», его оппонент должен доказать, что «правительство НЕ должно заботиться о беспризорных»?