• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Как подделывают древности?

Самые знаменитые подделки артефактов XIX и XX веков

Про разнообразные находки, одно время бывшие топовыми новостями, а затем разоблаченные и забытые, такие как эонантроп, золотой шлем скифского царя или глиняные статуэтки тотонаков, племени доколумбовой Америки, написано немало. Но в последние век-два было осуществлено намного больше громких археологических мошенничеств, некоторые из которых даже увековечены Голливудом.

Коллекция Вальдемара Юльсруда Фото: Brattarb, по лицензии CC BY-SA 3.0

Хрустальные черепа (вторая половина XIX века)

У торговцев древностями на волне интереса коллекционеров к доколумбовым цивилизациям Америки в конце XIX века начали появляться хрустальные черепа. Утверждали, что они принадлежат цивилизациям не то ацтеков, не то майя, не то ольмеков… Всего известно 13 различных хрустальных черепов, хранящихся в государственных музеях США, Великобритании и других стран, а также в частных коллекциях.

Хрустальный череп, найденный в Мексике. Экспозиция Британского музея.
Хрустальный череп, найденный в Мексике. Экспозиция Британского музея
Фото: Rafał Chałgasiewicz, по лицензии CC BY-SA 3.0

Исследования хрустальных черепов показали, что их обработка производилась вращающимся инструментом, на них найдены следы алмаза и корунда. Сделано это было в XIX, начале XX веков.

Однако тему хрустальных черепов затронули в нескольких сериалах и очень известных фантастических фильмах («Индиана Джонс», «Звездные врата» и другие).

Табличка Дрейка (1936 г.)

Существовала легенда, будто во время своего кругосветного плаванья пират Фрэнсис Дрейк (который впоследствии стал сэром Френсисом Дрейком) высаживался в июне 1579 года в бухте Калифорнии. Кораблям после дальнего перехода по океану требовался ремонт. Во время вынужденной остановки командующий экспедицией приказал установить медную табличку, надпись на которой увековечивала права Британии на эту территорию.

В 1936 году группа местных археологов нашла эту табличку. Была проведена экспертиза, которая доказала древний возраст металла, из которого состояла табличка, после чего ее приобрели для библиотеки Бэнкрофта (университет Калифорнии).

Увы, в 2003 году было установлено, что табличка — подделка! Ее изготовили несколько членов Калифорнийского исторического общества, которые хотели сделать приятное директору библиотеки Бэнкрофта Герберту Болтону. Он мечтал найти эту табличку, чтобы превратить популярную легенду в быль. О подделке рассказал последний из махинаторов, Лоренц Нолл, подписав письменное признание, сделанное под присягой.

Фигурки Акамбаро, коллекция Вальдемара Юльсруда
Фигурки Акамбаро, коллекция Вальдемара Юльсруда
Фото: Brattarb, по лицензии CC BY-SA 3.0

Фигурки Акамбаро (1944 г.)

Любитель археологии Вальдемар Юльсруд, немец, убежавший в Америку из нацистской Германии из-за прихода Гитлера к власти, в июле 1944 года в экспедиции в Мексике обнаружил обожженные глиняные статуэтки. Ему показалось, что они принадлежат культуре Чупикуаро — цивилизации, существовавшей до майя и ацтеков.

Ввиду сложного климата (жара, духота, москиты) Вальдемар договорился с местными крестьянами, что за каждую выкопанную ими фигурку он будет платить по 1 песо (10 центов). За относительно короткое время ему принесли около 30.000 разных, совершенно не повторяющихся фигурок древней цивилизации. Среди них были фигурки людей разных рас, динозавров, вымерших млекопитающих, даже некоторых мифических существ (например, драконов).

Мексиканские находки Вальдемара Юльсруда потрясли научное сообщество. Ведь, оказывается, древние вымершие животные были современниками наших предков, к тому же существовали некие палеоконтакты людей разных рас в давние времена.

Однако в 1950-е годы археолог Чарльз Ди Песо высказал предположение, что фигурки по ряду признаков — подделки, ибо на них нет ни следов повреждений от инструментов, которыми их выкапывали, ни следов от долгого лежания в земле. Правда, датировка фигурок методом термолюминесценции показала, что им более 2500 лет.

Однако впоследствии были проведены новые тесты, которые установили, что фигуркам не более 30 лет. В настоящее время принято считать, что эти фигурки — подделка.

Воины этрусков (1933−1961 гг.)

В первой половине 1930-х годов Музей Метрополитен в Нью-Йорке приобрел уникальные статуи этрусских воинов в натуральную величину. Они были сильно повреждены временем, разбиты на куски и впоследствии отреставрированы, но производили огромное впечатление.

Статуи были гордостью музея почти 30 лет, однако в 1961 году была произведена тщательная экспертиза, которая показала, что они — фальшивка. Итальянские фальсификаторы Альфредо Фиораванти и Риккардо Риккарди сделали их в 1933 году. У них не было достаточно большой печи для обжига, потому статуи разделили на части, по частям обожгли, а потом «отреставрировали» и предложили музею, который был очень рад купить уникальные артефакты древности, ведь на искусство этрусков тогда был большой спрос.

Окаменелые остатки археораптора
Окаменелые остатки археораптора
Фото: BleachedRice, по лицензии CC BY-SA 4.0

Археораптор (1997 г.)

В июле 1997 года китайский крестьянин из провинции Ляонин продал за пару долларов перекупщику куски сланца с отпечатавшимся на них древним животным. Летом 1998 года окаменелость была контрабандой вывезена в США. За $ 80.000 ее купил Музей динозавров штата Юта.

В 1999 году году на конференции журнала National Geographic публике был представлен новый ископаемый ящер — доказательство того, как именно динозавры начали летать, недостающее звено в линии происхождения птиц.

Увы, ученые, после исследования отпечатка сказали, что это — подделка. Голова и верхняя часть тела у нее — от ископаемой птицы Yanornis, хвост был «позаимствован» у микрораптора (семейство дромеозавридов), а нижние конечности — от животных, еще неизвестных науке.

3 февраля 2000 года журнал National Geographic напечатал пресс-релиз по несостоявшемуся открытию, признав, что «археораптор» — фальсификация, компиляция из окаменелостей нескольких разных животных.

Можно не сомневаться: пока есть коллекционеры, готовые заплатить колоссальные деньги за «уникальные древние артефакты» — будут находиться и люди, готовые им такие редкости и раритеты придумывать и создавать.

Статья опубликована в выпуске 13.01.2023

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: