• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лена Синявина Профессионал

Несколько фактов из истории про мониторинг СМИ в России

Мониторинг СМИ — один из важнейших способов анализа информационного пространства. Благодаря ему становится возможным более эффективное взаимодействие с аудиторией, управление репутацией и принятие обоснованных стратегических решений.

Фото: по лицензии pxhere.com

Он:

  • позволяет отслеживать и анализировать информацию, поступающую из различных источников;
  • является значимой частью коммуникационной стратегии многих организаций и инструментом анализа информационного пространства;
  • помогает выявлять тренды, оценивать репутацию, анализировать общественное мнение и прогнозировать развитие событий.

Сегодня для мониторинга СМИ и соцмедиа используются различные специализированные онлайн-сервисы и платформы — например, ПрессИндекс. Такие инструменты позволяют автоматически отслеживать упоминания компании, имен или ключевых слов в новостях, социальных сетях и других медиа-ресурсах.

Как всё начиналось

Истоки же этого инструмента уходят в середину XVII века, когда в Москве, в Посольском приказе, для царя и Боярской думы стали собирать сводки из немецких и голландских газет. Особое внимание сотрудники внешнеполитического ведомства уделяли негативным материалам о России. Для противодействия негативным публикациям российские власти использовали дипломатические каналы, направляли опровержения в зарубежные издания, воздействовали на иностранных торговых партнеров.

В конце правления Петра I начали активно применять двухуровневую систему мониторинга западных СМИ. Российские дипломаты за границей следили за местными изданиями, а в Коллегии иностранных дел велось наблюдение за европейской печатью. Это позволило создать обширные архивы западных газет и журналов. За распространение клеветы и оскорблений со стороны европейских издателей на них накладывались штрафы.

Например, в 1713 году Гамбургский городской совет был вынужден выплатить значительную компенсацию в размере 200 тысяч талеров. Затем был введен запрет на публикацию информации о России в западных изданиях, за исключением материалов, поступающих от российских источников (данные из научного журнала «Российская история», 2011, № 5, стр. 91−111).

В конце XVIII века похожая ситуация сохранялась. В 1799 году, по инициативе российского посланника С. Р. Воронцова, издатель газеты «Курьер» Д. Пари был подвергнут судебному преследованию за пасквиль на императора Павла I. Ему был вынесен приговор на 6 месяцев тюремного заключения и штраф в 100 фунтов. Еще двое коллег Пари были приговорены к месячному заключению (данные из историко-литературного журнала «Русский архив», 1886, кн. 1, выпуск 2, стр. 203).

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года и установления в России советской власти, в апреле 2021 года Ленин распорядился учредить мониторинг СМИ:

«…Книжной палате произвести … следующую работу: Из важнейших газет („Известия ВЦИК“, „Правда“, „Экономическая жизнь“, „Петроградская правда“ и центральных областных газет — произвести вырезки за май месяц всех материалов, касающихся экономических, хозяйственных и производственных вопросов, включая также все отчеты и статистические материалы, подробно расклассифицировать их и расклеить по альбомам». (Ленинский сборник XXXV, стр. 239).

В советский период вся медийная отрасль в стране находилась под строгим контролем КПСС и государства.

Первые попытки систематизировать и анализировать информацию из СМИ в постсоветской России начались в 1990-х годах, когда страна переживала период политических и экономических изменений. На тот момент мониторинг СМИ был в основном ориентирован на отслеживание политической обстановки, медийной активности и общественного мнения.

С развитием интернета и цифровых технологий в 2000-х годах мониторинг СМИ в России приобрел новые возможности и инструменты. Появились специализированные агентства и компании, предлагающие услуги по мониторингу и анализу информации из СМИ. Они использовали современные технологии для сбора, обработки и интерпретации данных, что позволило более эффективно отслеживать тренды, оценивать репутацию и эффективность коммуникаций.

Сегодня мониторинг СМИ в России стал неотъемлемой частью работы медийных компаний, государственных структур, бизнеса и общественных организаций. Он используется для анализа медийной обстановки, изучения реакции общественности, прогнозирования развития событий и принятия стратегических решений.

Статья опубликована в выпуске 12.04.2024